Первая почтовая марка в России

Первая почтовая марка в России была введена в обращение 10 декабря (по новому стилю) 1857 г. циркуляром Почтового департамента. Уже в том же месяце ее можно было встретить в продаже в нескольких губерниях, а повсеместное использование марок по всей территории страны началось с 1 января 1858 г. Исключение составляла лишь Сибирь, Кавказ и Закавказье.

Стадия проектирования

Зачинателем введения марок в Царской России являлся Почтовый департамент, и именно с его подачи в 1851 г. был отправлен в Европу управляющий железнодорожными почтовыми перевозками Чаруковский Алексей Прохорович с целью изучения зарубежного опыта и усовершенствования текущей почтовой системы. Командировка длилась больше года, во время которой была собрана ценная информация от коллег из Голландии, Бельгии, Англии, Франции, Германии и других развитых в почтовом отношении стран. Поделиться впечатлениями от поездки сразу по приезду домой Чаруковскому не удалось — помешала затянувшаяся Крымская война.

Пробники первых марок в России

Вопрос о реформировании Почтового департамента снова стал на повестку для лишь в 1855 г., когда на стол главноначальствующему Адлербергу лег проект с подробным описанием необходимых мероприятий по внедрению системы наклеиваемых марок. По убеждению Чаруковского «дело это весьма прибыльное для почты и очень удобное для населения». Согласно первоначальному проекту марка должна была иметь круглую форму, оформленную по краям зубцами. Изображением служить государственный герб, оттиск которого нанесен краской нескольких цветов. Предъявлялись требования и к бумаге – она должна была обладать защитой от подделок.

Пробники первых марок в России

Летом 1856 г. в типографии отделения Экспедиции заготовления государственных бумаг под руководством Рейхеля были сделаны пробники первых марок в двух вариациях: с картинкой государственного герба и головой Меркурия. Каждый тип печатался в четырех оттенках: черном, зеленом, синем и красном. Свое последующее название «штемпельные» они получили именно благодаря круглой форме, так как предполагалось, что марки возьму на себя роль наклеиваемого штемпеля. Выбор конфигурации объяснялся еще и тем, что при неаккуратном наклеивании прямоугольной марки была вероятность ее отклеивания или повреждения — она могла банально зацепиться краем о другое письмо или коробку. В таком случае отправление возвращалось бы обратно корреспонденту с обязательным извещением об этом факте в газетах. Однако при всех своих кажущихся преимуществах проектные марки утверждены не были.

Эскиз марки Ф.М. Келлера

Новый эскиз первой почтовой марки России предложил Франц Михель Келлер, старший гравер ЭЗГБ, мастер своего дела и обладатель тонкого художественного вкуса. Он тщательно изучил все материалы, предоставленные Чаруковским, сделал анализ образцов имеющихся марок-оригиналов из разных стран и разработал свою версию, которая и была утверждена в ноябре 1856 г. За основу идеи взята проба чешской фирмы «Готлиб Гаазе и сыновья», использованная для создания австрийских марок.

Изготовление

Уже в ноябре 1856 г. Почтовый департамент подал прошение в Министерство финансов на изготовление марок в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ЭЗГБ), бывшей в его подчинении. Только там представлялось возможным реализовать амбициозный проект, так как Экспедиция была на то время владельцем самого технологичного оборудования не только в части полиграфии, но и бумагоделания. По сути, единственное предприятие в России, производящее ценные бумаги государственного значения с водяными знаками и другими степенями защиты. Здесь же работал штат профессиональных граверов и дизайнеров, которые могли внести нужные коррективы и контролировать творческий процесс.

Прототип первой русской марки

Марка была отпечатана на белой бумаге, изготовленной вручную, в два этапа. Под каждый этап использовался отдельный типографский пресс. Один служил для пропечатки голубого овала и создания фактурной эмблемы, второй — для оттиска коричневой рамки остального рисунка. На просвет бумаги просматривался водяной знак в виде цифры «1» высотой 1,5 см. Поскольку перфорационная машина, выписанная из Вены, прибыла с опозданием и требовала предварительной отладки, то первый тираж 10-копеечных марок поступил в обращение неперфорированным.

Итоговая марка имела прямоугольную форму и двухцветное оформление. В центр был помещен государственный герб, хорошо оттенявшийся на синем фоне. Впоследствии он «задержался» на почтовых знаках еще на несколько десятилетий. Внизу располагались два перекрещенных рожка, символ почтового ведомства. Центральную часть окаймляла округлая рамка, по контуру которой растянулась надпись «почтовая марка» и «10 коп. за лотъ». Венчала рисунок царская мантия с короной, как бы укрывая медальон своим покровительством. Во всех углах дублировалась цифра «10», пропечатанная белой краской.

Первая российская марка

Марка впечатляла своей эстетичностью, четкостью графики и правильно подобранной цветовой палитрой. Эксперты  в области филателии практически единогласно признали ее самой изящной двухцветной маркой в мире. Интересно, что согласно моде XIX в., когда на всех государственных потовых знаках изображали портреты действующих монархов, первая российская марка тоже могла бы стать «огранкой» для лика Александра II, но не стала.

Были и сложности, как и в любом деле, только начинающем набирать обороты. Например, остро стоял вопрос с бумагой, она должны была быть гуммированной, иными словами —  покрытой с одной стороны специальным клеевым слоем. ЭЗГБ до этого не производила подобную продукцию, поэтому пришлось срочно осваивать новую технологию. Много внимания уделялось и подборке клея, ему предъявлялся целый ряд требований — хорошее сцепление с бумагой, устойчивость к перепадам температур, повышенной влажности и т. д.

