Венгерский фарфор

Среди мировой элитной керамики значимое место занимает херендский фарфор. Он производится вручную в небольшом городке на западе Венгрии. Фарфоровые сервизы и малая пластика «Херенд» прославились уникальной тонкостью, прочностью и белизной. В их декоре гармонично сочетаются европейская классика и национальные мотивы. За свою более чем 200-летнюю историю предприятие не изменило традициям и выпускает только штучную продукцию, адресованную настоящим ценителям.

История

Венгерская земля богата каолином, поэтому, начиная с XVII века, здесь процветали небольшие мастерские по производству керамики и фаянса. В 1826 году немецкий промышленник Винце Штингл открыл подобную мануфактуру в местечке Херенд, вблизи известного своими курортами озера Балатон. Сначала предприятие выпускало кирпич для дымоходов и простую фаянсовую посуду. Однако Штингл хотел расширить ассортимент и занялся экспериментальным производством фарфора. Первые опыты не принесли желаемого успеха. После обжига изделия приобретали жёлтый или сероватый оттенок, были хрупкими, нередко деформировались.

Венгерский фарфор - история

Поиски оптимального рецепта фарфоровой массы и глазурей требовали немалых вложений. Потратив больше, чем мог себе позволить, Штингл испытывал финансовые трудности и был вынужден в 1839 году продать часть акций одному из своих кредиторов – Мору Фишеру. Ещё год спустя убыточное предприятие, на котором работало несколько человек, окончательно перешло к новому владельцу. Фишер с феноменальной по тем временам скоростью возвёл новый корпус фабрики, оснастил его передовым оборудованием, а также организовал поставки каолинового сырья и топлива из окрестностей Херенда. Он увеличил штат до 54 человек, преимущественно иностранцев, с большим опытом работы в сфере керамического производства.

К 1842 году Фишер не только наладил выпуск посуды из высококачественного твёрдого фарфора, но и смог представить её на Первой венгерской выставке ремёсел. Продукцию новой фабрики отметил видный политический деятель, будущий глава революционного правительства – Лайош Кошут. Он пророчески назвал фарфор из Херенда «знаком долгожданного развития отечественного ремесла». В том же 1842 году мануфактура Фишера получила статус императорской, со всеми сопутствующими привилегиями.

Нелёгкий путь к успеху

Первый год процветания стал для фабрики роковым – пожар, возникший в результате поджога, уничтожил часть цехов и фондов. Но, несмотря на это, «Херенд» смог подготовиться к следующей национальной выставке и даже выиграл золотую медаль. В то время венгерская аристократия за неимением собственного производства, покупала утончённую фарфоровую посуду из Китая и Мейсена. Хрупкие предметы часто разбивались, а заменить их аналогами было невозможно. На фабрике Фишера стали изготавливать копии восточного и немецкого фарфора, отличавшиеся удивительной точностью.

Венгерский фарфор Херенд

Всего за 9 лет предприниматель добился признания венгерской аристократии, видевшей в нём «спасителя» бесценных фамильных сервизов и уникальной малой пластики. Имитация лучших зарубежных образцов, помогла художникам «Херенда» выработать свой уникальный стиль, до сих пор отличающий фабрику от других ведущих производителей.

Становление

Судьбоносной для мануфактуры стала Всемирная выставка в Лондоне 1851 года. Художники предприятия как раз освоили модный стиль шинуазри, который можно назвать европейским ответом Китаю и Японии. Английская королева Виктория, увидев на выставке изящные венгерские сервизы, покрытые ориентальным растительным орнаментом, заказала что-то подобное для своего дворца в Виндзоре. Так родился знаменитый столовый ансамбль из тончайшего белоснежного фарфора, расписанного пионами и бабочками. Сначала он получил название «Какиэмон», поскольку копировал популярный стиль одной из японских провинций. Однако позднее в память о титулованной заказчице, его переименовали в Queen Victoria («Королева Виктория»).

 

Венгерский фарфор Херенд "Королева Виктория"

На выставке в Лондоне, а затем и на состоявшемся в 1867 году аналогичном мероприятии в Париже, первый венгерский фарфоровый завод приобрёл и других высокопоставленных поклонников. Среди покупателей значились российский император Александр II, супруга Наполеона III – Евгения, австрийский монарх Франц Иосиф I и его брат, мексиканский правитель Максимилиан. Вообще Габсбурги проявляли к «Херенду» повышенный интерес, видя в нём продолжателя и хранителя традиций главного конкурента Мейсена, венской мануфактуры Аугартен.

