Банкнота 100 000 рублей

В 1995 году Центробанк России выпустил серию банкнот нового образца, в том числе номиналом 100 000 рублей. Сегодня цена купюры «нищих миллионеров» в состоянии UNC составляет около $30. Редкая серия «АА» стоит примерно в 1,5 раза дороже, кроме того, с каждым годом становятся всё более востребованными, а значит и прибыльными, «красивые номера». Период с 1995 по 1998 год, когда в ходу были купюры «со многими нулями», считается одним из самых интересных с точки зрения коллекционирования.

Описание

Купюра, достоинством 100 000 рублей эмитировалась в российской истории дважды: в 1921 и 1995 году. И оба раза это была вынужденная мера, вызванная гиперинфляцией. В 1995 году правительство РФ уже планировало будущую деноминацию, но обстановка требовала срочного выпуска серии крупных банкнот, номиналом от 1000 до 100 000 рублей. Их реальная покупательная способность была невелика, поскольку цены доходили до миллионных значений. Традиционная буханка хлеба стоила 2000 рублей, килограмм сливочного масла или мяса – около 17 000.

100 000 рублей

Банкноты имели инновационный дизайн и усиленную защиту, по сравнению с выпуском денежной реформы 1993 года. Темой серии стали архитектурные памятники российских городов. Ранее на дензнаках изображались только фрагменты столичных правительственных зданий, сначала Санкт-Петербурга, а затем Москвы. Деноминация 1997 – 1998 годов никак не повлияла на дизайн купюр, просто исчезли «лишние три ноля». Серия «Города России» остаётся в обиходе до настоящего времени.

Аверс

Стотысячная банкнота посвящена одной из главных достопримечательностей Москвы – Большому театру. На лицевой стороне изображён портик центрального входа, увенчанный знаменитой квадригой Аполлона, работы Клодта. Солнцеликий бог – покровитель муз и искусства недавно стал предметом жарких дискуссий в Государственной Думе. Его изображение на «сторублёвке», которая стала преемницей «стотысячника», депутат от Приднестровья Роман Худяков счёл порнографическим.

В 1995 году, статуя Аполлона на Большом театре была полностью обнажённой. Такой же изобразили её создатели стотысячной банкноты. После реставрации 2010 года, когда на теле бога появился фиговый листок, Худяков обратился к главе Центробанка – Эльвире Набиуллиной с требованием либо аналогичным образом прикрыть Аполлона на дензнаках, либо вообще заменить его видом на Севастопольский порт. Однако перевыпуск грозит такими расходами, что в ближайшее время вряд ли стоит ожидать подобную «рокировку».

Банкнота 100 000 рублей  - аверс

Портик занимает центральную часть аверса, фоном ему служит фрагмент главного фасада театра. Слева нанесён вертикальный защитный орнамент, вверху указан номинал цифрами, внизу – прописью. На левом купонном поле проставлена серия и номер, выше расположена эмблема Центробанка: двуглавый орёл с опущенными крыльями. В нижней части специальными символами – рельефными точками и тире, указан номинал для слабовидящих. Он же является и элементом защиты, поскольку на поддельных купюрах часто отсутствует. На правом купонном поле в дополнение к водяным знакам, есть небольшая область, покрытая люминесцентной краской.

Реверс

На обороте в центральном поле – вид на здание Большого театра со стороны площади и центрального входа. Над изображением и под ним располагаются полосы с микротекстом, а также указанием номинала в цифрах и прописью. Справа нанесён трёхцветный геометрический орнамент, слева – виньетка с надписью «Москва».

Банкнота 100 000 рублей  - реверс

Общие сведения

Банкнота напечатана на светло-розовой бумаге, основная гамма рисунка – коричневая с зелёными и бордовыми фрагментами. Размер: 150х65 мм. Все купюры серии «Города России», в том числе и стотысячная, обладали высокой степенью защищённости, выгодно отличаясь от своих предшественников, эмитированных во время денежной реформы 1993 года. Использовались:

  • водяные знаки – изображение Большого театра и номинала;
  • орнаментальная лента с кипп-эффектом;
  • микропечать с текстом «Банк России»;
  • внедрённая защитная нить;
  • рельефная эмблема Центробанка.

