Знак «Почётному полярнику»

Полярные экспедиции и исследование арктических и антарктических районов — очень сложное и опасное дело, поэтому в прошлом столетии было принято решение поощрять представителей профессий, которые занимались освоением территорий, близких к северному полярному кругу. Так появился знак «Почётному полярнику», который сейчас представляет интерес для многих коллекционеров нагрудных знаков.

Советский период

В постановлении №866 Совета народных комиссаров СССР от 2 августа 1938 года были учреждены положения о выпуске значков «Почётному полярнику». Курировать этот вопрос обязали Главное управление Северных морских путей, которое на то время возглавлял Отто Шмидт — 47-летний математик, географ, математик, геофизик и пр. На протяжении 13 месяцев продолжалась работа по созданию эскиза и порядка вручения, и уже 15 августа 1939 года положение о значке было подписано Шмидтом.

Удостоверение знака «Почётному полярнику»

Кому вручали

Награждаемые должны были быть штатными единицами Главного управления Северного морского пути. Основания для получения следующие:

  • смелость и героизм в выполнении трудовых задач;
  • самоотверженный многолетний труд;
  • вклад в изучение и освоение Арктики;
  • заслуги в научной работе и исследовании северных широт;
  • высокие показатели при выполнении производственной программы;
  • изобретательство, внедрение рациональных идей и технических новинок при работе в зоне полярного круга.

Таким образом претендовать на значок могли только лучшие работники управления.

Первыми награждёнными стали члены команды ледокола «Георгий Седов». Они пережили дрейф сроком 812 дней, во время которого были заключены в полярных льдах в тяжёлых условиях. Это была нештатная ситуация, к которой экипаж не был готов, но они с достоинством выдержали, провели 2 зимовки, за что были награждены различными наградными знаками, в том числе — значками «Почётному полярнику».

Ледокол «Георгий Седов»

Позднее таким же образом отметили М. В. Готского — капитана ледоходного судна «Лазарь Каганович», который много лет участвовал в безупречной проводке судов по Севморпути.

Описание

У значка очертания сложной формы. Размеры в самых больших местах — 3,2 см Х 3,0 см. Основание представляет собой планету, верхняя часть которой голубого цвета, а нижняя часть оформлена в виде белых льдов. Рельефно выполнены меридианы и параллели. В центральной части нарисован ледокол «И. Сталин». Снизу выступающее изображение якоря в качестве морской эмблемы, по разные стороны от него расходятся крылья как эмблема авиации. Над земным шаром в области Северного полюса летит самолёт. Над Землёй виден красный развевающийся флаг, и на фоне него выполнена надпись «Почётному полярнику». В верхней правой части — серп и молот. В оформлении использовалась красная, белая и голубая эмаль.

Описание знака «Почётному полярнику» советского периода

После 1957 года произошли небольшие изменения: Вместо названия «И. Сталин» на корме ледокола появилась надпись «В. Ленин». Также голубую эмаль заменили на полупрозрачную синюю.

Тип крепления к одежде — винт, расположенный на оборотной стороне.

Порядок вручения

Руководство должно было подготовить ходатайство о награждении, которое утверждалось после ознакомления с достижениями награждаемого лица. Ведомственную награду вручали вместе с удостоверением. В нём указаны ФИО того, кому его передают, номер и дата приказа о награждении, подписи должностных лиц. В самом низу удостоверения стояла печать Главного управления Северного морского пути.

Значок вручали в торжественной обстановке. В наградной комплект, кроме самого знака и удостоверения, входила коробка. Без номера, который обычно вырезали на оборотной стороне под винтом, награда не считалась действительной.

Образцы разных периодов

За советский период выпускалось 5 вариантов значка «Почётному полярнику». По оценкам специалистов тираж всех экземпляров составляет около 10 тыс.

  1. 1939-1943 годы

Первый вариант считается самым редким, поскольку изготовлено было всего 1 тыс. значков. Материалом было серебро с позолотой. Изготавливали награду на базе Ленинградского монетного двора. На реверсе есть аббревиатура «МД», а на верхней части гайки по окружности написано: «МОНДВОР». Реверс плоский.

Знак «Почётному полярнику» 1939-1943

  1. 1943-1948 годы

В среде нумизматов этот значок «Почётному полярнику» получил название «наркомовского» цельноштампованного. Он выполнялся из менее дорогостоящего материала — из бронзы. Его можно легко отличить по контррельефному реверсу, то есть, на обратной стороне проступает лицевой рельеф. Его тираж был больше — до 2 тыс. экземпляров.

  1. 1949-1957 годы

Эти выпуски тоже изготавливались из бронзы, но они были сборными без заклёпок. Это означает, что сначала штамповался сам значок с плоским реверсом, а потом к нему прилаживался винт. За 8 лет было выпущено около 2 тыс. экземпляров. Эта серия стала последней с надписью «И. Сталин» на корме ледокола.

  1. 1957-1970 годы

От предыдущего типа отличался только тем, что на ледоколе изменилось название, теперь появилась надпись «В. Ленин». Материал и тип изготовления остался прежним, несмотря на то, что изготовитель поменялся: вместо Ленинградского монетного двора серию выпускал Московский монетный двор. Номерные знаки, указанные на реверсе — от 5 до 8 тыс., то есть, всего с 1957 по 1970 годы было изготовлено 3 тыс. значков. Таким образом, эта серия является самой распространённой.

Знак «Почётному полярнику» 1957-1970

  1. 1970-1991 годы

Отличительной чертой этих выпусков было то, что на оборотной стороне перестали проставлять номер. Теперь номер можно было увидеть только в удостоверении. Реверс был полированным, зеркальным, на котором выбивали поздний штамп Московского монетного двора. Точных данных нет, но считается, что вручено было около 2 тыс. таких экземпляров.

