Столовый фарфор — это не только внешняя эстетика, но и выгодное вложение денег. Стоимость элитного обеденного сервиза может достигать нескольких тысяч долларов, и самое интересное, что спрос на подобные вещи никогда не падает. Несмотря на большое количество подделок, заполонивших современный рынок посуды, качественный фарфор узнаваем сразу даже непрофессиональным взглядом. Прежде чем приступить к описанию марок, пользующихся безупречной репутацией в фарфоровом мире, не лишним будет узнать о действующих квалификационных критериях сервизов.
Разновидности сервизов
В зависимости от целевого назначения столовые сервизы подразделяются на несколько типов:
- Обеденные. Предназначены для семейных обедов и ужинов, могут использоваться, как для повседневного приема пищи, так и праздничных банкетов. В комплект входят тарелки для первых и вторых блюд, закусок и другие предметы посуды.
- Чайные. Необходимы для проведения чаепитий после основной трапезы либо самостоятельных чайных церемоний. Помимо заварного чайника и чашек, сервиз может включать розетки для варенья и джемов, молочник, вазочки для сладостей, щипцы для лимона и т.д.
- Кофейные. Комплектация похожа с чайным набором, отличия лишь в размерах чашек и кофейника.
- Десертные. Выставляется для подачи кондитерских изделий. Состоит из десертных блюдец. Дополнительными предметами могут служить подставки для мороженого, фруктовницы, подносы для тортов.
- Детские. Набор предметов идентичен взрослому обеденному комплекту. Различие состоит лишь в более яркой расцветке и меньших габаритах.
Состав обеденного сервиза
Количество предметов, входящих в обеденный сервиз, может насчитывать до ста штук и более. Все зависит от того, на сколько персон он рассчитан, и для какого формата мероприятия накрывается стол. В классическом исполнении фарфоровые наборы изготавливаются на 2, 4, 6 и 12 человек.
В состав традиционного столового сервиза входят следующие элементы:
- Тарелка для холодных закусок и универсальных блюд, предполагаемых ассорти из продуктов определенной формы, веса и размера. Диаметр блюда составляет 20 см.
- Пирожковая тарелка. Используется для подачи хлеба, тостов, пирожков и некоторой выпечки. Диаметр — 17 см.
- Мелкая тарелка. На ней подается главное второе блюдо, либо она ставится под глубокую тарелку для первого блюда, чтобы сохранить его тепло.
- Продолговатая тарелка. Предназначена рыбного меню.
- Салатницы. Их наполняют всевозможными соленьями, грибами, аджикой, холодными и горячими салатами. Четкие требования относительно размеров и конфигурации отсутствуют.
- Селедочница. Отличается вытянутой формой для удобного расположения соленой и копченой рыбы, которая может подаваться целиком или нарезанной на порционные ломтики.
- Лоток. Служит для подачи сырных и колбасных нарезок, шпрот и консервов.
- Супница. Декоративная кастрюля для разлива первых блюд. Всегда дополняется половником.
- Бульонные чаши, миски или глубокие тарелки. Предназначаются для подачи супов, борщей и прочих первых блюд.
Правила использования фарфоровой посуды
Насколько фарфор красив, настолько же он и хрупок. Потому к фарфоровой посуде необходимо обращаться не только бережно, но и знать некоторые основные правила по ее эксплуатации:
- Не рекомендуется использовать тарелки для нарезки ножами фруктов, овощей, колбас и других продуктов. Также готовить что-либо в глубоких тарелках и салатницах с применением измельчителей, миксеров или кухонных комбайнах.
- Нельзя мыть предметы сервиза в горячей воде, а тем более закладывать в посудомоечную машину.
- Фарфор признает только ручную мойку. Вода должна быть комнатной температуры, однако процесс полоскания выполняется в прохладной воде. Запрещено использовать абразивные чистящие средства, а также жесткие щетки. Лучше всего подходят губки для мытья детской посуды. При нарушении технологического процесса на поверхности изделий могут появиться трещины.
