Особенности европейского фарфора XIX века

Большая часть представленного на антикварных аукционах фарфора относится к середине – концу XIX века. Предметы, как правило, отличаются высоким качеством, без потерь или следов реставрации и представляют коллекционную ценность. Однако фарфоровый антиквариат этого периода нельзя назвать однородным. Рядом с уникальными штучными изделиями, которые со временем гарантированно будут дорожать, может оказаться продукция массового производства или копия, в любом случае «не дотягивающая» до оригинала. Только скрупулёзное изучение особенностей того или иного ведущего производителя, защитит коллекционеров от фальсификата, в первую очередь, самого разорительного – новодельного.

Исторический контекст

Если начало XIX столетия ещё можно отнести к «золотой эпохе» европейского фарфора, следующий период это – борьба практицизма с настоящим искусством. Тонкостенная керамика больше не считается привилегией высшего общества. Производители начинают ориентироваться на так называемый «средний класс», который диктует свои вкусы и предпочтения. В моду входят реплики прежних стилей, в первую очередь, барокко, рококо и классика, но с приставкой «нео».

Европейский фарфор

Эклектичное направление получает название историзм, но при внешнем сходстве с прототипами, оно лишено главного – духовной составляющей, которая вдохновляла мастеров прошлого. Отсюда и чрезмерная декоративность: увлечение позолотой, люстрированием, цветным крытьём, имитацией мрамора, а также комбинирование с другими материалами, в частности бронзой и деревом. Мейсен уступает первенство Севру, пышной роскоши которого подражают ведущие европейские мануфактуры. Кроме того, у лидера французской фарфоровой индустрии появляется дублёр, который предлагает не менее качественные, но доступные широкому кругу потребителей, изделия. Это – Лимож, к 1830-м годам добившийся расцвета массового производства, благодаря использованию новых технологий.

Промышленная революция и модернизация европейских фабрик, привели к значительному улучшению качества фарфора. Повышаются его прочностные характеристики и пластичность, что позволяет создавать сложнейшие формы сервизов, ваз и настольной скульптуры. В моду входит резная посуда и неповторимые статуэтки в барочных нарядах, отделанных фарфоровым кружевом. А совершенствование пигментов и эмалей расширяет живописные возможности керамистов. Наряду с ручной росписью, активно применяется деколь и смешанная техника, при которой художники дорисовывают печатные изображения. Подобные приёмы характерны, например, для Лиможа и ведущих английских производителей.

Английский фарфор

Копирование

Вторая половина XIX столетия – время копирования продукции известных мануфактур, преимущественно, Мейсена и Севра. Причём речь идёт не о фальшивках, а о талантливых, качественных имитациях, которые сегодня высоко ценятся антикварами. Такие копии следует отделять от китайских новоделов, не представляющих интереса с точки зрения коллекционирования. Старинные репродукции, часто равные по художественному уровню оригиналам, считаются выгодными объектами инвестирования.

Копирование фарфора в 19м веке

Отличить новодел от антикварной копии можно по нескольким признакам:

  1. Идеальное клеймо. Даже подглазурные краски выцветают со временем, несмотря на свою стойкость. Кроме того, старые клейма наносились вручную, поэтому их линии часто искажены, имеют разный нажим и толщину. Современные штампы печатаются на струйных принтерах, что выдаёт неестественная чёткость и симметрия изображений.
  2. Непонятные знаки. Если клеймо нанесено от руки, но отличается от стандартного – это повод насторожиться. Любые не обозначенные в каталогах добавления, вроде даты изготовления, номера модели или имени художника, тоже могут выдавать подделку.
  3. Выраженные признаки старения. Используя специальные приёмы, можно добавить новоделам «возраст». Например, путём резкого охлаждения после обжига, добиться растрескивания глазури или нанести сепию, чтобы имитировать желтизну антикварного фарфора. Но «отпечаток времени» редко ложится на всё изделие сразу. Равномерное состаривание – примета подделки.
  4. На одно лицо. Новодельные китайские копии лишены индивидуальности. Если мастера XVIII – XIX века старались сделать неповторимым каждое лицо, цветок, или орнамент, современные копиисты довольствуются одной-двумя формами, которые штампуют в разных вариациях.
  5. Разделённые пальцы рук. Изящные жесты и тщательно проработанные кисти можно встретить только у старинных фарфоровых фигурок. Начиная с 1950-х годов, наблюдается упрощённая проработка пальцев рук и ног, а бывает, что они вообще сливаются в одно целое, остаётся только общий жест.
  6. Вес. Эта проверка подходит для малой пластики. Если статуэтка либо слишком лёгкая, либо, наоборот – тяжёлая, следует опасаться фальшивки.

