Самые дорогие статуэтки СССР

Советский период был эпохой массового выпуска изделий из фарфора. В это время функционировало много профильных предприятий в разных концах страны, и качество выпускаемой продукции смогло потеснить даже известных зарубежных производителей. Коллекционировать статуэтки СССР из фарфора начали ещё тогда, а в новом столетии охота за самыми дорогими и редкими экземплярами вышла на новый виток. Сейчас подобные коллекции доходят в цене до десятков тысяч долларов, поэтому являются прекрасным методом инвестирования. С исторической точки зрения они тоже становятся только ценнее как предметы быта уникальной страны, которой уже нет.

История

Советский фарфор являлся преемником традиций царской России. В XVIII веке он был главным конкурентом китайским и европейским изделиям. Но после революции все предприятия национализировали, и некоторое время они не работали, так как фарфоровые статуэтки и качественная посуда ассоциировалась с буржуазным прошлым. За 3 года произошло переосмысление этой сферы, и на фарфоровое искусство взглянули по-новому.

Становление отрасли в СССР

Императорский завод по выпуску фарфора переименовали в ЛФЗ, то есть ломоносовский. Уже в начале 20-х годов он заработал на полную мощность. Гарднеровскую мануфактуру переименовали в Дмитровский завод. На данный момент изделия этих предприятий очень высоко ценятся во всём мире по двум причинам: они наиболее старые из всего советского периода, и они изготовлены по самой близкой технологии к той, что применялась в имперской России.

Статуэтки СССР

Направленность постепенно менялась. Искусство в фарфоре приобрело новые направления, например, появились агитационные статуэтки, которые влияли на народ не хуже агитплакатов. В это время постепенно расширялся экспорт за рубеж, и иностранные коллекционеры начали формирование тематических коллекций советского периода.

Периодизация

Специалисты разделяют самый дорогой фарфор СССР начала XIX века по периодам в истории:

  • индустриализация (1927);
  • коллективизация (1929);
  • культурная революция (1929-1930).

Кроме скульптуры и бытового фарфора начали поступать спецзаказы от кремлёвской элиты. Такие экземпляры представлены единично, обладание ими — настоящая удача для любого коллекционера.

В 30-х годах происходят значительные изменения в технике декорирования, начинают применять механическую печать, аэрографы, трафаретное оформление. Фарфоровые модели стали методом популяризации новой советской символики: отображались выдающиеся архитектурные единицы, техника, электростанции и пр. Также этот способ помогал донести до народа достижения в промышленности, аграрной отрасли, в искусстве и пр.

Статуэтка советского периода

В 30-е и 40-е годы на первый план вышли два направления: неоклассицизм и «сталинский ампир». Самые дорогие фарфоровые статуэтки СССР в большинстве относятся именно к довоенным годам. В это время их часто дарят на праздники и к знаменательным событиям. С годами они становятся почти обязательной частью домашнего декора: балерины, пастухи, спортсмены, рабочие разных специальностей — такие фигурки из фарфора можно было встретить почти в каждом доме.

Особенности

У фарфоровых статуэток советского периода есть уникальные черты, которые выделяют их среди других производителей:

  1. Долговечность. Со временем их характеристики не снижаются. Качественное сырьё, краски и глазурь позволили на десятилетия сохранить оттенок, цвет, не дали образоваться паутине трещин.
  2. Уникальность. Дизайнеры с особым вниманием разрабатывали декор. Несмотря на внушительные масштабы, каждая серия прорабатывалась с большой точностью, поэтому все изделия оригинальны и своебразны.
  3. Функциональность. Некоторые статуэтки были созданы так, чтобы нести и функциональную нагрузку, например, использоваться в качестве подсвечника, пепельницы, чернильницы и т.д.
  4. Прочность. Фарфоровые изделия не могут похвастать особой прочностью, но советский фарфор опережает много других по этому параметру. Это достигали благодаря технологиям, которые постоянно усовершенствовали.

По этим причинам некоторые фарфоровые статуэтки входят в каталоги дорогих изделий в каталогах разных стран.

Отдельные экземпляры

Есть фигурки, которые даже сами по себе представляют ценность, не говоря о пополнении ими тематических коллекций. Наиболее достойными внимания считаются более 10 различных серий.

«Коломыйка»

Второе название, которое можно встретить в каталогах, — «Гуцульский танец». Изделие крупного размера высотой 45 см и весом более 2 кг. На нём изображены танцующие гуцулы в народных костюмах. Они кружат в танце коломыйка, который и дал название фигурке. Выпускалась на Городницком заводе (УССР).

Статуэтка «Коломыйка»

Особенно ценится в «Гуцульском танце» динамичная пластика, детальная роспись, с точностью выполненные лица и великолепная позолота. Необходимо обращать внимание на донное клеймо, по которому можно определить годы выпуска. Такая маркировка ставилась в 60-70-х годах. В каталогах стоимость «Коломыйки» составляет 600-2000 долларов.

Серия «Золушка»

В перечне самого дорого советского фарфора есть фигурки серии «Золушка». Автор всех их Т.А. Фёдорова. Производство – Ленинград.

