Богемский фарфор

Чехия – один из главных очагов европейской культуры, славится разнообразием искусств и ремёсел. Но даже среди них выделяется богемский фарфор, наряду с одноименным хрусталём, ставший визитной карточкой страны. Чешская керамика – это впечатляющее качество плюс уникальные традиции декора, бережно хранимые местными мастерами. Большинство заводов специализируются на производстве сервизов разной комплектации и предназначения. Их продукция ценима и любима во всем мире. Не удивительно, ведь в каждом предмете сервировки живёт поэтическая душа чешского народа и сказочная природа Богемии, вдохновляющая на волшебство.

История

Главный центр фарфорового производства Чехии расположен в знаменитом Карловарском крае. Этот регион на западе Богемии известен не только своими целебными курортами, но и крупными залежами редкой по составу каолиновой глины. Именно ей чешский фарфор обязан своей исключительной белизной, прочностью и тонкостью. Керамическое производство края зародилось в начале XVIII века. Условия для этого сложились самые благоприятные: большую часть территории покрывали леса, поэтому хватало дров и угля для обжиговых печей, а также воды – основного энергоресурса того времени.

Инициаторами создания предприятий были в основном немцы, привлечённые дешевизной природных ресурсов. Однако они столкнулись со сложностями бюрократического порядка. В 1718 году император Карл VI даровал право на монополию Венской фарфоровой мануфактуре Аугартен, второй по значимости в Европе, после прославленного Мейсена. Владелец предприятия – Клаудиус Инноценциус дю Пакье пресекал любые попытки конкуренции, в результате все заявки из чешских земель с просьбой о выдаче лицензии на производство отклонялись под разными предлогами.

Фарфор из Богемии

Сначала фабрики открывались нелегально, под видом народных гончарных промыслов. Рецепты фарфоровой массы были получены путём тщательного анализа китайских образов, однако первые изделия чешских мастеров оказались далеки от азиатских и даже европейских аналогов. Они не соответствовали высоким стандартам, заданным немецкими и австрийскими мануфактурами.

Пионеры чешского фарфора

Первая фарфоровая мануфактура открылась в небольшой деревеньке Гае около Горни-Славково в 1789 году. Её создателями стали местный извозчик Ф. Хаберцитель и городской торговец Якуб Юст, занимавшийся импортом керамической посуды из Тюрингии. Обнаружив в районе соседней Яворны запасы белой глины, предприимчивый коммерсант отвёз образец своим поставщикам на фабрику в Валлендорфе, где эксперты подтвердили пригодность сырья для производства фарфора.

Богемский фарфоровый сервиз

Позднее на другом предприятии – в Рудольштадте из яворской глины была изготовлена опытная партия посуды настолько высокого качества, что землевладельцы и арендаторы в окрестностях Гае решили оказать финансовую поддержку начинанию Хаберцителя. Сам он не имел средств для создания масштабного керамического производства. В период с 1772 по 1815 год на Карловарской земле было открыто восемь фарфоровых заводов в городах Горни-Славков, Клаштерец-на-Оргжи, Бржезова, Стружна, Даловица, Ходов, Стара-Роле и Локет.

В наши дни список пополнился новыми предприятиями, а часть прежних закрылась по тем или иным причинам. Но они внесли свой неоценимый вклад в развитие чешской фарфоровой промышленности, определив её неизменное лидерство на мировом рынке.

Чайный сервиз Богемия

Особенности богемской продукции

Современные предприятия Богемии продолжают в своей продукции традиции барокко, классицизма и ампира. Их сервизы поражают благородством форм и дворцовой роскошью декора с обязательной ручной росписью и позолотой. Второе не менее популярное направление, которое больше присуще крупным фабрикам – стилизованное кантри с элементами местного фольклора.

Две разновидности чешской керамики пользуются особым успехом:

  • посуда с так называемым «луковым» декором;
  • единственный в своём роде розовый фарфор.

Особенность богемских производителей – умение чувствовать нужды потенциальных потребителей и учитывать их при изготовлении продукции. Например, для каждого сервиза выпускаются дополнительные чашки и тарелки. Их всегда можно приобрести отдельно, если что-то из купленного ранее разобьётся или понадобится увеличить количество столовых предметов.