Одним из самых известных и спорных копиистов XIX века считается парижский фарфорист Эдме Самсон, основавший компанию Samson Ceramics. Также репродукциями в керамике занимался ещё одни француз – Джакоб Пети и венгерский бренд Herend.

Копии изделий из фарфора

Самые яркие производители XIX века,

Начинающим коллекционерам вряд ли стоит «замахиваться» на Мейсен или Севр. Однако не всё однозначно. Можно начать собирательство с небольших предметов, например, чайных пар из фарфора конца XIX века, особенно отреставрированных или с небольшими дефектами, которые не отражаются на функции. Они стоят относительно недорого, но позволят глубже ознакомиться темой, чтобы впоследствии избежать подделок.

Казалось бы, правильнее всего собирать российский фарфор, но и здесь начинающих ждут подводные камни. «Неизвестный» Гарднер или Попов, могут оказаться продукцией современных фальсификаторов, «прикрывшихся» знаменитым, узнаваемым клеймом. Таких сомнительных раритетов на антикварном рынке становится всё больше, а качество их настолько высокое, что «попадаются» даже опытные коллекционеры. Почему-то считается, что стоимость фарфора XIX века, произведенного в России должна быть на порядок ниже зарубежных аналогов, но интерес со стороны покупателей, способствует завышению цен. Чтобы найти действительно выгодный объект инвестирования, лучше хотя бы поверхностно ознакомиться с наиболее значимыми производителями эпохи историзма в разных странах. И, конечно, узнать как можно больше о неизменных эталонах фарфоровой индустрии – для понимания, на что равняться при выборе.

Российский фарфор 19в.

Мейсен

В 1806 году знаменитое предприятие переименовали в «Королевскую саксонскую фарфоровую мануфактуру». А ещё восемь лет спустя, на пост главного директора, вместо бежавшего из страны Марколини, был назначен советник по горному делу Карл Вильгельм фон Оппель. К этому моменту Мейсен несколько снизил качество и количество выпускаемой продукции, что связано с ограничениями на импорт фарфора, введёнными Австрией и Пруссией, а также повышением пошлин со стороны Великобритании, Франции и России. Пионера тонкокерамической индустрии активно теснил расцветающий Севр и требовались срочные, кардинальные преобразования, чтобы удержаться в рядах элитных производителей.

Оппель инициировал художественную и техническую перестройку мануфактуры. Назначенный им новый производственный директор – Генрих Готлоб Кюн, предложил сразу несколько значимых инноваций:

  1. Разработал зелёную подглазурную краску на основе оксида хрома. Её использовал в 1817 году художник Иоганн Самуэль Арнхольд для создания популярного мотива с виноградными листьями.
  2. Ввёл в производство круглую печь, позволявшую делать более равномерный и качественный обжиг.
  3. Изобрёл так называемее «глянцевое золото» (гланцгольд) – жидкий препарат, дававший прочное покрытие и не нуждавшийся в дополнительной полировке после обжига. Это свойство позволяло декорировать элементы со сложным рельефом. В дальнейшем изобретением воспользовались французские производители, в частности, Севр.

Фарфор Мейсен

В середине XIX века началось возрождение славы Мейсена. Буржуазия пришла на смену обедневшей аристократии, проявив активный интерес к барочному и рокайльному наследию мануфактуры. Много сделал для процветания предприятия Эрнст Август Лойтериц, занимавший должность модельмейстера в 1849 – 1886 годах. Используя формы XVIII века, он сумел обновить ассортимент в духе своего времени, смело компилируя стили с приставкой «нео». При его деятельном участии, начался второй «золотой век» саксонской мануфактуры.

Ничего принципиального нового в XIX веке создано не было, но изделия, ориентированные на средний класс, отличались высочайшим качеством и добротностью. Художественную ценность представляют единичные экземпляры ваз (например, знаменитые «Амфоры со змеиными ручками»), декоративных тарелок и малой пластики, которые разрабатывались лично Лойтерицем и предназначались для Всемирных выставок.

Фарфор Мейсен

Севр

В начале XIX века положение королевской фарфоровой мануфактуры пошатнулись из-за революции и общего падения французской экономики. Но благодаря участию известного химика и минеролога Александра Броньяра, который был директором с 1800 по 1847 год, Севр не только избежал разорения, но и возглавил список лучших предприятий Европы. В отличие от Мейсена, на французской мануфактуре не стали «держаться» за старые формы. Вместе с нереализованными в прошлом веке запасами «белья», они были распроданы, уступив место модным и востребованным неклассическим образцам. Это действие имело побочный эффект – небольшие мастерские, выкупившие «некондицию», стали массово изготавливать сервизы и вазы «а-ля Севр», что впоследствии ощутимо усложнило жизнь коллекционерам.

