Значки ВДВ

Воздушно-десантные войска (ВДВ) еще со времен Советского Союза считались армейской элитой. Служить в «крылатой пехоте» всегда считалось почетным, а в обществе принадлежность к ней ассоциируется с мужеством, решительностью, смелостью, отличной физической подготовкой. Петличные значки ВДВ – один из атрибутов, указывающих на принадлежность к воздушному десанту.

Петличные символы изготовлены из металла. На них – два самолета с раскрывшимся куполом парашюта между ними, в центре – звезда. На знаке есть специальные усики для крепления к форме. Есть еще парадные петлицы – они золотистого цвета. Десантники надевают их по случаю демобилизации, построений, парадов и других торжеств.

Петличные значки ВДВ

Парашютист 1931 года

В СССР всячески старались подчеркнуть особый статус воздушного десанта, поэтому и выделили в отдельный род войск. У ВДВ узнаваемая форма, символика, девиз. За годы существования в воинском братстве сформировались и свои традиции.

Первые знаки отличия десантников-парашютистов появились примерно в то же время, что и ВДВ –  12 февраля 1931 года. Это был знак «Парашютист», учрежденный по решению Центрального совета ОСОАВИАХИМа. Но уже через месяц начальник ВВС Красной армии разрешил использовать его в качестве поощрения личного состава за успешные тренировочные прыжки с парашютом.

Значок "Парашютист" 1931 года

Знак вручали военнослужащим, совершившим один ознакомительный или вынужденный прыжок с самолета. На фото видно, что этот значок ВДВ выполнен в форме четырехугольника с золотистым кантом. В образцах 1931 года нижний угол четырехугольника был острым, из-за чего значок цеплялся за одежду, эмаль частично откалывалась. В 1936 году этот недостаток исправили, затупив угол.

Вся поверхность значка покрыта эмалью темно-синего цвета. Внутри изображен раскрытый парашют с восемью стропами. Внизу – фигурка парашютиста. В верхней части – красная пятиконечная звезда и эмблема серпа и молота на ней.

На оборотной стороне – порядковый номер и штифт для крепления к одежде. Сначала его крепили выше левого кармана, но с 1943 года его носили на правой стороне, левее или ниже других государственных наград.

В настоящее время известно о следующих разновидностях «Парашютиста» образца 1931 года:

  1. Первые 100 знаков сделаны из серебра в мастерской Ленинграда. По одной из версий, обладателем почетного знака №1 стал военный летчик Минов, первым в СССР совершивший тренировочный прыжок. Это было 26 июля 1930 года в Воронеже.
  2. Информации о серебряной партии мало, зато точно подтверждено изготовление бронзовых аксессуаров на гайках и с клеймом. Их дизайн разработал ленинградский ювелир Георгий Свенсон, а выпуском занимался Всероссийский союз «Всекохудожник» в Москве.
  3. Еще одни вариант нагрудного знака выпускался для военнослужащих РККА. На нем фигурка парашютиста прямая и вытянутая. Порядковый номер на реверсе состоял из 3,4 или 5-ти знаков. Литер перед цифрами не было.
  4. Четвертая разновидность знака – с плоским реверсом, порядковым номером из 4 или 5-ти знаков и фигуркой изогнутой формы.
  5. Есть еще один вариант с контррельефным реверсом, вытянутыми нижними лучами звезды и фигуркой парашютиста, больше похожей на лист.

Парашютист 1936 года

Значок ВДВ образца 1936-го отличается от предыдущего меньшими размерами, тупым нижним углом и отсутствием номера на оборотной стороне.

Значок "Парашютист" 1936 года

Аксессуары выпускали несколько предприятий:

  • Ленинградская эмальерная фабрика – на ее образцах все детали никелированные, в качестве фона используется светло-синяя и темно-синяя эмаль;
  • Московская фабрика «Победа» также использовала темную и светлую эмали, ее изделия узнаются по бронзовым очертаниям контуров;
  • Московский монетный двор выпускал изделия с горизонтальной булавкой и винтовым креплением. На оборотной стороне есть клеймо «ММД».

Эти знаки вручались до ноября 1955 года, а затем их сменили атрибуты нового образца. В истории ВДВ известны случаи, когда десантники крепили металлические «Парашюты» на самодельных подкладках. Подкладки изготавливали из металла в виде самолета или крыльев, а на них крепили подвески. Количество подвесок было равно количеству прыжков с парашютом.

