Веджвудский фарфор — национальное достояние Англии, эталон высочайшего качества в мире керамики. История британской фабрики Wedwood насчитывает уже более 250 лет, в течение которых многие образцы из фаянса и фарфора были признаны подлинными произведениями искусства. Они украшают не только ведущие музеи мира, но и являются предметом гордости частных коллекционеров. Среди заказчиков уникальной посуды была в свое время и российская императрица Екатерина II.
У истоков истории
Имя Джозайя Веджвуда стоит в одном ряду с такими известными керамистами 18-го века, как Иоганн Фридрих Бетгер и Бернар Палисси. Именно с ним производство керамических изделий было возведено в разряд культа, обусловив в Англии небывалый спрос на фарфоровую посуду. Как впоследствии писал один из русских современников, «путешественник, отправившийся в путь из Лондона или Парижа в Санкт-Петербург, мог встретить ее даже в самой провинциальной гостинице, и в то же время она была предметом желания королевских особ».
Основатель керамического «течения» родился в 1730 году, в графстве Стаффордшир, до сих пор сохраняющим лидерство в производстве керамики на территории Англии. Все потомки и члены семьи были керамистами, поэтому у мальчика просто не было шансов — его карьера была предречена с самого рождения. В детстве Джозайя пережил оспу, потерял ногу и не мог полноценно работать у гончарного круга. Будучи с 9 лет в подмастерьях у своего старшего брата, получившего мастерскую в наследство после смерти отца, он кропотливо постигал азы семейного дела.
Период накопления теоретических знаний сменился этапом практического опыта и смелых экспериментов, в ходе которых были разработаны новые составы глины и глазури, а также изобретены уникальные технологии закалки и росписи. Успеху предшествовали несметные часы, проведенные за изучением научных трудов по керамике, анализом и классификацией свойств различных видов глины и поиском идеального состава для создания нового высококачественного продукта.
В 1754 году Веджвуд начинает сотрудничать с Томасом Уилдоном, одним из лучших на то время керамистов Англии. Результатом творческого тандема стало изобретение зеленой глазури, нашедшей применение в производстве посуды необычной формы. Чайники, кофейники, сахарницы, конфетницы, похожие на ананас, цветную капусту и прочие экзотические фрукты и овощи, расписывались затейливыми растительными узорами. Глазурь отличалась не только своей фактурой, отливая на солнце глянцевым блеском, но и поражала глубиной цвета.
Следующее достижение Веджвуда — разработка формулы так называемого «сливочного» фаянса, получившего название creamware. Пропорции составных ингредиентов были подобраны настолько точно и профессионально, что результат превзошел все ожидания. Фаянс цвета сливок стал достойным конкурентом фарфора, более того, завоевал симпатии самой королевы Шарлотты. В 1765 году ей был преподнесен подарок в виде сервиза для завтрака, от которого она пришла в полный восторг. С тех пор фаянс стал называться Queen´s Ware.
Художественный образ «бежевой» посуды базировался на принципах классицизма, но подавались они легко и естественно, улавливаясь в сглаженных очертаниях фестонов тарелок, грушевидных формах кофейников, приглушенных оттенках росписи. Растительные орнаменты словно стекали по краям блюдец и обеденных блюд, сохраняя трепетное дыхание жизни. В качестве природной «натуры» использовались рисунки лесных трав, полевых цветов, листьев и диких плодов. В декоре превалировала строгость и простота линий, но без четкой геометрической выверенности.
Деловая хватка и огромный практический опыт за плечами позволили Веджвуду получить разрешение на строительство собственной мануфактуры по производству керамики, открытие которой состоялось в 1759 году в Берслеме. Заказов было настолько много, что к 1769 году мастеру пришлось основать даже специальный городок рядом с фабрикой для своих работников.
Знакомство с Томасом Бентли
В 1762 году состоялось знакомство с Томасом Бентли, человеком-легендой своего времени. Путешественник, знаток античности, видный общественный деятель, член Философического общества, основатель публичной библиотеки в Ливерпуле — он покорил Веджвуда своими обширными знаниями не только в области классического искусства, но и производства фарфора. Дружба переросла в деловое сотрудничество, результатом которого в 1769 году стало открытие новой фабрики под названием «Этрурия».
Первыми совместными работами стали шесть ваз, сделанных из черной базальтовой массы и стилизованные под греческую краснофигурную живопись. Направление дизайна было выбрано не случайно, так как Англию в 18 веке буквально накрыло волной интереса к истории Древнего Египта и Рима — спрос на подобную продукцию был колоссальный. Среди аристократии разгорается страсть к коллекционированию, за новинками мануфактуры Wedgwood следят с нетерпеливым ожиданием.
