Значок

Туристы в СССР были особой кастой – узнавали их по значку, прикрепленному к одежде. В свободной продаже аксессуар было не купить – сначала кандидаты сдавали нормативы и успешно выдерживали спортивные туристические путешествия, после чего им присваивалось почетное звание туриста. Курировал эти вопросы Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при правительстве Советского Союза.

Начало

История значка «Турист СССР» началась в 1935 году – так решило руководство Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТиЭ). Требования для его получения были изложены в соответствующем Положении. Кандидат обязан был:

  1. Сдать нормы ГТО по спортивному туризму.
  2. Совершить путешествие длительностью 6 и более суток.
  3. Свободно читать карту, ориентироваться на местности по ней.
  4. Уметь пользоваться компасом, находить дорогу по звездам, солнцу, мху и другим природным подсказкам.
  5. Самостоятельно устанавливать палатку, разжигать костер и готовить на нем еду.
  6. Знать и применять на практике правильный режим активности, отдыха, питания, соблюдать питьевой режим.
  7. Хорошо ориентироваться в родных местах.
  8. Иметь базовый уровень знаний географии.
  9. Грамотно составить отчет о путешествии.

Туристы в СССР

Требования приближены к современным школам выживания в экстремальных условиях. Это объяснимо, потому что спортивный туризм, исторически сложившийся в Советском Союзе, был не развлечением, а видом спорта. Задача этого спорта состояла в физическом развитии человека, развитии в нем качеств, необходимых для преодоления естественных препятствий разной сложности.

ОПТиЭ просуществовало недолго – 17 апреля 1936 года оно было ликвидировано по решению ЦИК СССР. Сферы путешествий и экскурсий перешли в компетенцию профсоюзных комитетов, а самодеятельными походами руководил Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту.

Туризм в СССР

Новые правила

Новое положение и правила присвоения звания были разработаны и утверждены лишь в марте 1939 года. После их принятия требования к кандидатам серьезно изменились – теперь претендовать на получение и ношение значка могли:

  • все советские граждане, которым исполнилось 18 лет и у которых туристический стаж составляет 2 и более года;
  • каждый кандидат должен был пройти 2-3 похода (количество зависело от уровня сложности задачи);
  • претенденты должны были знать туристическую теорию и практику в необходимом объеме, предоставить один и более отчетов.

Расширились и требования к знаниям путешественника: он должен был поставить не только палатку, а и соорудить шалаш. К базовым предметам добавились метеорология, зоология и ботаника, а к практическим знаниям – гигиена туриста и умение оказать первую медицинскую помощь. С принятием новых правил кандидатам на звание туриста СССР и ношение специального значка предстояло выбрать одну из четырех категорий.

Сооружение шалаша

Четыре категории советского туризма

  • Водники. Водники отправлялись вплавь по рекам, озерам и другим водоемам. Первое, что они должны были уметь, — плавать. Этот навык являлся ключевым. Не менее важен был навык спасения терпящих бедствие и утопающих – при сдаче норм экзаменаторы часто имитировали ЧП и наблюдали за последовательностью, полнотой и правильностью действий водника.
    Путешествующие по воде должны были хорошо ориентироваться в разных типах водоемов, определять препятствия, знать их характеристики и способы преодоления. Устройство судна, гребля, управление парусниками, организация водных путешествий также входили в нормативный минимум.
  • Пешеходники. Пешеходникам нужно было использовать снаряжение, разбираться в разных его типах и уметь обращаться с каждым. Вторым важным навыком считалась правильная техника передвижения, рациональное расходование сил, чередование активных отрезков с отдыхом. На всей протяженности маршрута важно было соблюдать туристическую гигиену. При необходимости пешеходник должен был организовать спасательные работы.

