Значок «За дальний поход»

Значок «За дальний поход» – один из самых красивых в советской истории, его вручали служащим ВМФ, особо отличившимся в дальних походах. Этот знак – один из немногих наградных жетонов, сохранившихся в современной российской фалеристике. Он вручается и в настоящее время.

Коронация Елизаветы Второй

Официально знак «За дальний поход» был учрежден в 1961 году, но этому предшествовали два знаковых события. Первое – поход в Англию на коронацию Елизаветы Второй, состоявшийся в 1953 году. По сложившейся традиции торжественная церемония восхождения на престол сопровождалась военно-морским парадом. Для участия в нем в Портсмут прибыли корабли из разных государств – в общей сложности более 200 единиц.

Коронация Елизаветы Второй

Советский Союз представлял новейший крейсер «Свердлов», командовал которым капитан 1-го ранга Олимпий Рудаков. По дороге в Портсмут крейсер попал в шторм и опоздал к началу якорной стоянки в гавани. Когда корабль вошел в гавань, командир решил не дожидаться лоцмана, а швартоваться самостоятельно.

Это было сложно, учитывая огромное количество кораблей, но команда под руководством Рудакова справилась с задачей настолько виртуозно, что очевидцы замерли на какое-то время, а затем приветствовали команду криками, смехом, цветами, что для сдержанных британцев совсем нехарактерно.

Крейсер «Свердлов»

Олимпий Рудаков – статный, высокий, красивый мужчина, свободно говоривший по-английски – на следующий день был на обложках ведущих британских СМИ. На церемонии коронации он вручил королеве Елизавете подарок от правительства СССР (горностаевую мантию), а затем она станцевала с ним вальс.

По окончании дипломатической миссии все члены экипажа «Свердлова» получили нагрудные жетоны. Они были выполнены в форме флага советского военно-морского флота, с обеих сторон обрамленного дубовой ветвью. В верхнем углу слева – фраза «За поход в Англию». Она расположена по диагонали. В нижней части – название крейсера, написанное на синем фоне. По центру дубовой ветки – дата «1953».

Знак «За поход в Англию»

Хрущев на борту

Продолжение последовало через 3 года. 15 апреля 1956-го крейсер «Орджоникидзе» отправился в дипломатический рейс в Англию. Его сопровождали два эскадренных миноносца «Смотрящий» и «Совершенный» — все корабли числились за Краснознаменным Балтийским флотом и швартовались в Балтийске.

На борту «Орджоникидзе» находился генеральный секретарь Хрущев, председатель Совмина Булганин, авиаконструктор Туполев, академик-атомщик Курчатов и другие члены правительственной делегации. Впервые боевые корабли доставляли пассажиров столь высокого ранга в иностранное государство.

Крейсер «Орджоникидзе»

По окончании рейса весь экипаж получил памятные знаки. Их дизайн во многом напоминал дизайн жетонов, которые вручили морякам с крейсера «Свердлов». Поменялся год и название судна.

Экипажи двух миноносцев также получили значки, но без названия кораблей. Оригинальные значки «За дальний поход» 1953-56 годов можно купить и сегодня – они встречаются в магазинах для коллекционеров и на интернет-аукционах.

Знак «За поход в Англию»

Знаки 1961 года

22 мая 1961 года главнокомандующий ВМФ СССР подписал приказ, которым утвердил жетон «За дальний поход» и положение о его вручении. С этого дня его вручали тем морякам и офицерам, которые наиболее отличились за время похода на боевом или вспомогательном судне.

Дизайн знаков образца 1961 года и сегодня считается самым красивым и лаконичным в этой серии. Он представляет собой прямоугольную пластину, окрашенную голубой эмалью. Голубой фон ассоциируется с морем. В центре композиции – боевой корабль.

Знак «За дальний поход» надводный

Под крейсером – красная полоса, на ней написано название «За дальний поход». Над крейсером – развевающийся флаг ВМФ. Он представляет собой белое полотно со звездой, серпом, молотом. Внизу проходит синяя полоса.

