Твёрдый фарфор

Зная, из чего состоит фарфор, несложно определить его разновидность. Их всего три и каждая отличается подбором и процентным соотношением компонентов, температурой обжига и, как следствие, свойствами. Наибольшее распространение получил твёрдый фарфор. Для него характерна самая высокая температура обжига и преобладание в составе каолина. Это обеспечивает изделиям прочность, исключительную белизну и практически нулевое водопоглощение. В отличие от других видов, твёрдый фарфор универсален – он в равной степени подходит для изготовления посуды и скульптуры малых форм.

Основные свойства

Твёрдый фарфор называют «настоящим», считая образцом тонкостенной керамики. В стандартном описании указано, что он на 50% состоит из каолина (глинистого материала белого цвета) и по 25% приходится на кварц и полевой шпат. Но фарфоровая смесь намного сложнее и включает до 40 различных компонентов. Если рассматривать только основные из них, без специальных добавок, которые каждое предприятие держит в строгом секрете, можно выделить как минимум три вида сырья с разным составом. Этим объясняется индивидуальность продукции, обозначенной общим термином «твёрдый фарфор».

Компоненты, в % Тип фарфоровой массы
1 2 3
Каолин 38 40 41
Кварц 26 26,5 33
Полевой шпат 18 9,6 21
Пластичная глина 11 12 5
Пегматит 9,4
Технический глинозём 2,5
Фарфоровый бой 7

Независимо от состава и процентного соотношения компонентов, фарфоровая продукция должна соответствовать ряду общих требований:

  • хорошая просвечиваемость при толщине стенок не более 2,5 мм;
  • максимальное водопоглощение – 0,1%:
  • термостойкость – от 180°С;
  • значение по минералогической шкале твёрдости Мооса от 6 до 8 (где 10 соответствует алмазу).

Твёрдый фарфор - описание

Даже в неглазурованном виде материал непроницаем для газа и жидкости из-за высокой плотности черепка, обусловленной отсутствием пор. Его отличает белоснежный цвет с лёгким голубым отливом, продолжительный мелодичный звон при ударе деревянной палочкой, высокая художественность изделий. Для декора используется широкий спектр надглазурных эмалей, а также золотосодержащие препараты. Из подглазурных красок предпочтение отдаётся кобальту, который не выгорает при высоких температурах. Поскольку второй, так называемый «политой» обжиг (после глазурования) производится при 1380 – 1450°С.

История

Твёрдый фарфор родом из Китая, где его рецептура развивалась и совершенствовалась на протяжении столетий. Мастера Поднебесной привыкли делить керамику на два вида, в зависимости от температуры обжига. Максимально высокие показатели характерны для фарфоровых изделий, остальные же называются просто «глиняными». Таких понятий, как фаянс, майолика или керамогранит в Китае не существует.

Первая посуда из каолиновой глины с гладкой стекловидной поверхностью, известная как прото-фарфор, появилась в период династии Шан, примерно во II тыс. до н. э. Она обжигалась при относительно высоких температурах: 1050 – 1150°С, отличалась гладкостью и выраженным блеском. А уже к III в н. э., во времена правления династии Восточная Хань, была полностью отработана технология производства изделий на основе каолина, появились обжиговые печи, в которых, благодаря особой конструкции, можно было стабильно поддерживать заданный режим. Это позволило снизить процент брака, избегая таких «сюрпризов», как изменение формы, растрескивание глазури, выгорание красок, изменение цвета черепка и так далее.

Китайский фарфор династии Тан

При династии Суй (581 – 618 гг. н. э.) и последовавшим за ней правлением императоров Тан (618 – 907 гг. н. э.) китайский фарфор приобрёл неповторимую белизну и прозрачность, которые прославили его и сделали объектом подражания для всего мира. Посуду, именовавшуюся «Дин-яо» – с рельефным узором, покрытую бесцветной глазурью по черепку молочного оттенка, начали экспортировать в исламские страны, где она получила самую высокую оценку.