Туристы водники

  • Велосипедисты. Велосипедисты должны были свободно ориентироваться в классификации трасс и дорог, разбираться в устройстве двухколесного транспорта и при необходимости самостоятельно устранить поломку. Члены комиссии, принимавшие нормы ГТО, обращали внимание на технику передвижения на велосипеде, умение грамотно организовать путешествие.
  • Лыжники. Лыжный туризм считался одним из самых сложных и экстремальных видов спорта в Советском Союзе. Холодное время года накладывало свой отпечаток – путники постоянно сталкивались с опасностями и стихиями, преодолевали заносы, метели, передвигались по снегу и льду. От лыжников требовалась максимальная концентрация внимания, мастерская техника передвижения по трассам разной сложности и абсолютное знание снаряжения, а также навыки проведения спасательных работ в сложных климатических условиях.

Туристы лыжники

Описание

Туристический значок был круглый, небольшого размера, выполнен в форме синего компаса с золотистым центром.

По три стороны компаса – буквы W, N, O, обозначающие стороны света, и белая стрелка. Под стрелкой – белая палатка. В нижней части – аббревиатура «СССР» на красном фоне. В верхней части значка – слово «Турист», написанное полукругом на синем фоне. В самом верху – красная пятиконечная звезда.

С обратной стороны находился винт для крепления к одежде и порядковый номер. В следующих партиях винт заменили булавкой. Для каждой категории изготавливались свои атрибуты – узнавались они по гравировке на обратной стороне:

  • парус – для водников;
  • лыжня – для лыжников;
  • велосипед – для велосипедистов;
  • у пешеходников опознавательный знак отсутствовал.

Обратная сторона значка "Турист СССР"

Первыми обладателями почетного аксессуара стали 36 путешественников-активистов. Вручение проходило в рамках 5-го туристического слета, проходившего на Боровском кургане в Москве летом 1939 года.

Никаких привилегий обладатель звания и нагрудного знака не получал, но до войны и в послевоенные годы это считалось престижным. Сегодня значок «Турист СССР» уже не актуален, хотя представляет ценность для коллекционеров. Средняя цена оригинала – 200-400 рублей. Точные копии-новоделы можно заказать вдвое дешевле.

Дизайн значка "Турист СССР"

Юный турист

В послевоенные годы порядок присвоения звания и значка несколько раз менялся. 10 апреля 1954 года комитет физкультуры и спорта утвердил знак отличия «Юный турист». Школьники и подростки должны были сначала получить его, а уже затем претендовать на взрослый аксессуар.

Кандидаты показывали навыки, необходимые в походах:

  • ориентир на местности по компасу и карте;
  • чтение следов;
  • правильный выбор места под палатку;
  • разведение костра.

Главный критерий – 4 похода общим маршрутом 48 км и с одним ночлегом в полевых условиях. Сдавать нормативы могли дети, которым исполнилось 10 лет.

Значок "Юный турист"

Дизайн значка для юных путешественников во многом напоминает взрослый аналог. Он круглый, основной фон белый. В центре – белая палатка и красное пламя костра на фоне синего неба.

В верхней части по центру – пятиконечная красная звезда. В нижней части под ней – компас с буквами «С», «Ю», «З», «В», обозначающими стороны света, и стрелкой. По краю окружности расположена надпись «Юный турист СССР».

"Юный турист" СССР

Мастер туризма

По мере популярности спортивного туризма появлялись новые звания и знаки отличия. В 60-е годы в Советском Союзе появился нагрудный значок «Мастер туризма». Его вручали спортсменам, выполнившим нормативы мастеров спорта. Для этого кандидатам нужно было совершить 12 дальних походов, маршрут которых пролегал через 4 географических региона. Общая протяженность путешествий должна быть не меньше 3 тысяч километров.

Знак мастера был изготовлен в форме стального прямоугольника. На внешней стороне по центру расположены выпуклые горизонтальные полоски. На них наложена стрелка компаса. Над ней высечено слово «Мастер», под ней – «туризма». В самом верху – аббревиатура «СССР», покрытая красной эмалью.

Значок "Мастер туризма СССР"

В общей сложности звание мастеров спорта по туризму в Советском Союзе получили 600 человек. Обладателей значков «Турист СССР» было в разы больше – сотни тысяч. Только в 1976-80 годах их получили 600 тысяч человек.

Перед развалом СССР количество спортивных путешественников увеличилось на 250 тысяч. В последний раз аксессуары вручали в 1990 году, а уже в 91-ом они стали неактуальны.