Помимо членов королевских семей, среди состоятельных заказчиков венгерской фабрики значились Эстерхази, Аппони, Баттьяни и Ротшильды. Последние прославили «Херенд» эксклюзивным сервизом «Птицы», который впоследствии стал не менее популярен, чем «Королева Виктория». Из уважения к своим знатным клиентам, Фишер часто называл заказанную продукцию в их честь.

В период между 1851 – 1875 годами фабрика процветала. Фишер полностью отказался от попыток выпускать массовую продукцию, сосредоточившись на производстве элитного фарфора для состоятельных заказчиков. И не прогадал. Исключительное качество сервизов в сочетании с художественностью исполнения, поставили херендскую мануфактуру в один ряд с лидерами европейской керамической индустрии: Мейсеном, Аугартеном, Севром и Каподимонте. В декорах постепенно проявился национальный колорит, позволявший сразу определять «почерк» завода.

Венгерский фарфор Херенд - путь к успеху

Взлёты и падения

Отмечая выдающиеся заслуги Фишера в продвижении венгерского фарфора, король Франц Иосиф в 1866 году пожаловал ему дворянский титул и право добавить к своей фамилии приставку фон Фаркашхази (в переводе «Дом волка»), по названию родового поместья. Год спустя французское правительство наградило владельца «Херенда» орденом Почётного легиона, который предназначался исключительно для представителей высшей аристократии. Поводом послужило вручение серебряной медали заводу Фишера на Всемирной выставке в Париже.

Однако в 1870-х годах на деятельности предприятия сказалась так называемая Долгая депрессия – экономический кризис, охвативший страны Западной Европы и США. Число заказов снизилось, что вызвало разногласия между главой фабрики и его сыновьями, предлагавшими отказаться от элитарной продукции в пользу более прибыльного масс-маркета. В 1880 году, после смерти отца, руководство семейным предприятием взял на себя Самуил фон Фаркашхази, воплотив в жизнь предлагаемую ранее политику. С этого момента, несмотря на то, что в 1882 году «Херенд» стал главным поставщиком императорского двора, наметился значимый спад производства и слава пионера венгерской фарфоровой индустрии, померкла на десятилетие. В попытке конкурировать за массовый рынок, фабрика уступила недорогой и качественной чешской продукции. Неравная борьба закончилась банкротством «Херенда» и его передачей государству.

Венгерский фарфор Херенд

Возродил предприятие в 1896 году внук Мора Фишера – профессиональный керамист Йеже фон Фаркашхази. Он оценил производственную стратегию деда как единственно правильную и вернулся к выпуску штучной продукции, опираясь на ориентальные образцы, а также ранний Мейсен и Севр. Оба фон Фаркашхази считали, что подобный фарфор наиболее приближен к настоящему искусству и будет востребован потребителями с утончённым вкусом и немалым состоянием.

XX – XI век

Пережив ещё один период простоя после Первой мировой войны, херендская фабрика смогла в полном объёме восстановить производство и прочно заняла место в люксовом сегменте фарфоровой индустрии. Начиная с 1930-х годов, предприятие обратилось к своему наследству, вновь приступив к выпуску ставших культовыми сервизов:

  • Виктория;
  • Гёдёлле;
  • Аппони;
  • Птицы Рокфеллера;
  • Рыбный узор;
  • Венские розы.

Параллельно с производством посуды, начинается выпуск статуэток и декоративных ваз в классическом и нео-барочном стиле. Над ними работают лучшие венгерские художники и скульпторы: Ката Гатчер, Миклош Лигети, Янош Хорваи и другие.

Венгерский фарфор Херенд

В 1948 году предприятие было национализировано. Однако социалистическое правительство Яноша Кадара продолжило прежний курс на фарфор класса «люкс», поставляя большую часть продукции на экспорт.  С 1993 года завод превратился в акционерное общество «Херендская фарфоровая мануфактура», уменьшив долю государства до 25%. Его фирменное клеймо —  синяя надглазурная надпись: «HEREND HUNGARY» с гербом и скрещенными внизу кистями.