Двуглавый орёл Банка России впервые появился именно на купюрах 1995 года. От общегосударственного герба он отличался отсутствием корон, символизирующих три ветви власти и положением крыльев. Таким образом, Центробанк демонстрировал обособленность своей эмиссионной политики от правительства РФ. До 1997 года стотысячная купюра была старшей в серии, однако затем пришлось выпустить ещё больший номинал – 500 000 рублей.

Цена на современных аукционах

Банкноты, выпуска 1995 года, особенно старшие номиналы, относятся к редким. Однако коллекционеров интересуют только экземпляры в состоянии «пресс» – имевшие хождение стоят примерно в 8 раз дешевле. Официально банкноты были изъяты из обращения в 1998 году, однако их принимали в российских банках ещё 5 лет. Общий срок службы билетов можно считать небольшим, поэтому чаще всего они встречаются в состоянии XF – со слабыми следами использования. Цены на банкноты 100 000 рублей сегодня (руб.):

VG F VF XF aUNC UNC
10 120 350 900 1300 – 1500 2000 – 2500

Для серии АА – ЯЯ порядок цен несколько другой. В состоянии XF боны будут стоить 1500 руб., а UNC – 3500 руб. Неиспользованные раритетные экземпляры «Образец» с косой красной надписью и особым «нулевым» серийным номером, принесут владельцу 15 000 рублей.

Банкнота 1921 года

Революция и последовавшая за ней гражданская война разрушили систему товарно-денежных отношений большевистского государства. Использовалось сразу несколько видов бон, среди которых преобладали «керенки» – они печатались листами, по 40 штук в каждом. Обесценивание происходило такими быстрыми темпами, что подобные «простыни» не приходилось даже разрезать. Наряду с «керенками», в ходу были совзнаки 1919 – 1921 годов, среди которых не последнее место занимали стотысячные. Поскольку власти колебались между привычными финансовыми расчётами и переходом на натуральное хозяйство (оно предлагалось в качестве альтернативы), дизайну и защищённости денег уделялось мало внимания.

Банкнота 100 000 рублей  1921 года

Купюры, отпечатанные листами на низкокачественной бумаге, официально назывались «расчётными знаками». Для защиты использовались два вида филиграни: крупные 6-конечные звёзды или восточный орнамент из «домиков» и крестов. Изображение наносились в один цвет – карминно-красный на светлом фоне. На аверсе, помимо указанного цифрами и прописью номинала, располагался герб РСФСР, а внизу стояли факсимильные подписи наркома финансов Н. Н. Крестинского и кассира. В ходе денежной реформы и деноминации 1922 – 1924 года «расчётные знаки» были заменены устойчивыми, подкреплёнными золотым запасом страны червонцами. Стоимость артефактов «переходного времени» на сегодняшних аукционах составляет около 1500 руб. Экземпляры в состоянии «пресс» не встречаются.

«Стотысячники» Закавказской республики

Сразу после создания в 1922 году единой денежной системы Закавказья, появилась общая для трёх республик валюта – закдензнаки. Они выпускались номиналом 1000 – 1000 000 рублей. Предполагалось, что введение закдензнаков снизит уровень инфляции и стабилизирует экономическое положение в регионе. Однако всё произошло с точностью до наоборот. Цены взлетели, а покупательная способность свелась практически к нулю. В 1924 году к серии добавилась банкнота 10 000 000 рублей, а ещё некоторое время спустя счёт перешёл на миллиарды. Конечно, такая ситуация не могла продолжаться долго. Летом 1924 года не оправдавшие себя боны были заменены червонцами из расчёта 12 млрд. 500 млн. закдензнаков за 1 золотой рубль.

Банкнота 100 000 рублей  Закавказской республики, 1922 год

В дизайне купюр явно прослеживался восточный стиль. Для защиты использовались гильоширные элементы: сетки, бордюры и розетки. Надписи, в том числе и указание номинала прописью, делались на русском, а также трёх кавказских языках – грузинском, армянском и азербайджанском. На аверсе в центре изображалось здание Федерального собрания региона, на реверсе – герб Закавказья, окружённый орнаментом в виде пятиконечной звезды. Бона была выдержана к розовато-красной гамме. Сегодня её стоимость на аукционах приравнивается к остальной советской валюте 1920 – 1925-х годов.