«Почётный полярник» Россия

После развала Советского союза такого значка не было на протяжении 10 лет, но в 2001 году был подписан приказ о награждении знаком «Почётный полярник» тех граждан России, которые активно содействуют развитию морского транспорта в полярных областях.

«Почётный полярник» Россия

Кому вручают

В соответствии с приказом от 18 октября 2005 года награда предназначена для тех, кто внёс значительный вклад в развитие и функционирование Северного морского коридора – кратчайшего пути между Европейской частью России и Дальним Востоком. Это могут быть работники всех видов транспорта, территориальных органов Федерального агентства мор- и речтранспорта, а также представители профсоюзов и пр. общественных организаций.

Знак «Почётный полярник» в России могут получить за такие заслуги:

  • успешное выполнение сложных заданий, направленных на развитие морских путей Арктики и Антарктики;
  • достижения в улучшении Севморпути;
  • разработка актуальных законопроектов и нормативных актов для регуляции деятельности морского транспорта вблизи полярного круга;
  • безаварийное судоходство и проводка судов в сложных условиях;
  • научно-исследовательская деятельность.

Полярник

Ходатайство может быть инициировано в отношении тех лиц, которые:

  • работают в полярных условиях не меньше 5 лет;
  • более 3 лет назад награждены Почётной грамотой от Минтранспорта.

В случае проявления геройства, самоотверженности и отваги при спасении жизни других людей, единиц морской техники или важных грузов, стаж работы может не учитываться. Кроме лиц, работающих непосредственно в полярных условиях, значок могут вручать представителям федеральных органов исполнительной власти (в том числе – субъектов Федерации), местного самоуправления и др. ведомств или министерств.

Порядок вручения

После подписания соответствующего приказа наступает черёд вручения награды. Это происходит в торжественной обстановке, чаще всего – на работе в присутствии рабочего коллектива. В этот момент значок «Почётный полярник» надевают на правую сторону груди, где он и должен носиться. Он располагается в нижнем ряду под государственными медалями и орденами России или СССР.

Параллельно с этим в отделе кадров производят запись в трудовую книгу о том, что знак был получен. После того, как человек меняет место работы или уходит на пенсию, право ношения знака за ним сохраняется. Также после награждения выдают премию размером до 7-кратного МРОТ для этого региона или до 2 должностных окладов. Повторно получить значок нельзя.

Вручение знака «Почётный полярник»

В случае потери наградного значка дубликат или копия не выдаётся. Если утерян весь комплект, то могут повторно выдать документ о том, что человек на самом деле получил от государства такой знак отличия. Чтобы получить этот документ, нужно ходатайство от организации.

Описание

Предшественником значка является знак советского периода, поэтому их дизайн отличается лишь в деталях. Фон по-прежнему изображен в виде земного шара с идущим по центру ледоколом, под которым видны льды. Под белой полосой заметна синяя морская вода. Изображение ледокола выступает над общим рельефом.

Текст изменился незначительно: вместо дательного падежа надпись теперь выполнена в именительном. Она нанесена золотистыми буквами. Сверху расположен флаг Минтраспорта РФ, а справа видна лавровая ветвь. Якоря и крылья остались такими же, как в прежнем варианте. Надпись «Ленин» на корме ледокола сохранена.

Размеры в сравнении с предшественником уменьшились. Максимальная высота знака — 3,4 см, а ширина — 2,5 см. Изготовлен он из бронзы. На реверсе есть крепление, обратная сторона гладкая, номер на ней больше не ставят.

Комплектность

Знак вручается в футляре вместе с удостоверением, которое представляет собой книжечку размером 12Х15 см. Обложка из твёрдого покровного материала красного цвета. На ней золотистым цветом выполнено тиснение эмблемы Минтранспорта РФ (сверху), а ниже в 2 строки написано «Почётный полярник».

Внутри обложки вклеены бумажные страницы. Слева вверху стоит подпись «МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА/ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ниже — «Удостоверение» и строка для написания номера. Под номером указываются имя, фамилия и отчество награждаемого.

С правой стороны есть место для Гербовой печати Министерства, ФИО министра и дата с номером приказа о награждении.

Где купить

Для пополнения коллекции можно приобрести значок «Почётный полярник» на интернет-порталах или в специальных сообществах. Дороже всего ценится выпуск 1939-1943 года. Во-первых, эти экземпляры изготовлены из серебра с позолотой, во-вторых, они самые редкие, поскольку их тираж составил всего 1 тыс. К тому же, они самые давние, поэтому их меньше всего дошло до наших дней.

Стоимость зависит от таких факторов:

  • комплектность:
  • состояние аверса и реверса;
  • следы реконструкции или восстановления.

 «Почётному полярнику» советского периода

Гайка для крепления — наиболее хрупкий элемент, который нередко восстанавливают. Также необходимо обращать внимание на потёртости, сколы эмали и пр. Есть сувенирные изделия высокого качества, которые можно заказать для пополнения коллекции, но нечистоплотные продавцы могут попытаться выдавать их за оригиналы. Особенную бдительность следует проявлять в отношении выпусков 1970-1990-х годов, поскольку на их реверсе нет номеров.

Информации о целенаправленных подделках этих значков нет, но несколько раз обнаруживались «парадоксы» — так называемые комбинированные экземпляры, изготовленные из двух сломанных.

Значки «Почётный полярник» средины-конца 1940-х годов без признаков изношенности и реставрации в хорошем состоянии можно купить за 1-6 тыс. руб. Серебряные изделия стоят дороже.