- Чтобы восстановить заводской молочный оттенок, предметы сервиза необходимо поместить в холодную воду, постепенно доведя до кипения на слабом огне. Кипятить около 15 минут.
- Для придания блеска фарфору и удаления следов от высохших капель воды, поверхность натирают мягкой натуральной тканью. Действия должны быть предельно осторожными, чтобы не повредить позолоту и ручную роспись.
- Посуду не рекомендуется складывать друг на друга, но если места для хранения не хватает, то между тарелками и чашками прокладывают газетную бумагу или салфетки.
- Перед подачей фарфоровую посуду лучше подогреть в специальном отсеке духовки, или ополоснув теплой водой, а затем протерев насухо.
Основные производители элитного фарфора
В сегменте производства фарфоровой посуды премиум-класса можно выделить несколько марок, которые заслуженно занимают свои лидирующие позиции, поддерживая многовековые традиции и активно развиваясь на современном рынке. Каждая компания имеет свой узнаваемый стиль, создавая настоящие шедевры столового фарфора.
Richard Ginori
Продукция этого бренда сродни искусству, оттачиваемому не одно столетие истинными мастерами своего дела. Изделия из фарфора выглядят изящно, утонченно и роскошно, но вместе с тем сочетают в себе простоту и функциональность. Каждая деталь продумана до мелочей, начиная от завитков на ручках и носиках чайников и заканчивая позолотой росписи. Неудивительно, что посуда Richard Ginori украшает столы королевских семей и представителей европейской знати.
История компании началась в 1735 г., когда молодой, амбициозный и невероятно предприимчивый итальянец, маркиз Карло Джинори, решил открыть собственную мануфактуру поблизости Флоренции, тем самым вернув в родную Италию полузабытые традиции Медичи. Уже первые «пробы пера» оказались настолько успешными, что были раскуплены сразу же после поступления в продажу. Дело набрало обороты, и о безумно красивом фарфоре вскоре узнала вся страна.
В 1896 г. фабрика Ginori объединилась с еще одной известной фирмой по производству фарфоровой посуды, базировавшейся в Милане — Richard. Владелец предприятия, успешный промышленник Аугусто Ричард, вовремя смекнул, что совместными усилиями можно завоевать еще больший сегмент керамического рынка. Колаборация принесла огромные прибыли и славу итальянского фарфора по всему миру. Впоследствии объединение обернулось созданием крупного концерна, в состав которого вошли восемь фабрик и мануфактур. Посуда по-прежнему расписывается вручную, что придает ей особый шарм и индивидуальность.
Wedgwood
Английская марка уже давно стала символом респектабельности и аристократизма. Ее место в мире фарфора особое, достойное самых высоких похвал. Безупречное качество посуды, а также узнаваемый стиль заложил еще 250 лет назад основатель бренда, Джозайя Веджвуд. Именно разработал уникальный состав, который позволил выпускать ставшие уже классикой столовые и чайные сервизы в пастельных нежно-кремовых тонах.
Королевские особы не раз становились почетными клиентами мануфактуры, среди которых королева Шарлотта и российская императрица Екатерина Великая. Последняя дважды делала заказ на изготовление столовых сервизов, причем никогда не мелочилась. Первый получил название «Хаск-сервиз» и включал в себя 1500 предметов, рассчитанных на 24 персоны. Второй впоследствии стал музейным экспонатом, и сегодня часть коллекции можно увидеть в Эрмитаже. Комплект состоял из 952 предметов на 50 персон, вошел в историю под именем «Сервиз с зеленой лягушкой». На его производство ушло несколько лет, а для работы были задействованы лучшие гончары и художники Англии.