Белорусский аналог

Годом позже после эмиссии российского «стотысячника», купюра с аналогичным номиналом появилась в соседней Белоруссии. На её аверсе также был изображён Большой театр оперы и балета, только не московский, а минский. Денежная реформа, проведённая республикой в 1991 году, спровоцировала стремительное нарастание инфляции и появление банкнот с внушительным количеством нулей, но малой покупательной способностью. Первая деноминация, последовавшая три года спустя, сопровождалась эмиссией серии с изображением животных. Однако «обнуление» не остановило гиперинфляцию. И практически сразу же стали вновь выпускаться крупные купюры, на этот раз с архитектурными достопримечательностями Белоруссии.

Описание

Банкнота, достоинством 100 000 рублей появилась в 1996 году. Её отличал не только внушительный номинал, но и нестандартный дизайн. Изображение было смещено относительно центра таким образом, что левое купонное поле оказалось значительно меньше правого. Гравюра с видом театра располагалась на гильошированном фоне. Вверху, внизу и в правой части банкноты проходили узорчатые защитные полосы. Левую сторону украшал орнамент, имитирующий национальную вышивку. На правом купонном поле поместили сквозной защитный знак «Танцующая балерина».

Банкнота 100 000 рублей белорусская  1996 год

На реверсе была представлена сцена из национального балета «Избранница», написанного по произведениям Янки Купалы композитором Евгением Глебовым. Справа под розеткой указывался серийный номер купюры и дублировался слева внизу на купонном поле. Все надписи были сделаны на белорусском языке. Для банкноты выбрали серую гаму, а рисунок нанесли зелёным, коричневым и голубым цветом.

В 2001 году состоялась вторая деноминация и «стотысячник» изъяли из обращения. Он вернулся уже в новом дизайне в 2005 году и был актуален до 2017 года. На бонах последнего образца изображался Несвияжский замок – знаковый дворцово-замковый комплекс под Минском. Инновационное по тем временам сооружение проектировал итальянский архитектор Джованни Бернардони. Замок был роскошным, как подобает жилью высших аристократов эпохи барокко и, одновременно, мощным, практически неприступным. С XVIII по XX век он служил резиденцией князей Радзивиллов – богатого и влиятельного литовского рода. Стоимость белорусских «стотысячников» обоих выпусков зависит от серии и степени сохранности, но редко превышает $25.

Банкнота 100 000 рублей белорусская  2001 год

Приднестровье

Банкноты Приднестровья – явление не менее исключительное, чем само государство. В 1993 – 1997 годах для расчётов использовались советские рубли, на которые наклеивались специальные марки Гознака с указанием номинала и портретом Суворова. В 1994 году появились первые приднестровские банкноты, напечатанные в Польше. На аверсе всех номиналов изображался Суворов, высоко чтимый в республике. Здесь помнят, что великий полководец основал сегодняшнюю столицу Приднестровья – Тирасполь и способствовал освобождению края от турецких захватчиков. Неудивительно, что именно его выбрали «первым лицом» национальной валюты, неофициально так и называвшейся – «суворики».

Банкнота 100 000 рублей Приднестровье

Несмотря на появление собственных банкнот, традиция делать надпечатки, оставалась. Так, для «стотысячников» использовались «десятки», которым добавили четыре нуля. Номинал прописью закрыли с помощью симметричного орнамента. Кроме того, дата довыпуска указывалась на аверсе, наряду с годом основной эмиссии. В 2000 году состоялась деноминация и выпуск первых банкнот Приднестровским республиканским банком. Дизайн денежных знаков стал намного разнообразнее, их качество и степень защищённости повысились. Коллекционеры пока мало интересуются валютой непризнанного государства. Стоимость бон-«стотысячников» Приднестровья невысока и составляет, в состоянии «пресс», максимум $1,5.