Несмотря на все препятствия и форс-мажоры, российские почтовые марки были отпечатаны в запланированный срок и официально вышли в обращение 1 января 1858 г. А дальше началось так называемое «тестирование». В Почтовый департамент посыпались жалобы и претензии, в которых почтовые отделения сетовали на плохое качество бумаги — она оказалась слишком жесткой. В нее плохо впитывался клей, в результате чего марки отклеивались от конвертов, терялись, адресаты не получали ожидаемые письма. Либо же специально снимались работниками почт с целью последующей наживы за счет повторного наклеивания на другие отправления.

Гашеная первая марка

Ответ на претензии были незамедлительным. Уже во второй половине января 1858 г. Почтовый департамент поручил ЭЗГБ разработать для изготовления марок более тонкую бумагу и улучшить качество клея. Заявка была принята к исполнению и полностью выполнена. Буквально через год после всех нововведений количество писем и других почтовых отправлений, курсирующих по России, увеличилось почти на 800 тыс. единиц.

Знаковые выпуски марок Царской России

В августе 1863 г. Почтовый департамент утвердил так называемую городскую марку для оплаты писем, отправляемых в пределах Санкт-Петербурга и Москвы. Ее номинал составил 5 коп. согласно действующему тарифу. Из обращения она была изъята через 2 года. В 1866 г. вышла в свет первая телеграфная марка, специально разработанная для Санкт-Петербургского общественного телеграфа.

Городская марка, 1863

В 1913 г. свет увидела первая и единственная коллекция коммеморативных марок Российской империи, приуроченная к 300-летию правления династии Романовых. Серия получилась достаточно объемная, эскизы разрабатывались командой художников, в составе которой фигурировали фамилии Билибина, Зариныша, Лансере. На копеечных номиналах были размещены портреты монархов семьи Романовых: Петра I, Александра II, Александра III, Екатерины II, Николая I, Александра I, Елизаветы II. За основу были взяты картины и гравюры известных художников, сделанные для царского дома ранее. Марки с рублевым достоинством украсили репродукции Зимнего дворца, Московского Кремля и царского дома в Зарядье.

Коллекция коммеморативных марок Российской империи, приуроченная к 300-летию правления династии Романовых

В 1914 г. состоялся второй выпуск почтовых марок Российской империи, но уже на благотворительной основе. Инициатором акции стало Императорское патриотическое женское общество. Средства от продажи частично шли на поддержание семей, потерявших кормильцев в ходе начавшейся Первой мировой войны, а также отчислялись в фонд раненых.

С 1865 г. в обращении появились земские марки. Земства получили широкие права в части самоуправления, в том числе и в отношении выпуска своих собственных почтовых знаков. Единственное условие, чтобы они не повторяли рисунок государственной почты. Воспользоваться такой возможностью изъявила желание только 121 уездная управа, остальные уезды посчитали это дело слишком хлопотным и затратным. Параллельно с марками в некоторых губерниях стали появляться и штемпельные конверты. В 1884 выпуск земских почтовых знаков был систематизирован и отдан под управление ЭЗГБ, где они и стали печататься.

Для писем, отправляемых за рубеж, использовались, как обычные российские марки, так и специального образца. Их номиналы печатались в двойном виде: российской и местной валюте той страны, куда делалась отправка. Выпуски ориентировались в большей степени на русские почты в Китае, Османской империи и острове Крит.

Тифлисская уника

Интересная история сложилась с маркой, изданной для городской почты Тифлиса (Тбилиси). Версию, что именно она стала первой российской маркой, поддерживают многие эксперты филателистского сообщества. На это указывает и ряд подтвержденных фактов, поэтому она вполне может посоревноваться за свое историческое первенство. Появление «Тифлисской уники» связано с именем Николая Коханова, занимавшего должность управляющего почтовым округом Кавказа и Закавказья. Пробные экземпляры появились в продаже в июне 1857 г., тогда как знаменитые сине-коричневые марки с гербом находились еще в стадии проектирования.

Тифлисская уника, 1857

Основой для печати служила тонкая бумага желтоватого оттенка, благодаря которому бесцветное тиснение смотрелось максимально фактурно. Сам рисунок имел четкие границы, совмещая в себе различные геометрические формы: круг в квадрате. На оборот наносился толстый слоя густого клея. Номинал почтовых знаков составлял 6 коп., из которых 5 коп. стоила сама пересылка, а 1 коп. шла в счет расходов на изготовление марки. Право хождения ограничивалось Тифлисом и Коджори, причем на письма, отправляемые в пределах Тифлиса, требовалось клеить всего одну марку, а для Коджори целых три.

Поскольку период обращения «Тифлисской уники» был очень краткосрочен в связи с введением в обиход общеимперских марок, то найти уникальные образцы долгое время никому не удавалось. Впервые информация об их существовании поступила от архитектора Шмидта, известного филателиста-коллекционера, приложившего руку к редактированию русской версии «справочника почтовых марок Коля». На склоне жизни он завещал свое богатейшее собрание Берлинскому музею. Марка, которой владел Шмидт, была куплена им в 1915 г., а обнародована лишь семнадцать лет спустя, на берлинской филателистической выставке.

Всего известно лишь о трех экземплярах «Тифлисской уники». Обладателем второй ценности стал Карл Фаберже, ювелир, коллекционер, успевший баснословно разбогатеть до революции. Впоследствии он был перепродан на аукционе в конце 1950-х гг. Третья «уника» предположительно вошла в коллекцию московского миллионера Веркмейстера, равно как и собрание редких земских марок, купленных в комиссионном магазине. Одна из этого трио в 2008 г. была продана на женевском аукционе за 480 тыс. евро. Весной 2011 г. в архиве вашингтонского Национального почтового музея была обнаружена четвертая «уника». Ее главным отличием от своих предшественниц стало отсутствие штампа гашения.