Изделия из фарфора Богемия

«Цибуляк»

Так сами чехи называют необычный узор, которым покрывают свои фарфоровые сервизы. «Луковый» рисунок впервые стали применять в середине XVIII века керамисты Мейсена, на свой лад копируя китайские образцы подглазурной кобальтовой росписи. Для неё использовались популярные на востоке растительные мотивы, имевшие символическое значение.

Цветы, плоды и травы располагались в строгом порядке, который не следовало нарушать. В центре рисовали крупные бутоны – астры, хризантем, пионы. Они выражали пожелание долголетия, процветания, благополучия и крепости семейных уз. На ободках тарелок изображались персики и гранаты. Считалось, что они обладают защитным свойствами и сохраняют энергию тех, кто пользуется расписной посудой.

Цыбуляк Богемия

Гранаты и стали «камнем преткновения» для чешских художников по фарфору. Южный фрукт был незнаком в этой стране, а потому никто не смог понять, что нарисовали мейсенские или китайские мастера. Плод граната с раскрытой чашечкой вверху отдалённо напоминал лук. Вот и стали работники богемских мануфактур изображать привычный овощ, придавая ему всё более узнаваемые черты. В результате родился новый уникальный фарфор, всему миру известный как «луковый», а по-чешски – «цибуляк». Посуду с «народным» рисунком особенно любят привилегированные слои общества, в том числе и члены королевских семей Европы.

Розовое великолепие

Богемия – единственный регион, где производится настоящий розовый фарфор. Это цвет черепка, а не нанесённой поверх него глазури, как в сервизах стиля «Помпадур», выпускаемых крупнейшими европейскими заводами. Состав каолиновой массы, дающей необычный оттенок, держится в секрете. После обжига бисквит остаётся розовым, его просто покрывают прозрачной глазурью, чтобы увеличить прочность и водостойкость.

Розовый фарфор Богемия

Глина оттенка утренней зари используется преимущественно для парадных сервизов в изысканном классическом стиле. Декорируется посуда рельефными вставками, цветочным рисунком и вензелями из 24-каратного золота. Производство розового фарфора требует специальных навыков и знаний, что обуславливает его высокую стоимость по сравнению с белыми разновидностями. Первой изготавливать сервизы из такого материала стала мануфактура посёлка Ходов в 1811 году.

Лучшие производители Богемии

Сегодня в исторической области действует свыше 50 фарфоровых заводов разной величины. Их ассортимент включает все разновидности столовой и чайной посуды, а также декоративные аксессуары. Отдельные линии выпускают ресторанные и гостиничные сервизы, которые характеризуются особой прочностью и износостойкостью. Большинство предприятий находится в Карловарском и соседнем Устецком крае. Лидерами по выпуску экспортной продукции являются четыре фабрики, каждая из которых имеет свой индивидуальный «почерк», историю и отработанные десятилетиями технологии производства.

Лучшие производители фарфора Богемии

Česky porcelan a. s. Dubí

Фабрика – крупнейший на сегодняшний день производитель посуды с «луковым орнаментом», официально представляющий этот вид декора на международном рынке. Она расположена в городе Дуби (Устецкая область) и является единственной в Чехии, чей товарный знак не менялся на протяжении 100 лет. Основал мануфактуру в 1864 году предприниматель Антон Шинкель, изначально предполагая заниматься майоликой. Он выкупил особняк у потомка старинного аристократического рода Флориана Вальтера и, значительно перестроив здание, превратил его в производственный корпус.

Через некоторое время фабрику перепрофилировали в фарфоровую. Но в 1885 году Шинкель разорился и был вынужден продать предприятие немецкой компании O. C. Teuchert из Мейсена. Именно благодаря новым владельцам в ассортименте появилась изысканная посуда с «луковым» узором, которая сразу вызвала повышенный интерес у покупателей. Коллекция «Цибуляк» состояла из 257 предметов и до 1956 года выпускалась с клеймом MEISSEN.

Česky porcelan a. s. Dubí

В 1991 году после приватизации, предприятие было переименовано в Český porcelán, а ещё 10 лет спустя произошло её слияние с мануфактурой Royal Duх, расположенной в соседнем городе Духцове. Объединённое предприятие имеет собственную учебную базу, где готовят будущих мастеров, занимающихся подглазурной кобальтовой росписью. «Луковая» серия, теперь представленная в 600 предметах, сертифицирована как «Чешская продукция» и поставляется на экспорт в качестве национального достояния страны.