При кажущейся хрупкости и невесомости посуда Wedgwood отличается повышенной прочностью и износостойкостью. Секрет такой «силы» заключается в уникальном составе фарфоровой массы, который до сих пор содержится в секрете. Практически все дипломатические обеды и правительственные приемы, устраиваемые на высшем уровне, сервируются английским фарфором. Купить столовый сервиз можно и обычным «смертным», но только за самый простой чайный набор на 6 персон придется заплатить больше 40 тыс. руб. Тем не менее, желающих прикоснуться к прекрасному находится немало.
Weimar Porzellan
Немецкое качестве в излишнем представлении не нуждается. Особенно когда мастерство работы оттачивалось больше двух столетий. Марка Weimar неизменно ассоциируется с одноименным городом Веймаром, где в свое время жили великие личности 18-19 вв. — Бах, Гетте, Шиллер, Лист. Именно здесь была принята первая конституция Германии и основан Национальный театр.
Мануфактура основана в 1790 г., быстро встала на ноги и заработала достойную репутацию. И это несмотря на бешеную конкуренцию, ведь после открытия Фридрихом Берттгером формулы изготовления фарфора желающих попробовать свои силы на новом поприще было предостаточно. Фабрики росли, как грибы после дождя, но удержаться на плаву удалось единицам.
Сегодня столовые сервизы марки Weimar Porzellan украшают резиденции королей, президентов и шейхов на всем пространстве от Европы до Ближнего Востока. Нередко его можно увидеть на столах посольств и в домах богатых аристократов. Особенностью фарфоровой посуды немецкой марки является запатентованная техника золочения и покрытия изделий кобальтом. Комплект на 12 персон, состоящий из 9 предметов стоит примерно 100 тыс. руб.
Medard De Noblat
Прославленный лиможский фарфор, хоть не имеет статуса «Royal», тем не менее, часто называется королевским. Посуда Medar De Noblat неоднократно украшала столы российских и европейских царских семей и продолжает блистать в гостиных арабских шейхов и служителей Ватикана. История французско марки началась приблизительно в 1770 г. когда в пригороде Лиможа были обнаружены залежи каолина. Именно этот вид белой глины идеально подходил для производства фарфора и придания ему особенной белизны.
Ценное месторождение попало в руки короля Франции Людовика XV, с легкой и предприимчивой руки которого фарфоровое производство стало придворной привилегией. К середине IX в. на территории страны уже работало более 30 фабрик, во многом благодаря американскому коммерсанту Хевиленду. Именно он пленил Париж изысканной фарфоровой посудой, развив новое направление в области декора и существенно усовершенствовав формулу основного сырья. Сегодня мануфактура продолжает процветать, умело балансируя между старинными традициями и новыми современными подходами к технологии производства и дизайну.
Villeroy & Boch
Фарфоровая посуда этой марки относится к категории среднего ценового сегмента. Она эргономична, практична, долговечна, но при этом изыскана и красива, намекая, что жизнь нужно воспринимать, как праздник, а не череду однообразных дней. Основателем компании является Франсуа Бох, ранее занимавшейся добычей железной руды, а после рассмотревший перспективу в развитии фарфорового производства. Официально мануфактура заработала в 1748 г., а в 1821 г. при ней была открыта собственная художественная школа. Выпускники получали звание дизайнера и в большинстве случаев оставались при фабрике, занимаясь росписью изготавливаемой продукции.
В конце XVIII в. потомки Баха, перенявшие бизнес по наследству, заключили выгодный союз со своим конкурентом, Николасом Виллероем. Компания стала называться Villeroy Boch, впоследствии заняв лидирующие позиции на профильном рынке. Сегодня ее управление так же сосредоточено в руках семьи, и это уже восьмое поколение фон Бохов. Акцент на эстетическую сторону оформления изделий из фарфора просматривается в постоянном сотрудничестве с известными дизайнерскими домами, такими, как «Кензо» или «Луиджи Коллани». Параллельно компания развивает направление производства предметов декора: скатертей, подсвечников, картинных рам и т. д.