Существуют разные способы печати банкнот, каждый из которых направлен на то, чтобы защитить деньги от подделки. При этом каждая банкнота отличается от других за счет основного преобладающего цвета и широкой палитры дополнительных. Все методы нанесения изображений имеют соответствующий оттиск, характеризующийся своими особенностями.
Металлография
Металлографический способ печати – один из самых распространенных среди эмитентов банкнот. Название техники обусловлено использованием металлических форм в виде идеально гладких пластин, на которые методом прессования наносится соответствующее изображение. Форма-образец создается с помощью ручного гравирования и называется оригинальным штемпелем.
При печатании банкнот краска сначала наносится на пластины, заполняя поверхность и выемки с разной интенсивностью. Затем переносится на бумагу, которая вдавливается в пластину мощным прессом, что позволяет получать пробельные и гравюрные элементы. При этом рельефный рисунок создается по обеим сторонам, а его высота определяется глубиной прорезей на пластине. Полученные выпуклости легко определяются на ощупь и визуально под увеличением.
Сам рисунок состоит из большого количества линий, в процессе травления преобразующихся в конечную картинку. Многоцветная металлографическая печать позволяет локально изменять цвета этих линий без смешений и разрывов. Все изображение, включая тончайшие детали, получается максимально четким. Для тиражирования применяется автоматизированная гальваническая линия или высокочастотные устройства.
Металлография бывает двух видов:
- Высокая. Предполагает более высокое расположение гравюрных элементов по отношению к пробельным, что создает по краям рисунка особые «бортики», определяемые на ощупь. Этот способ применяется для нанесения серийных номеров на купюры.
- Глубокая. Детали рисунка имеют более низкое расположение, чем пробельные части, что позволяет заполняющей форму краске после высыхания оставаться на банкноте утолщенным слоем, создавая более выраженный рельеф. С помощью этого способа наносятся метки для слепых.
Большим преимуществом металлографической печати считается возможность варьировать цветами, получая широкий спектр оттенков и ярких объемных изображений.
Офсетная печать
Основным отличием офсетной печати является расположение гравюрных и пробельных элементов на одной плоскости. При этом их поверхности предварительно обрабатываются разными составами: на пробельные наносится вода, на гравюрные – жировой раствор. В результате одни отталкивают воду и пропитываются краской, другие – впитывают воду, не задерживая краску.
Еще одно отличие заключается в том, какие элементы банкноты наносятся офсетным способом печати. Данный метод применяется для нанесения:
- фоновой сетки;
- дополнительных деталей;
- рисунка на мелких купюрах.
Краски в офсет разделены на 3 группы. Под каждую создается своя форма, с которой краска переносится на поверхность цилиндра, а затем – на бумагу, создавая многоцветное изображение. Цвета при этом накладываются максимально точно, что позволяет получать рисунок высокого качества и четкости. Благодаря одновременному двухстороннему нанесению сразу 4 шаблонов процесс офсетной печати позволяет получать до 8000 листов в час. За счет возможности контролировать подачу чернил по разным каналам создаются очень сложные узоры, которые практически невозможно подделать.
Ирисовый раскат
Ирисовый раскат применяется при офсетной и высокой печати. Данный метод является разновидностью офсета и отличается получением многоцветного изображения с мягкими оттеночными переходами, не имеющими четкого разграничения. Такой эффект достигается за счет смешения красок в процессе прохождения через несколько валиков и последующего создания микроскопических узоров из тончайших линий и черточек.
Такие изображения наносятся на обратную сторону банкноты и имеют шестиугольную форму разных форматов. На отдельных экземплярах одинаковых банкнот градиент может иметь несколько смещенные контуры, что в допустимых пределах не считается дефектом.
Орловская печать
Название этого способа печати произошло от фамилии его создателя – И. Орлова, который в конце XIX века предложил использовать мягкий валик для переноса фрагментов изображений с отдельных промежуточных форм. Затем с этого валика все краски переносились на одну форму с получением полноцветного отображения всего рисунка. В результате появилась возможность выполнения многокрасочной печати в один прогон, исключая при этом получение разрывов линий, наложения цветов между собой и других изъянов. Совмещение красок в непрерывных линиях выполняется с максимальной точностью, а нужная часть изображения создается за один цикл.
С помощью орловской печати нанесена полоска орнамента с левого края лицевой стороны практически всех российских купюр (за исключением 10 рублей). Можно увидеть, что все штрихи очень точно совмещаются, а при просвечивании банкноты закрашенные фрагменты с двух сторон создают новый узор. Повторение такого эффекта без специального оборудования невозможно, а его применение требует получения государственной лицензии. Таким образом, орловская печать на банкнотах обеспечивает высокую защиту и минимизирует возможность подделки.
Тиснение
Тисненый рисунок создается остаточно-деформационными линиями после штамповки бумаги под высоким давлением. Наиболее распространенным является бескрасочное тиснение.
Такое изображение характеризуется наличием четких границ, хорошо просматривается под увеличением или в косо-отраженном свете, а также ощущается при прощупывании пальцами. С помощью тиснения часто наносятся скрытые изображения. В некоторых случаях его выполняют с применением специальной фольги.