Из-под руки мастера выходят еще две вазы, уникальные в своем совершенстве. Одна, для вина, посвящена Вакху, богу растительности и виноделия — украшена виноградной лозой, бычьими черепами, фигурой козлоного сатира. Другая, для воды, посвящена Нептуну, богу морей и воды — украшена фигурой тритона, морскими водорослями, зарисовками дельфинов. Часть шедевров из периода античности была собрана в коллекции Вильяма Гамильтна, английского посла в Неаполе. Впоследствии он стал близким другом Веджвуда, открывшим ему двери в высший свет Европы.
Изобретение фарфора Jasper
Одно из самых значимых открытий в керамическом производстве с момента изобретения фарфора китайцами. По крайней мере, к такому мнению сходится большинство историков, изучающих тему мировой эволюции фарфора. Новый материал имел свойства фарфора, обладал повышенной прочностью (отсюда и второе название яшма), а также из-за наличия в составе карбоната натрия получил возможность окрашиваться в разные цвета. Катализаторами служили окислы металлов.
Внешне яшмовая масса была похожа на «белый изящный фарфоровый бисквит», как говорил сам создатель, имела бархатистую поверхность и в изломе сохраняла такой же цвет, как и снаружи. Оттеночная гамма варьировалась от серого, серо-голубого и синего, до розового, сиреневого, темно-красного и коричневого. Но фирменным цветом стал именно голубой, и именно по нему веджвудский джаспер безошибочно угадывается среди других видов фарфора. Изделия декорировались белыми рельефными изображениями, которые накладывались на предмет, а затем закреплялись на поверхности в процессе обжига. Чаще всего, на вазах, картинных рамках, медальонах, табакерках и прочих предметах искусства можно было увидеть античные сюжеты.
Идеи неоклассицизма, воплощаемые в фарфоре, достигли своего апогея в 1770-х годах. Изделия из яшмовой массы отличались простотой и строгостью линий, четкой выверенностью геометрических форм, но при этом впечатляли своей многофигурной композицией. При формировании рельефного декора учитывалось основное правило — он должен был укладываться во фризовую композицию и направляться вдоль плоскости. В это требование хорошо попадали динамические сюжеты с мифологическим уклоном: военные шествия, танцующие фигуры людей, обряды жертвоприношения и т.д.
Самой известной работой этого периода стала знаменитая Портландская ваза, сделанная из подлинника в 1789 году. Оригинал, датированный I в. до н.э. находился в собственности герцога Портланда, который и предоставил реликвию Верджвуду для образца. Тот факт, что ваза существовала в единственном экземпляре, сводил с ума многих коллекционеров и ценителей искусства. Обладать ею хотели многие, но безуспешно. И тогда мастер решил создать копию-близнеца, тем самым положив начало понятию тиража. Новая ваза получилась еще лучше, чем предыдущая. Более изящная, скульптурная, качественная, она стала своеобразной пиковой точкой в художественной карьере Джозайя, а впоследствии и символом марки Wedgwood. Ее изображение можно было встретить в качестве элемента логотипа компании, а также на клейме выпускаемой продукции.
Дополнительным направлением деятельности являлось производство ювелирных украшений, в частности, очень ценились камелии из черного базальта и яшмы. Помимо мифологических образов, на медальонах изображались портреты выдающихся по тем временам личностей: Адама Смита, Исаака Ньютона, Уильяма Шекспира. Среди художников, работавших на фарфоровой мануфактуре, можно было увидеть многие знаменитые фамилии: Иоахим Смит, Джон Флаксман, леди Темплутан.
Заказ для Екатерины II
В 1774 году Екатерина II сделала британской компании Wedgwood большой и очень необычный заказ — столовый сервиз на 50 персон. Как раз в это время она руководила строительством загородной резиденции на Царскосельской дороге, архитектором которой выступил Юрий Фельтен. Из-за повышенной влажности и заболоченности местность получила название «керекексинен», что переводилось с финского как «лягушечье болото». Отсюда и родилась идея украсить предметы посуды эмблемой лягушки.
