Сервизы из костяного фарфора

Ценители традиций считают, что пить чай нужно из фарфоровых чашек, потому что этот материал раскрывает аромат и вкус хорошего чая. Чайные сервизы из фарфора костяного и обычного появились в гостиных европейских аристократов еще в 18 столетии – в числе первых предметов из «белого золота». Это не значит, что до 18-го века посуды для чаепитий у европейцев не было. Она была в изобилии: столы знати украшали серебряные, фаянсовые, а иногда и золотые чашки и блюдца. С появлением китайского, а затем и европейского фарфора наборы из драгоценных металлов перестали использоваться.

Первые сервизы

Мода на чаепития рождала спрос на сервизы – мастера европейских мануфактур стремились его удовлетворить, экспериментируя с формами и объемами. У первых чашек не было ручек – визуально они напоминали пиалы, но пить горячий напиток из них было неудобно, потому что стенки быстро нагревались и обжигали руки.

Декор европейские специалисты заимствовали у китайских мануфактурщиков: чашки и блюдца украшали распускающиеся лотосы, парящие диковинные птицы, растительные орнаменты. Белые наборы для чаепитий появились в Европе позднее – в этом заслуга Джозайя Веджвуда, англичанина, которого историки назвали «отцом английской керамики».

Костяной фарфор

Кремовый чайный сервиз Веджвуда

Посуда в китайском стиле скоро перестала удовлетворять мастеров и владельцев фабрик – они понимали, что путь к успеху и признанию невозможен без экспериментов с сырьем, материалами, цветами в поисках идеальной формы. Понимал это и Веджвуд, с детства работавший в отцовской мастерской и видевший грубую фактуру и низкое качество сырья. Веджвуд искал универсальный рецепт недорогой, но качественной фарфоровой массы, из которой получались бы роскошные чайные наборы.

В 1762 году ему это удалось. Первый кремовый сервиз для чаепития был покрыт голубоватой глазурью, но не расписан. Владелец мастерской понимал, что мягкий светлый цвет привлечет внимание и решил играть ва-банк. Веджвуд презентовал свою работу королеве Шарлотте – она была в восторге от изысканного сервиза и позволила назвать кремовую линию «Queen’s Ware». С того момента белый фарфор стал светской привилегией, признаком хорошего вкуса и высокого статуса.

Костяной фарфор Веджвуда

Костяные фарфоровые наборы

Производство столовых, чайных и кофейных наборов из фарфора наращивало обороты в Европе. Аристократы быстро поняли, что в чашках из этого материала чай дольше остается горячим, и больше не хотели пить из стеклянной и металлической посуды.

Теперь перед мастерами стояла задача повысить практические характеристики изделий, сделать их более прочными, пригодными для ежедневного использования. При этом предметы должны были сохранить прозрачность, остаться тонкостенными. Так появились сервизы из костяного фарфора, отвечавшие всем перечисленным требованиям.

Чайный сервиз из костяного фарфора

Костяные изделия – особый вид твердого фарфора, в состав которого добавляются пережженные измельченные кости животных. Костяная мука придает чашкам, блюдцам и тарелкам дополнительную прочность с сохранением белизны и прозрачности.

Базовую формулу материала европейские специалисты вывели экспериментальным путем в конце 18-го столетия. Сырье состояло из следующих компонентов:

  • 25% каолина;
  • 25% полевого шпата с включениями кварца;
  • 50% костяной муки.

Изделия обжигались дважды:

  1. В первый раз при температуре 1200-1300 градусов;
  2. Повторно – при температуре 1050-1100 градусов.

Чашка из костяного фарфора

В процессе обжига из разогретых костей испарялся клей, сгорали органические вещества, структура приобретала необходимое состояние. На выходе получались заготовки, на которые легко наносились красители и другой декор, устойчивые к воздействию влаги и других внешних факторов.

Отличительная особенность чайных наборов из костяного фарфора – отсутствие эффекта яичной скорлупы. Поверхность всех изделий гладкая, однородная, белоснежная или с приятным кремовым оттенком. Такой результат получается за счет того, что пустоты, образующиеся в каолине, заполняет костяной пепел.

Чайная пара из костяного фарфора

От одного до двенадцати

Сервизы из костяного фарфора выпускают многие известные производители:

  • солитер состоит из чашки и блюдца и рассчитан на одну персону;
  • чайная пара – набор на две персоны;
  • большой сервиз – рассчитан на 6 или 12 персон и включает 27-30 предметов, а часто и больше.

В Англии классический чайный сервиз состоит из 31 наименования:

  • 12 чашек;
  • 12 блюдец;
  • заварочный чайник;
  • 2 подставки – под чайник и бисквиты;
  • сахарница;
  • кувшин для сливок или молока;
  • поднос под чайные ложки;
  • вазочка под варенье.

Комплектация сервиза из костяного фарфора

В каждой коллекции есть отдельные предметы той же серии. Их можно купить, если нужно расширить сервиз или заменить разбившуюся тарелку или кувшин.

Характеристики

В классическом чайном сервизе каждое наименование соответствует определенным характеристикам:

  1. Чашки выпускаются в форме пиал на низкой ножке с изящной ручкой. У них плоское дно и широкая верхняя часть. Стандартный объем – 200-250 мл.
  2. Блюдца – компактные тарелки, которые в диаметре не превышают 15 см. Они могут быть круглыми и квадратными. Блюдце принято держать одной рукой над коленями, а не над столом, потому что его предназначение – не испачкать скатерть и одежду, если горячий напиток случайно прольется.Тарелки из костяного фарфора
  3. Молочник – небольшой кувшин с ручкой, в котором подают молоко или сливки. Объем обычно не превышает 250-300 мл. У молочников нет крышки.
  4. Сахарница – дутая емкость с крышкой и двумя изящными ручками по бокам.
  5. Чайник может быть разного объема, но обычно он не превышает 1000 мл. Заварочный чайник комплектуется одной ручкой и съемной крышкой.

Интересный факт: заварочные чайники появились позднее, чем чай. В первое время напиток заваривали в пиалах и других открытых емкостях. В Европу первые чайники путешественники привезли из Китая – вместе с диковинным напитком. Образцы тех лет были тяжелыми, с прямым коротким носиком, форма имитировала хищных животных.

Сервиз чайный из костяного фарфора

С годами дизайн изменился, усовершенствовался: чайники увеличились в размерах и объемах, форма округлилась, носик удлинился, в комплекте появилась сеточка, чтобы листья чая не попали в чашку.

Каждому сорту – свой материал

Гурманы убеждены, что для каждого вида чая должна быть своя посуда, потому что материал, из которого она изготовлена, может подчеркнуть и раскрыть вкус напитка или, наоборот, испортить его. Для заваривания желтого, белого, зеленого и цветочного чая идеально подходят сервизы из тонкостенного фарфора. Они долгое время поддерживают температуру и дают напиткам настояться.

Костяной фарфор как материал

Костяной фарфор высокого качества позволит полностью раскрыться вкусу улуна. Этот напиток средней ферментации, его нужно заваривать дольше большинства традиционных сортов. Пуэр и черный чай эксперты рекомендуют заваривать в фарфоровых чайниках и пить из фарфоровых чашек летом, а в другое время года использовать фаянсовые или керамические наборы.

Почему так? Просто в холодное время года нужна посуда с толстыми стенками, чтобы не нарушить температуру заваривания. Элитный тонкостенный фарфор может пострадать при частом контакте с горячей водой. А вот пить напиток из фарфоровых чашек можно в любое время года и наслаждаться его благородным вкусом.