Красивые почтовые марки

Самые красивые почтовые марки мира – далеко не всегда самые дорогие. В филателии эти понятия не связаны между собой и уж тем более не идентичны. До сих пор ведутся споры, стала ли красота почтовых миниатюр причиной коллекционирования или, наоборот, спрос привёл к совершенствованию дизайна. Известно, что чем популярнее товар, тем больше внимания уделяют ему производители, стараясь сделать максимально привлекательным. И знаки почтового сбора – не исключение. Однако эстетические критерии в данном случае имеют свою специфику.

Красота первых выпусков – исторический экскурс

Первой официальной почтовой маркой считается британская Penny Black с портретом 15-летней королевы Виктории. Она была выпущена в 1840 году. Эскиз миниатюры, созданный художником Генри Корбоулдом, отличался подчёркнутой лаконичностью, не характерной для искусства Викторианской эпохи в целом. Этому легко найти объяснение. До появления Penny Black, британская почта использовала цельные вещи (конверты и листы), иллюстрированные популярным графиком Уильямом Муллиди. Его рисунок полностью соответствовал английским канонам красоты – был изысканно-сложным, полным скрытых аллегорий.

В центре композиции располагалась женщина со спящим львом, олицетворявшая Британскую империю. Её окружали символические изображения колоний Северной Америки и Азии. Но, несмотря на художественные достоинства иллюстрации, она не встретила понимания у широкой публики. Задуманная Муллиди аллегория воспринималась манерной и навязчивой, вследствие чего над ней насмехались и рисовали многочисленные карикатуры.

Первые красивые марки

Через 12 дней после введения цельных вещей в оборот, реформатор почтовой службы Великобритании, Роуленд Хилл заявил о необходимости срочно заменить их менее претенциозными аналогами. «Публика продемонстрировала своё пренебрежение и даже отвращение к красоте», – прокомментировал он своё решение. На «арену» вышла полная противоположность творению Муллиди – обладавшая простым дизайном Penny Black и, вопреки ожиданиям, быстро стала культовой. В течение последующих 30 лет она определяла «лицо» королевской почты, а сегодня входит в топ-100 дорогих почтовых марок мира, представляя историческую ценность. Стоимость Penny Black на европейских аукционах – около €3000.

Церера вместо Наполеона III

Если у британцев красота почтовых марок определялась общественным мнением, французы ориентировались на политическую целесообразность. Середина 1840-х годов в стране была отмечена усилением революционных настроений, противостоянием буржуазии и финансовых олигархов во главе с правящим монархом – Луи-Филиппом I. Создателям первой во Франции марки приходилось искать компромисс, чтобы невольно не поддержать революционеров или реакционеров.

Марка "Церера"

«Политически корректная» миниатюра появилась только в 1849 году, уже после буржуазно-демократической революции и провозглашения Второй республики, во главе с Наполеоном III. Её автором стал главный гравёр Парижского монетного двора – Жан-Жак Барр. Французам удалось произвести революцию не только в стране, но и в почтовом деле, впервые выпустив марку, где портрет главы государства заменялся альтернативным сюжетом. Барр выбрал римскую богиню плодородия Цереру, которая в контексте недавних событий, символизировала процветание нации. Представления о красоте и смысловой нагрузке марок, таком образом, расширились, что оказало влияние и на современные оценочные стандарты.

Американские президенты и паровоз

Яростная дискуссия о красоте и национальном достоинстве разгорелась в США после выпуска серии «Пикториал» в 1869 году. Почтовое ведомство страны заказало Американской банкнотной компании блок из 10 марок, номиналом от 1 до 90 центов. Инновация состояла в ранее недоступном разнообразии сюжетов и применении двухцветной печати. Помимо трёх первых президентов страны: Франклина, Линкольна и Вашингтона на миниатюрах изображались:

  • высадка на американский континент Христофора Колумба;
  • сцена подписания Декларации независимости;
  • символ государства – сидящий на щите белоголовый орлан;
  • доставка почты тремя видами транспорта – конным гонцом «Пони-экспресс», пароходом и по железной дороге.

Сегодня коллекционеры ценят «Пикториал» за смелую концепцию и красоту уникальных гравюр Джеймса Смайли. Однако в 1869 году серия вызвала волну недовольства и критики. Появление на марках каких-либо изображений, кроме портретов умерших государственных деятелей, шокировало американскую общественность. Большинству казалось, что создатели серии оскорбили память ведущих политиков прошлого.