Эмблема ВДВ

Почти 25 лет у «крылатой пехоты» не было специальных эмблем. Первый знак отличия появился в 1946 году – это была нашивка на рукав. Ситуация изменилась кардинально, когда в 1954 году командующим ВДВ был назначен Василий Маргелов.

Василий Маргелов

Под его началом воздушный десант стал одним из наиболее мобильных и боеспособных подразделений. Модернизация войск коснулась и формы военнослужащих. В 1955 году появилась знаменитая эмблема ВДВ. На ней изображен парашют с двумя самолетами, взлетающими по бокам.

Эта эмблема вскоре стала логотипом, фирменным знаком «крылатой пехоты». На ее основе в дальнейшем разрабатывались все нагрудные и сувенирные значки, другая символика элитного воинского подразделения.

Парашют в окружении двух самолетов стал символом духовного единства десантников, знакомым не только военным, а и гражданским людям. Автором идеи и эскиза является Зинаида Бочарова, работавшая в 60-х ведущим чертежником в штабе ВДВ.

Эмблема ВДВ СССР

История создания эскиза началась с того, что командование объявило конкурс на лучшую эмблему. Василий Маргелов лаконично сформулировал требования к ней: простая, понятная, без геральдических измышлений и выкрутасов, но, чтобы любой увидел и понял – перед ним десантник.

В штаб ВДВ приходили тысячи писем с эскизами – их посылали авторы из разных уголков Советского Союза. Но лучшим комиссия во главе с Маргеловым признала рисунок Зинаиды Бочаровой.

Командующий, подводя итоги конкурса, заявил офицером, что те ежедневно ходят мимо чертежницы и ничего не видят. А ведь она войска любит всем сердцем, поэтому в ее эмблеме дух десантный, хоть сама ни разу с парашютом не прыгала.

Эмблема ВДВ России

В 1978 году Василий Филиппович ушел в отставку, но прежде чем он покинул штаб, заглянул в чертежное бюро, чтобы еще раз поблагодарить Зинаиду Бочарову. Тогда он сказал, что ее эмблема переживет их обоих и поблагодарил от всех воздушных десантников.

Слова Маргелова оказались пророческими, потому что знаменитый парашют с самолетами, как и ранее, красуется на форме военнослужащих ВДВ России, нагрудных знаках, флагах, эмблемах и нашивках.

На сувенирных значках и других изделиях этот символ всегда в центре, а гражданские лица без лишних слов определяют его принадлежность.

Другие знаки

С 2005 года подразделения воздушного десанта России расширили линейку символов – в ней появились малые, средние и большие эмблемы, разработанные по законам геральдики.

Малая, средняя и большая эмблемы ВДВ

Малая эмблема золотого цвета, выполнена как гренада с ангельскими крыльями. Крылья ассоциируются с высокой маневренностью и готовностью пожертвовать собой, а гренада указывает на хорошую подготовку армейцев.

Средняя украшает двуглавый орел с короной. На груди птицы – московский герб с изображением Георгия Победоносца. В лапах орел держит меч серебристого цвета и крылатую гренаду. Меч – древний символ, который демонстрирует готовность немедленно вступить в бой.

Большая эмблема выполнена в форме круглого щита голубого цвета и объединяет элементы малой и средней. В центре круга – золотистая гренада с расправленными крыльями. Голубой щит обрамляет венок из веток дуба, олицетворяющих силу и мужество, крепость и несокрушимость. Наверху – герб в виде двуглавого орла с мечом в руке.

Все три варианта изображений часто используются при оформлении сувенирных и памятных нагрудных аксессуарах.

«Никто, кроме нас»

Еще один элемент нагрудной символики – фраза «Никто, кроме нас». Она стала девизом воздушного братства с легкой руки генерала Василия Маргелова.

Никто, кроме нас

«Братцы! Никто, кроме нас, не сможет выполнить эту сложную задачу!» – обратился он к десантникам накануне масштабных учений. А на следующий день газета «Красная звезда» напечатала статью с заголовком «Никто, кроме нас». Так фраза и стала девизом элитного армейского подразделения.