В левом нижнем углу пластины – лавровая ветвь золотистого цвета. Вдоль всей левой стороны – флагшток под наклоном.

Размер нагрудного аксессуара – 27 х 35 мм, изготавливался из латуни. На оборотной стороне – крепление-булавка.

Второй вариант значков «За дальний поход» – с подводной лодкой. Дизайн, размеры, оформление, тип крепления – все аналогично аксессуару, описанному выше. Единственное отличие в том, что в центре композиции находится всплывающая подводная лодка. Ее силуэт окрашен в стальной цвет.

Знак «За дальний поход» подводный

Кандидатуры на награждение выдвигал командующий флотом, а утверждал главнокомандующий ВМФ соответствующим приказом. Вручал нагрудные жетоны отличившимся командир корабля. Награждение проходило в торжественной обстановке: весь личный состав боевого корабля выстраивался на палубе.

Знак отличия вручался больше 15 лет, носить его на кителе считалось престижным для обычного моряка и адмирала. Член экипажа мог получить награду только один раз – в дальнейшем жетон не выдавался, даже если дальних рейсов были десятки.

Не каждое плавание – дальнее

В Положении о жетоне сказано, что дальним плаванием или походом считается:

  1. Маршрут, выходящий за пределы проливов Дарданелла и Босфор, – для Черноморского флота.
  2. Плавание дальше Баренцева моря – для Северного флота.
  3. Поход за Датские проливы – для Балтийского флота.
  4. Маршруты, выходящие за Японское и Охотское моря, – для Тихоокеанского флота.

К дальним также относится переход с одного морского театра на другой по Северному морскому пути. Этот пункт распространяется на все суда ВМФ.

«Лопата»

Так прозвали значки образца 1976 года за характерную форму, напоминавшую лопату. Ранее в Положение о жетоне внесли изменения – они коснулись дизайна и должностных лиц, наделенных правом вручать награду.

Обновленный аксессуар был пятиугольной формы, вершина направлена вниз. Он состоял из трех зон: верхней, центральной и нижней:

  1. В верхней части авторы эскиза расположили ведомственный флаг.
  2. В центре – изображение крейсера или подводной лодки и эмблему земного шара. В эмблему вписана красная звезда с 4-мя лучами.
  3. В нижней части находился щит и якорь с расходящимися в разные стороны вертикальными полосами. В этом же секторе – фраза «За дальний поход».

Размер аксессуара – 45 х 34 мм, для его изготовления использовали алюминий. Есть в этой серии и латунные значки – их изготавливали по заказу для награждения высокопоставленных лиц. Соответственно, и цена на них выше.

Наградная атрибутика выпускалась в 1976-87 годах, после чего от нее отказались и вернули аксессуары образца 1961-го.

Памятная серия

В апреле-мае 1970-го проходили учения «Океан» с участием флота из разных стран. В списке участников были и советские корабли. Экипажи оттачивали мастерство атаки и слежения, стрельбы по целям, расположенным в воде и на суше, другие навыки.

Знак «За дальний поход»  - Океан

По окончании учений все участники из СССР получили специальный памятный жетон. Он во многом напоминал наградной аксессуар 1961-го, но в нижней части пластины была табличка с насечками и словом «Океан».

Через год состоялись еще одни учения «Юг», участники которых получили памятные знаки. В нижней части этих жетонов располагалась волнообразная пластина, покрытая голубой эмалью. На ней – красная звезда, а внутри звезды вписано слово «Юг».

Современный вариант

В фалеристике независимой России награда сохранилась. Ее дизайн – почти тот же, что у прототипа, что символизирует преемственность традиций и поколений. Единственное кардинальное отличие – флаг. На месте знамени военно-морского флота СССР теперь находится Андреевский флаг.

Знак «За дальний поход» РФ

Знак, как и прежде, вручают один раз за все время службы. Носить его положено на кителе с правой стороны. В случае утери дубликат не выдается.