Перед началом работ Веджвуд с Бентли занялись проектом каталога рисунков, которые предполагалось разместить на предметах посуды. Изображения не должны были повторяться, и это стало настоящей проблемой. Фарфоровый комплект включал в себя 1208 изделия — 944 для обеденной церемонии, 264 для десертной. Чтобы собрать такую внушительную коллекцию живописи, пришлось провести чуть ли не полную «инвентаризацию» всех достопримечательностей Англии. В список вошли эскизы аббатств, соборов, замков, улиц и парковых аллей, архитектурных памятников, фамильных усадеб и других объектов ландшафта, представлявших историческую и художественную ценность.
Над сервизом денно и нощно трудилось около 30 мастеров росписи, а вот логотип лягушки рисовал только один художник. В результате посуда была украшена 1222 рисунками видов Англии, Уэльса и Шотландии, а стоимость комплекта составила 16 406 рублей. В пересчете на нынешнюю валюту он мог бы стоить более 9 млн. рублей. Перед тем, как отправить сервиз в Россию, Веджвуд устроил в Лондоне выставку, демонстрируя результат своих грандиозных усилий. Событие произвело большой резонанс в высших кругах британского общества. Помимо восхищения масштабностью и филигранностью работы, представители высшего света даже предъявляли претензии, что их замок не был изображен на посуде или нарисовал слишком мелко.
Фарфор изготавливался по особой технологии, имевшей сходство со «сливочной», по достоинству оцененной королевой Шарлоттой. Обжиг осуществлялся на фабрике «Этрурия», а затем заготовки привозились в Челси, где их расписывали, придавая окончательный облик. Цветовая гамма варьировалась от пурпурного и бежевого до коричневого и угольно-черного. По окончании работ сервиз был назван «Русским». Дополнительные элементы со временем создавались уже на российских фарфоровых мануфактурах.
Комплектность сервиса формировалась, исходя из требований дипломатического протокола и придворного этикета. В него входило огромное количество тарелок разной глубины и диаметра, супницы, салатницы, банкетные блюда, соусники и т.д. Десертная часть включала бокалы и рюмки, блюдца, креманки и вазочки, мороженицы, подставки для льда, фруктовницы и еще десятки наименований посуды.
В 1910 году сервиз был привезен в Эрмитаж, где при содействии искусствоведа Сергея Тройницкого была организована тематическая выставка, посвященная изделиям торговой марки Wedgwood. После большая часть сервизного набора перекочевала из Петергофа в Императорский Эрмитаж уже на постоянное «местожительство». До сегодняшних дней сохранилось 744 предмета из легендарного «Сервиза с зеленой лягушкой», они доступны для всеобщего просмотра в музее, а также на фото профессиональных каталогов.
Развитие дела после смерти Джозайя Веджвуда
Семейные традиции, которые поддержал и приумножил великий мастер, получили продолжение в его наследниках. Воспользовавшись всеми благами технологического прогресса, дети, а потом и внуки, перевели производство в механизированный формат, чем значительно повысили производительность труда. Костяной фарфор активно экспортировался практически во все европейские страны, а новые коллекции посуды и предметов интерьерного декора, как и раньше, радовали своим изяществом, добротностью и качеством исполнения.
Фабрика «Этрурия» считалась одной из самых современных в мире, и даже депрессия 30-х годов не стала причиной снижения объемов выпуска фарфора. Наоборот, руководству компании удалось построить еще один завод «Веджвуд» в Барластоне, куда даже было проведено электричество. За несколько лет он увеличил свои мощности в три раза. Произошли изменения и в методиках подхода к самому производству — усовершенствованы рецептуры составов, скульптура изделий, дизайн, техники выполнения росписи и т.д.
В 1966 году штат компании Wedgwood насчитывал порядка 2000 человека, в течение последующих 5-7 лет количество работников возросло до 5500 человек. Под торговой маркой числилось уже восемь заводов. Сегодня удельный вес фарфоровых изделий, приходящихся на имя Веджвуд, составляет 25% всего выпускаемого британского объема. Больше половины того, что производит корпорация, идет на экспорт. За достигнутые результаты в разрезе экспортной политики она была удостоена 11 королевских премий. В 1980-х гг. началось покорение рынка Японии и создание целой сети точек продаж по всей стране.
Чтобы дать возможность любителям фарфора изучить историю развития марки, в 1975 году был построен специальный общественный центр. В нем разместилась обширная музейная коллекция изделий разной временной давности, а также экспозиции, дающие понимание, как происходит рабочий процесс по созданию фарфора Wedgwood. В 1987 году состоялась колаборация с Waterford Crystal, ирландским производителем хрусталя. В результате образовалась компания Waterford Wedgwood, которая продолжает поддерживать английские традиции и поставлять элитный фарфор по всему миру.