Stara Role-Moritz Zdekauer

Завод в городе Стара-Роле Карловарского края был открыт в 1811 году. Его основатель – промышленник Бенедикт Хаслахер, уже владевший фарфоровой мануфактурой в Даловице, приобрёл участок на левом берегу реки Ролава, где построил две мастерских, круглую печь для обжига и большую водяную мельницу, чтобы заниматься производством гончарных изделий.

Stara Role-Moritz Zdekauer

В 1824 году предприятие перешло к предпринимателю из Праги Августину Новотному. Он обладал хорошей практической смёткой и понимал, что для развития фабрики необходимо нечто большее, чем простая посуда. Новотный значительно расширил и модернизировал производство, увеличил число работников и в 1836 году занялся изготовлением фарфора.

Когда 14 лет спустя разразился экономический кризис, фабрика вновь сменила владельца, теперь им стал другой пражанин – банкир Мориц Здэкауер. С его приходом, в несколько раз увеличились экспортные мощности предприятия, оно приобрело общеевропейскую известность и товарный знак: коронованный орёл, несущий на распростёртых крыльях инициалы MZ (Мориц Здэкауер). Выработанный предприятием в эти годы стиль – ампирная классика, сохраняется до сих пор. В 1992 году фабрика была приватизирована и превратилась в АО Starorolský porcelán Moritz Zdekauer. Бренд известен элегантным дизайном изделий, достойным качеством при доступной цене и постоянными новаторскими разработками.

Фарфор Stara Role-Moritz Zdekauer

G. Benedikt Hotelovy Porcelan

Это предприятие, основанное братьями Бенедикт в историческом районе Дворы (Карловарский край) уже более 100 лет производит посуду для ресторанного и гостиничного бизнеса. Начиная с 1882 года, фабрика выпускает фарфоровые наборы, которые высоко ценятся не только в Европе, но и во всём мире.

Продукцию G. Benedikt отличает высокая прочность, в 4 раза превосходящая стандартные образцы, что объясняется эксклюзивной обработкой и увеличенной толщиной стенок посуды. Все, кто работал с изделиями бренда, отмечают с одной стороны их исключительную жаропрочность, с другой – способность долго удерживать тепло.

G. Benedikt Hotelovy Porcelan

Дизайн столовой и чайной посуды лаконичен и выразителен. В отличие от большинства чешских производителей, G. Benedikt предпочитает классике современный стиль, тяготеющий к минимализму. Среди самых востребованных коллекций бренда:

  • «Прага»;
  • «Мелодия»;
  • «Принцип»;
  • «Кент»;
  • «Диана».

Последняя серия пользуется наибольшей популярностью из-за невысокой цены.

LEANDER, Porcelán Loučky, s.r.o.

Самый знаменитый чешский завод, не раз с успехом представлявший фарфор Богемии на мировых выставках. Был основан в 1908 году американским торговцем Бенджамином Франклином Хантом. Но расцвета и славы достиг 10 лет спустя при следующем владельце – немецком предпринимателе Рудольфе Кемпфе.

Фарфор LEANDER

Мощное предприятие, в своё время получило немалую поддержку государства и сейчас продолжает успешно развиваться в рамках холдинга CS Investment. Охватывает все сферы производства фарфоровой посуды – от вип-коллекций, полностью выполненных вручную по старинным технологиям до специальной линии для отельеров и рестораторов.

LEANDER вторым после фабрики в Ходах стал выпускать розовый фарфор, а также менее известные синие и зелёные его разновидности. В ассортименте предприятия сервизы классических, «деревенских» и современных форм, причём почти каждый из них имеет несколько цветовых и декоративных решений.

LEANDER

Гордостью бренда стали три позиции:

  • «Соната»;
  • «Мэри-Энн»;
  • Сабина».

Они остаются востребованным на протяжении многих десятилетий. Наряду с уже ставшими традицией коллекциями, регулярно выпускаются всё новые прогрессивные модели, поддерживая высокий статус предприятия.