Со временем технология фарфорового производства стала известна в других регионах Восточной Азии, в частности, в Корее. При империи Сун (с 960 по 1279 гг.) расцвела не только китайская экономика в целом, но и производство тонкой керамики. Изделия приобрели художественную выразительность, появились изысканные селадоновые глазури и резной декор с растительными мотивами. Начали строиться «драконовы печи», вытянутые вдоль склона гор на 10 – 12 м для создания естественной тяги. Грандиозные сооружения позволяли обжечь за один раз до 25 000 предметов, отчего производство приобрело совершенно другой масштаб.

«Белое золото» Поднебесной

При династии Юань – в XIII веке температура обжига поднялась до 1450°С. Можно сказать, что именно на этом этапе родился современный твёрдый фарфор, получивший статус «белого золота» и долгое время стоивший не дешевле драгоценных металлов. Китайские фарфористы считали, что их изделия должны быть «голубыми, словно небо, блестящими, нежными, изящными, гладкими» и стремились к этому идеалу. Центром производства становится Цзиндэчжэнь, поставлявший изысканную посуду к императорскому двору и на экспорт.

Китайский фарфор династии Мин

Следующая династия Мин, правившая в 1368 – 1644 гг., наладила торговлю фарфором по Великому шёлковому пути, а позднее и морем. В XVI веке Европа знакомится со знаменитой китайской сине-белой посудой и предметами декора, которые стали культовыми среди представителей высшей знати. С 1517 года морские контакты с Поднебесной установили португальские купцы, затем монополию в этой сфере захватили голландцы.

Вместе с фарфоровыми изделиями, стоившими баснословные деньги, торговцы привозили образцы китайских каолиновых глин, однако разгадать тайну производства и рецепт «белого золота» из Поднебесной не могли. Почти все европейские монархи коллекционировали прекрасную продукцию Цзиндэчжэня, которая в этот период достигла совершенства.

Япония

Вторжение японских войск в Корею в 1592 – 1598 гг. послужило толчком к дальнейшему развитию мировой фарфоровой индустрии. Среди захваченных в плен корейцев оказались мастера гончарного дела, знакомые с производством тонкостенной керамики. С их помощью были построены обжиговые печи и началось изготовление твёрдого фарфора в японском посёлке Арита ( префектура Сага, остров Кюсю) рядом с крупнейшими залежами каолиновой глины.

В 1644 году в Китае свергли династию Мин, что привело к затяжной гражданской войне. Большинство печей Цзиндэчжэня оказались разрушенными, а производство тонкостенной керамики практически прекратилось. Голландская Ост-Индская компания – монопольный поставщик восточноазиатских товаров в Европу, быстро нашла замену, «переключившись» на японский фарфор. Первое время мастера Ариты копировали китайские образцы посуды с кобальтовой росписью, ориентируясь на вкусы западного потребителя. Но со временем у них появился собственный стиль, опиравшийся на  традиционные искусства – лаковую роспись по дереву и ткачество.

Японский фарфор какиэмон

Наибольшую известность приобрели аутентичные направления: набэсима, кутании, какиэмон и арита (или имари). Две последних разновидности оказали не меньшее влияние на европейскую культуру, чем китайские аналоги. Поскольку технология производства была косвенно позаимствована у мастеров Поднебесной, изделия обеих стран почти не отличались по качеству, сказывалась только разница в составе местных глин. Однако японцы достигли большего совершенства в росписи надглазурными эмалями, повторяя в керамике текстильные орнаменты, характерные для кимоно.

Особой популярностью в Европе пользовался утончённый стиль какиэмон с полихромным рисунком на молочно-белом фоне. Одновременно с росписью, для декорирования использовался рельеф. Имитация стиля какиэмон неоднократно встречается в ранних изделиях Мейсена, а также у производителей мягкого фарфора – мануфактуры Шантийи во Франции и Челси в Англии.

Европа

Первое европейское упоминание о «белом золоте» встречается в «Книге чудес света», написанной во второй половине XIII века по рассказам венецианского купца и путешественника Марко Поло. Побывав в Китае, он привёз на родину несколько фарфоровых вещиц, поразивших соотечественников своей красотой. Белоснежные тонкостенные чашечки и табакерки напоминали средиземноморские раковины каури – такие же гладкие и просвечивающие на солнце. На итальянском языке подобные «дары моря» назывались porcellana (поросята), поскольку имели округлую форму. Изделия из фарфора тоже окрестили порцелиновыми и эта традиция сохранилась до сих пор.

