Узбекский фарфор

В узбекских семьях есть традиция – сервировать столы для гостей фарфоровой посудой с фирменным узором. Так хозяева дома проявляют уважение к гостям. Узбекский фарфор расписан традиционными цветами и орнаментами и чем-то напоминает русскую гжель. Если перевернуть пиалу, блюдо, вазу, чайник, то можно увидеть на дне красный силуэт Анко, что в переводе с фарси означает сказочную птицу. Это клеймо использовал для своей продукции Ташкентский фарфоровый завод, слава которого разнеслась далеко за пределы Узбекской союзной республики и всего СССР. Завода давно уже нет, а его продукция и теперь представляет интерес для ценителей фарфора и коллекционеров.

Истоки

Есть несколько версий появления фарфора в Средней Азии. По одной из них, этому содействовала Амир, любимая жена правителя Тимура (1370-1405 годы правления). Амир живо интересовалась живописью, скульптурой, керамикой – по ее инициативе пригласили мастеров из Китая, где развитие фарфорового производства началось еще раньше.

Есть и другая версия, согласно которой технология изготовления фарфора появилось на азиатской земле во времена династии Юань (1280-1386 годы). Расширение географии способствовало изучению местной культуры китайскими мастерами, взаимному обмену знаниями. Так, в Китае появился фарфор кобальтового цвета, а в Средней Азии – посуда изящных форм.

Затем на фарфоровом рынке наступило затишье – производство фаянсовой посуды было проще и дешевле и постепенно вытеснило дорогостоящую и трудоемкую технологию. И все же узбекские гончары не оставляли попыток объединить в изделиях практичность глины и белизну фарфора.

Традиционный узбекский фарфор

Возрождение и расцвет

Возрождение отрасли и расцвет узбекского фарфора пришлись на советские годы. В конце 19 – начале 20-го столетия фарфоровые изделия для среднеазиатского рынка выпускали заводы Гарднера и Дулевский, мануфактуры Храпуновых, Корниловых, Батениных. Расписывали посуду в ярком восточном стиле.

В 1953 году по решению правительства СССР в Ташкенте построили первый в республике фарфоровый завод. Для обучения специалистов приехали ведущие мастера фарфорового производства из России и Белоруссии. Местные умельцы на удивление быстро освоили технику, а их любовь к восточной яркости и колориту в полной мере проявилась в дизайне. Продукция завода была самобытной, неповторимой, пользовалась популярностью во всем Союзе. Купить узбекский фарфор считалось большой удачей, потому что спрос на него превышал предложение.

Фарфор Узбекистан

Сырье

Таким успехом на потребительском рынке завод обязан высококачественному сырью, из которого изготавливались столовые и чайные сервизы, единичные предметы обихода. Сырье всегда было насущной проблемой для среднеазиатского региона, ведь белый цвет фарфора – не что иное, как высокое содержание каолина в исходной массе. В Узбекистане добывают глину, содержащую окись железа, из-за чего на готовых чашках, тарелках, блюдах появляются темные мушки, цвет теряет прозрачность и чистоту.

Во избежание этого добываемый каолин необходимо было предварительно очищать от примесей и обогащать. В СССР подошли к сырьевому вопросу кардинально: фарфоровую глину поставляли в Ташкент из месторождений на территории Украины и России, а Дулевский красочный завод обеспечивал производство высококачественными красителями.

Фарфор Ташкент

«Ноу-хау» местных мастеров

В конце 80-х популярностью на международном рынке пользовался костяной фарфор. Он изготавливался из сырья с добавлением костной муки и ценился за белизну, прозрачность, прочность. Химики Ташкентского завода тоже работали в этом направлении. Для получения фарфоровых изделий аналогичного качества они разработали новый состав сырья. Точнее, включили в него секретный ингредиент – одеревеневшие стебли хлопчатника.

В 1982 году завод выпустил пробную партию продукции из обновленного состава. Результат превзошел самые смелые надежды – фарфоровая посуда была легкой, светящейся, белоснежной. Чтобы наладить массовый выпуск столовых приборов по новой технологии, требовались серьезные финансовые инвестиции. В годы перестройки с этим было сложно – предприятие переживало не лучшие времена.

Фарфор Ташкентского завода

В 1991 году, после развала Союза, Ташкентский завод приватизировали. Предприятие возглавили некомпетентные руководители, и вскоре оно закрылось как нерентабельное. «Ноу-хау» заводских специалистов так и не реализовали. Уже в годы независимости Узбекистана предпринималось несколько попыток запуска фарфорового производства полного цикла. Однако несовершенные технологии, дефицит высококачественного сырья и кадров препятствовали их осуществлению.

При заводе существовал тематический музей фарфора, где хранились все выпускаемые образцы. Среди них – знаменитые сервизы «Пахта», «Золотой олень», «Атлас» и другие бестселлеры. Закрылся завод – прекратил работать и музей. Часть его коллекции теперь находится в Музее декоративно-прикладного искусства.

Фарфор Риштан

Пахта и Риштан

Так называются рисунки, украшающие узбекский фарфор. Знаменитая пахта – это изображение цветка хлопка. Он выполняется в синем или черном цвете на белом фоне, края декорированы золотистой каймой. Рисунок наносился с внешней стороны вручную, поэтому каждое изделие было эксклюзивным. Риштан – техника многоцветной росписи в форме цветочных орнаментов и других национальных узоров. Она наносится с внутренней и внешней стороны. У каждого мастера были свои особенности росписи, но для каждой готовой работы характерна детальная проработка мелких орнаментов и изящество.

Такая посуда выглядит празднично и актуальна во все времена. Не исключено, что в обозримом будущем в стране начнется строительство производственного комплекса и последующего выпуска фарфора. Интерес к подобному инвестиционному проекту проявляет китайская компания «Suzhou Weiji». Если задуманное удастся, то фарфоровое производство в Узбекистане возродится.