Особенно досталось миниатюре с паровозом. Газета New York Evening Post в разгромной статье, посвящённой «Пикториалу», писала: «Прежние выпуски с портретами президентов составляли честь и гордость нашей нации. Что же мы скажем теперь, растерянно глядя на трёхцентовую марку с паровозом, вместо почтенного сэра Вашингтона или ему подобного? Как пыхтящая стальная машина может стать символом национальной почтовой системы? Такой выбор неверен с точки зрения истории и красоты».

Американские президенты и паровоз - марки

Год спустя после эмиссии, оскандалившийся выпуск изъяли из обращения. Благодаря этому, он стал редким, а применение новой для того времени технологии двухцветной печати привело к появлению многочисленных перевёрток. В 2008 году одна из них – 24-центовая миниатюра с гравюрой по картине Джона Трамбулла «Декларация независимости», была продана за рекордные $1,2 млн.

Критерии прекрасного сегодня

Знатоки утверждают, что самые красивые почтовые марки были выпущены до 1950 года. Они объясняют, что, несмотря на более яркий дизайн и применение новейших технологий, миниатюры утратили традиционную эстетику и скрупулёзную проработку деталей, которую могла дать только гравировка. С другой стороны почтовые ведомства не заинтересованы в прогрессивных разработках, поскольку традиционная переписка повсеместно вытесняется электронной или общением через мессенджеры. Намного важнее остаться на плаву, чем вкладывать немалые средства в красиво оформленные марки.

Миниатюры последнего поколения разительно отличаются от своих предшественниц полувековой давности. Теряя функциональность, они превращаются в предметы искусства, где на первом месте стоит эстетика. Ежегодно на конкурсе NexoFil, который проводится в Испании, определяются самые красивые марки мира в 10 номинациях. Чтобы понять современные тенденции филателии, достаточно познакомиться с победителями последнего, 2019 года.

«Полярная сова», Норвегия

«Лучшей из лучших» стала марка «Полярная сова» по мотивам акварели норвежского художника Вигго Ри. Мастер неоднократно сотрудничал с национальной почтой, однако такой высокой награды удостоился впервые. «Было удивительно услышать своё имя в числе основных победителей», – заметил он, комментируя событие. Хотя Норвегия давно находится в списке предпочтений филателистов, раньше она никогда не возглавляла топ лидеров.

Вигго Ри – известный анималист, писатель и биолог. Наибольшей популярностью у ценителей пользуется его справочник по птицам Норвегии с личными иллюстрациями. Рисунок совы Ри создал несколько лет назад по просьбе знакомого, который искал достойный подарок жене на юбилей. Позднее белоснежная хищница была включена в марочную серию «Птицы», вместе с бородатой неясытью и мохноногим канюком.

«Полярная сова», Норвегия

Второе место в номинации заняла миниатюра «Бабочка Переливница тополёвая» из серии «Насекомые Украины».

Её создатели – художники Сергей и Александр Харуки выбрали для дизайна необычный приём – голографические наклейки с тиснением на крыльях. Они создают красивый радужный эффект и дополнительный объём. На третьем месте – марка из Франции «20-летние Мадридского протокола», выполненная в технике ротогравюры (ракельной глубокой печати).

 «20-летний юбилей организации Child Focus», Бельгия

В номинации «Лучший дизайн» победила бельгийская миниатюра из коллекции, посвящённой молодёжной культуре. Филателистическая продукция страны отличается минималистским дизайном и марка-победитель 2019 года не стала исключением. Она наглядно демонстрирует возможности и преимущества прогрессивной офсетной печати, с её эффектом размытости и тончайшей градации цвета.

Child Focus – правозащитный фонд, созданный 12 марта 1998 года по инициативе родителей, чьи дети подверглись насилию, были убиты или пропали без вести. Специалисты организации занимаются профилактикой и расследованием криминальных случаев с несовершеннолетними, оказывают психологическую и юридическую помощь пострадавшим. Ежегодно в «поле зрения» Child Focus попадает около 3000 детей, ставших жертвами чьей-то агрессии. Почётным президентом организации является правящий монарх, в настоящее время это – королева-консорт Матильда.

 «20-летний юбилей организации Child Focus», Бельгия

 «Флора. Историческое дерево «El Abuelo», Испания

Обладательницей самого оригинального формата признана испанская марка, посвящённая национальному дереву-гиганту. Это – столетний шаровидный эвкалипт, произрастающий в заповеднике Souto da Retorta на севере исторической провинции Галисия. Дерево, высотой свыше 60 м, с диаметром ствола у корней – 7,5 м, считается родоначальником окружающей его рощи. Испанцы с любовью называют его «Дедушкой» (El Abuelo).