Предприятие считается крупнейшим в своей отрасли. Его художественное наследие составляют 16 000 форм и 4 000 различных декоров. «Херенд» бережно хранит барочные мотивы, утраченные другими ведущими фабриками Европы и в этом его главное преимущество перед конкурентами. Долгая история существования бренда ещё раз доказывает – эксклюзивный ручной труд не заменят самые передовые технологии, он всегда ценится, как одно из величайших достижений человеческой цивилизации.

Особенности херендских сервизов

Фарфор «Херенд» производится только вручную, начиная от заливки форм и заканчивая росписью. Автоматизирован только трудоёмкий процесс подготовки сырья, как литьевого, так и для лепки. Фабрика славится тончайшими цветами, плетёными изделиями (так называемыми «корзинами») и прорезным ажурными декором. У Мейсена в своё время были позаимствованы рельефные края посуды, которые до сих пор можно встретить на многих фирменных сервизах.

Венгерский фарфор Херенд

Изделия расписываются цветными эмалями по белой глазури. Повторный обжиг позволяет закрепить рисунок, защищая его от истирания при длительной эксплуатации. Многие предметы, выпускаемые «Херенд» декорируются отводкой золотом. Поэтому они не подходят для микроволновки и посудомоечной машины.

Продукцию флагмана венгерской и европейской фарфоровой индустрии трудно отнести к повседневной. Она адресована знатокам или коллекционерам и может стать выгодным капиталовложением. Это – предмет роскоши, цена на который со временем будет расти. «Херенд» подделывается намного реже немецкого, венского, итальянского и французского фарфора.

Victoria avec Bord en Or (VBO)

VBO – современная реплика культового сервиза «Королева Виктория». Изначально она представляла собой копию японской посуды в технике «какиэмон», которая очень полюбилась европейским ценителям. В конце XVIII века Мейсен и французская мануфактура в Шантийи так активно производили собственные образцы того же стиля, что экспорт пришёл в упадок. Когда же увлечение японскими изделиями угасло, венгерские фарфористы вновь подогрели интерес к нему, выпустив целую серию столовой посуды в подражание какиэмону.

Венгерский фарфор Херенд "Victoria avec Bord en Or"

Роскошный сервиз «а-ля Япония» настолько понравился королеве Виктории, что она пользовалась им до конца жизни. В 2001 году к 175-летию завода, в ассортимент вновь ввели 175 предметов из этого уникального столового гарнитура. Сегодня они продаются под аббревиатурой VBO. Форма сервиза практически не изменилась, а вот цвета стали ярче и праздничнее. Помимо классического полихромного рисунка, предлагаются варианты росписи в зелёной, жёлтой, тёмно-бардовой и фиолетовой гамме.

Птицы Ротшильдов

Изысканный комплект посуды создан по мотивам семейной легенды венского банкира Соломона Ротшильда о потерянном ожерелье. Оно неожиданно нашлось во время прогулки по саду, висящим на ветке плодового дерева. Предполагалось, что украшение занесли туда птицы, привлечённые блеском драгоценных камней и золота.

Венгерский фарфор Херенд "Птицы Ротшильдов"

На всех предметах сервировки изображено легендарное ожерелье, найденное в саду. Также в декор включены 12 разных видов птиц, бабочки и жуки. Композиция привлекает своим изяществом и гармоничностью. Известно, что «Птицы Ротшильдов» понравились принцессе Диане и она заказала их для своего бракосочетания в 1981 году.

Аппони или «Индийская корзина»

Ещё одно название этого сервиза – «Китайский букет». Он также относится к редизайнам предприятия. Оригинал был создан по заказу венгерского дворянина – графа Альберта Аппони в 1870-х годах. Сервиз «в индийском духе» на 60 персон понадобился для парадного обеда, на котором заказчик хотел поразить гостей новой изысканной посудой. Однако времени до торжественного события оставалось слишком мало, а художники фабрики были заняты другой работой. Тогда был придуман лаконичный, но эффектный декор по мотивам индийского аутентичного рисунка «Корзина».

Венгерский фарфор Херенд "Аппони"

Графу понравилось креативное решение. В настоящее время сервиз относится к самым продаваемым изделиям бренда. Изначально он был представлен в бело-зелёной гамме, но сегодня на официальном сайте фарфоровой фабрики «Херенд» можно найти семь разных цветовых решений.