Первый европейский фарфор

Несмотря на 26-летнее пребывание в Китае, Марко Поло так и не сумел разгадать секрет таинственной тонкостенной посуды. Хотя местные мастера рассказывали ему, что используют особым образом заготовленную глину, глядя на хрупкие чашечки, в это верилось с трудом. Проще было предположить, что фарфоровые изделия рождаются из раковин каури, которые были так на них похожи. Долгое время в Италии именно так и считали. Пока в XVI веке во Флоренции при дворе Франческо I Медичи не открылась первая мануфактура по производству тонкостенной керамики, напоминающей китайскую. Предприятие просуществовало недолго из-за несовершенных технологий того времени, но его опыт оказался бесценным для других мануфактур, работавших с мягкой разновидностью «порцелина».

Мейсен

Собственным твёрдым фарфором европейцы обязаны саксонскому курфюсту Августу I Сильному. По его инициативе в 1704 году математик Эренфрид фон Чирнхаус и его помощник – алхимик Иоганн Бёттгер начали серию экспериментов, позволивших разгадать тайну «белого золота». Хотя в последнее время историки всё чаще приписывают открытие только именитому учёному, который в числе прочего занимался минералогией и стекольным делом.

Фон Чирнхаус ещё в 1694 году заявил, что получил материал, близкий по свойствам к фарфору, смешав несколько сортов глины и расплавив их сконцентрированным при помощи оптических линз солнечным лучом. Он посетил Голландию и Францию, где производили тонкостенную керамику с высоким содержанием полевого шпата – сливочно-белую, прозрачную, но недостаточно прочную. Чтобы исправить этот недостаток и найти свою формулу, фон Чирнхаус обратился к Августу Сильному с просьбой открыть экспериментальную фарфоровую фабрику.

Столовый фарфоровый набор "Мейсен"

Однако саксонский правитель, покровительствовавший алхимикам и сам неоднократно пытавшийся пополнить казну при помощи «философского камня», в тот момент был больше заинтересован опытами Бёттгера. Тот обещал превратить дешёвые металлы в драгоценные. Курфюст поручил фон Чирнхаусу, как человеку сведущему в науках, курировать молодого алхимика. Но от поисков обычного золота вскоре отказались в пользу золота белого.

Первым результатом совместных исследований стал красный керамогранит – непрозрачный, но прочный и плотный материал, обжигавшийся при высоких температурах. По своим свойствам, он напоминал знаменитую исинскую глину из Китая. Впоследствии керамогранит навали бёттгеровским, а его автора осыпали высочайшими милостями.

Фарфор "Мейсен"

В 1708 году, почти сразу после успешных экспериментов по изготовлению белой фарфоровой массы, фон Чирнхаус скоропостижно скончался. Из его дома пропали записи и образцы экспериментальной посуды, что наводит современных экспертов на мысль о плагиате со стороны Бёттгера. Эту догадку подтверждают воспоминания управляющего Мейсенской мануфактуры, который в 1719 году назвал фон Чирнхауса – единственным изобретателем «белого золота». По его утверждению, молодой алхимик успешно воспользовался оставшимися после смерти старшего партнёра записями, получив их у производившего опись имущества инспектора Штайнбрюка. Впоследствии Бёттгер выдал за служителя закона свою сестру, что, возможно, было выражением благодарности за содействие.

Начало производства

В марте 1709 года Иоганн Бёттгер доложил саксонскому правителю, что готов производить тонкостенную керамику, не уступающую лучшим китайским образцам. В январе 1710 года на территории замка Альбрехстбург в Мейсене открылась мануфактура, ставшая «лицом» европейской фарфоровой индустрии. В течение семи лет она тщательно хранила свои секреты, пока арканист Самуэль Штельцель не продал рецепт с каолиновой глиной основателям королевской фабрики Аугартен в Вене.

Твердый фарфор "Мейсен"

В конце XVIII века начался бум европейского фарфорового производства. Сегодня с твёрдым «белым золотом» работают все производители Германии, французский регион Лимож, ведущие предприятия России, Японии, Чехии и Скандинавии.