Фарфор Севр

В 1804 году произошло ещё одно важное событие – мануфактура окончательно отказалась от мягкого фарфора, который при всех своих достоинствах, не мог сравниться с твёрдым по прочности и долговечности. Интерес Броньяра к минералогии, нашёл отражение в новой разновидности глазурей, создававших эффект мрамора, яшмы или агата.  Мануфактура ориентировалась на имперский классический стиль – ампир с его строгими пропорциями и сдержанной торжественностью. Даже щедрая позолота и орнаментация в сочетании со сложной, многофигурной лепкой, не нарушали изысканной стройности форм.

Чтобы усложнить декор сервизов, Броньяр объединял предметы в них не только общим рисунком или цветом, но и сюжетной линией. То есть изображения на чашках, тарелках и вазах были разными, а тематика – одной и той же. Этот приём использован, например, в столовом сервизе «Service des Dеpartements» с видами департаментов Франции. Или в чайно-кофейном наборе 1855 – 1861 годов с использованием арабских и китайских мотивов, напоминающих, откуда родом оба благородных напитка.

Фарфор Севр

Эдме Самсон

Современники неоднозначно относились к продукции фабрики Samson Ceramics, предлагавшей копии ценного фарфора XVIII века. Парижский декоратор Эдме Самсон, открывший предприятие в 1891 году, открыто заявлял, что занимается имитацией наиболее популярных стилей прошлого, используя как восточные – китайские и японские, так и лучшие европейские образцы. Чаще других фабрика копировала продукцию Мейсена, Севра, а также ведущих английских производителей в Челси, Дерби и Вустере. Помимо прямого цитирования, выпускались изделия « в стиле» названных мануфактур, не уступавшие оригиналам.

Самсон ориентировался, в основном, на коллекционеров старинного фарфора, которые в конце XIX составляли значительную аудиторию. Даже не пытаясь претендовать на подлинность продукции, он в дополнение к основному «позаимствованному» клейму, ставил собственное – буквы «Ss», нанесённые синей подглазурной краской. Однако более поздние фальсификаторы удаляли этот знак и выдавали копии за редкие, неизвестные артефакты. Изделия фабрики Samson Ceramics можно узнать по стекловидной глазури с чрезмерным глянцевым блеском, отличным от оригинала размерам или пропорциям, искажённой цветовой гамме и перегруженности декором.

Фарфор Эдме Самсон

Сегодня, более чем столетие спустя, самсоновские копии становятся предметом коллекционирования и стоят, порой, не меньше подлинников. Время работает на них и нет сомнения, что в дальнейшем фарфор, некогда вызывавший горячие споры и критические замечания, будет цениться всё выше. По иронии судьбы, далеко не вся продукция, которую приписывают фабрике Самсона, является таковой на самом деле. У известного копииста появились «свои» фальсификаторы, что косвенно свидетельствует о растущем интересе к его наследию. Чаще всего под видом Samson Ceramics, продаются изделия венгерского производителя Herend.

Известные клейма

Клейма фарфора XIX века не представляют путаницы. Большинство предприятий, основанных столетием ранее, «устоялись» и пришли к единообразию в маркировке, а новички керамического рынка смогли учесть опыт предшественников. Но у коллекционеров появляется другая проблема – клейма не защищают от покупки фальсификата. Поэтому, необходимо внимательно и глубоко изучать характерные особенности того или иного производителя, знать технические секреты, уметь на глаз и тактильно определять возраст черепка, глазурей, живописных пигментов. Современные цвета более яркие, «ядовитые», поскольку фальсификаторы используют краски на синтетической основе.

Клейма Мейсена

До 1823 года между рукоятями мечей добавлялась звёздочка. Однако это – не обязательное условие, дополнительный знак мог и отсутствовать. С 1817 года Блаумалер использовал в клейме римские числа I и II. В первой половине XIX века рисунок мечей наносился большей частью небрежно и мало отличался от ранних изображений. С 1850 года лезвия стали изогнутыми, а на рукоятях появились особые навершия, поучившие название «Knauf-Schwerter».

Клейма Мейсена

Клейма Севра

В XIX веке для штампов стали использовать двуцветную переводную печать. Дату и год производства наносили подглазурной зелёной краской, а основное клеймо – красной эмалью, кроме периода Реставрации, когда её заменили на синюю.

Клейма Севра

Другие клейма

Лимож

Клейма  Лимож

Великобритания

Клейма английского фарфора

Германия

Клейма немецкого фарфора