Эвкалипт-патриарх в 2010 году был включён в галисийский каталог уникальных деревьев и получил первый приз от природоохранного общества Fundaciоn Biodiversidad. «Дедушка» – воплощение испанской природы, требующей бережного отношения и поддержки. Именно об этом напоминает мини-лист с нестандартным дизайном, выпущенный в 2018 году. На нём изображён El Abuelo, перед которым стоит взявшаяся за руки семья – символ преемственности поколений. Шесть листков дерева представляют собой марки, ароматизированные натуральным эвкалиптовым маслом.

 «Флора. Историческое дерево «El Abuelo», Испания

 «Тирольская шляпа», Австрия

Вышитые марки – давно уже не редкость. Тем не менее, способ их изготовления по-прежнему вызывает восхищение, поскольку для текстильных аналогов приходится разрабатывать специальный клей и подкладочные материалы, препятствующие разрушению при эксплуатации. Наверное, поэтому австрийская фигурная марка с вышивкой стала безусловной победительницей в категории «Инновация». Она обогнала эстонский «Флаг» на самоклеющейся бумаге, а также испанский юбилейный выпуск «К 200-летию Косми Гарсиа Сайеса», отштампованный в резине.

Тирольская шляпа – головной убор жителей горных районов Австрии, появившийся в начале XIX века. Его изготавливали из зелёного войлока, а тулью украшали широким шнурком, в который с одной стороны вставляли птичьи перья, букетики цветов или кисточки из бороды козла. Популяризировал тирольскую шляпу британский принц Эдуард VIII, когда после отречения путешествовал в ней по городам Штирии. Сегодня головной убор стал общенациональным австрийским символом и неизменной частью костюма фольклорных коллективов.

«Тирольская шляпа», Австрия

 «150-я годовщина со дня смерти Джоакино Россини», Италия

Приз за «Лучшую ручную гравировку» достался итальянской марке. На ней изображён портрет гения оперной музыки – композитора Джоаккино Россини, некогда сказавшего: «Дайте мне счёт из прачечной, и я подберу к нему ноты». Во всём мире маэстро знают, как создателя «Севильского цирюльника» и «Вильгельма Телля». До настоящего времени Россини считается великим реформатором классического оперного искусства. Его произведения отличаются лёгкостью и виртуозностью звучания.

 «150-я годовщина со дня смерти Джоакино Россини», Италия

«150 лет Ассоциации трекинга», Норвегия

В январе 1868 года для поддержания и развития пешеходного туризма Норвегии, была создана национальная Ассоциация трекинга (DNT). В её задачу входила забота о горных маршрутах, подъёмниках и коттеджах на промежуточных остановках, чтобы как можно больше жителей страны могли полноценно отдохнуть на свежем воздухе. На момент основания, членами DNT были 223 норвежца – сегодня ассоциация насчитывает свыше 300 000 человек.

В серию, посвящённую 150-летнему юбилею, вошли 4 марки с видами популярных туристических маршрутов. Дизайн блока разработала норвежская художница Мадлен М. Карлстрем. Победительницей в номинации «Лучшая офсетная печать» стала миниатюра с видом на Алта-фьорд. Этот регион Норвегии знаменит своими наскальными рисунками – петроглифами, которые покрывают участок стены, длиной 15 км. В 1985 году Алта-фьорд был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и получил статус музея под открытым небом.

«150 лет Ассоциации трекинга», Норвегия

«Ладислав Белик: Человек с обнажённой грудью перед оккупационным танком», Словения

Почта Словении в 2019 году смогла трижды завоевать симпатии жюри NexoFil. Её марка заняла третье место в категории «Самая красивая гравюра» и «Памятный блок», а также стала лучшей среди коммеморативных аналогов. В основе сюжета – историческая фотография Ладислава Белика, сделанная на площади Братиславы в 1968 году. Это было окончание «Пражской весны», ознаменованное вводом в Чехословакию совместной армии стран Варшавского договора. Оккупационные танки, появившиеся на улицах крупных городов, встречали ожесточённое сопротивление местного населения. Фотограф снял момент, когда житель Братиславы грудью заслоняет дорогу венгерскому танку, не позволяя продвигаться дальше.

«Ладислав Белик: Человек с обнажённой грудью перед оккупационным танком», Словения