Серия статуэток «Золушка»

Скульптурная композиция выпускалась в 50-60 годах на базе ленинградского завода. Использовалась надглазурная полихромная роспись и позолота. Максимальная высота фигурки — 11,5 см, это изделие «Принц надевает туфельку». Все статуэтки изображают сцены из сказки Шарля Перро «Золушка». Цена в каталогах составляет 900-1000 долларов.

«Казак Мамай на бочке»

Скульптурная композиция отображает героя украинского фольклора — Мамая. Он одет в яркий наряд. Изготавливалась фигурка на предприятии в г. Коростень (УССР). На дне должно быть клеймо, которое ставили, начиная с 60-х годов. Высота — 47 см. Автором стала скульптор малых форм В.М. Трегубова.

Статуэтка «Казак Мамай на бочке»

В начале 2000-х эту фигуру выбрали в качестве юбилейного подарка для Национального банка Британии от официальной делегации с Украины. Средняя цена составляет 700 долларов.

«Белый медведь»

Размер — 15Х19 см. Автор — Ю. Рубан, создавший эскиз для Конаковского завода. Выпуск проводили в 30-40-х годах. До настоящего времени дошло немного экземпляров, а те, что сохранились без реставрации, единичны.

Статуэтка «Белый медведь»

Характерно многоцветное покрытие нижней части. Необходимо особое внимание обращать на отсутствие сколов на самых хрупких деталях композиции — крышечках чернильницы. Стоимость составляет 300-800 долл.

«Анна Ахматова»

Модель, созданная Данько Н. Я. в 20-х годах прошлого века. Высота — 21,9 см. Выпускалась в 20-30-х годах в Ленинграде. Общий тираж был маленьким. Стоимость в каталогах доходит до 3-3,5 тыс. долл. При покупке нужна проверка экспертом, так как «Анна Ахматова» неоднократно подделывалась. Специалисты оценивают надглазурную полихромную роспись, клеймо и другие параметры.

Статуэтка «Анна Ахматова»

«Телятница»

Второе название «Доярка». Отражает обширное направление керамики малых форм советского периода. Фарфоровая композиция авторства Азаровой Л. П., изготавливалась в 50-60-х годах кооперативной артелью «Художественная керамика» Турыгинского завода (Гжель). Ценится за высокую детализацию лица изображённой девушки и цветовую гамму.

Статуэтка «Телятница»

Воплощает народные мотивы. Высота — 17 см. Цена стартует от 600 долл.

«Восточный танец»

В Советском союзе выпускалась целая плеяда фарфоровых изделий на тему танцев и танцовщиц. «Восточный танец» тоже принадлежит этому перечню. Это лаконичная женская фигура в восточном наряде и с украшениями на шее и запястьях. Изготавливалась несколькими тиражами на протяжении 50-60-х годов в Дулёво. Высота — 12 см. Отличается от большинства других в этой тематике умеренной цветовой гаммой.

Статуэтка «Восточный танец»

Стоимость стартует от 500 долларов.

«Девушка с платком»

Статуэтка производилась на Дмитровском заводе в 50-60-х годах. Её автор — скульптор малых форм Артамонова О. С. Изображена простая девушка, которая одета нарядно, но при этом просто.

Статуэтка «Девушка с платком»

Проработка лица тут схематичная, а вот ткань наряда выполнена очень детально. Цена изделия начинается от 450 долл.

«Свинарка»

Редкая фарфоровая статуэтка советского периода, которую очень сложно встретить в антикварных магазинах. Автор — Г. Самолетова. Производство велось на базе скульптурно-художественной фабрики Худфонда.

У большинства экземпляров, дошедших до наших дней, есть следы реставрации в области локтей девушки или на голове животного. Но те фигурки, которые не подвергались реставрации, стоят 900-1000 долларов.

Статуэтка «Свинарка»

«Собакевич»

Входит в серию «Гоголевские персонажи», авторами которой стали скульптор Б. Я. Воробьёв и художник И. И. Ризнич. Персонаж талантливо запечатлён в фарфоре с соблюдением малейших деталей, описанных у Гоголя. В продажу в магазинах и киосках серия поступала в 50-60-х годах. В серии кроме Собакевича ещё 8 фигур, но тираж именно этого персонажа был самым ограниченным, поэтому и цена на него самая высокая — 350-400 долл. Высота — 14,5 см.

Статуэтка «Собакевич»

Эти фарфоровые изделия отличаются пластической выразительностью, яркостью жестов и сочным колоритом.

«Казак на коне»

Выпускалась в Вербилках Дмитровским заводом. Автор — скульптур малых форм С. Орлов. Статуэтку производили в 30-40-х годах. Высота составляет 29,2 см. Часто имеет следы восстановления в области передних ног лошади в месте сгиба коленей. В продаже встречаются редко, купить можно за 600 долларов и больше.

Статуэтка «Казак на коне»

Обзор производств

Самые дорогие фарфоровые статуэтки советского периода выпускались целым рядом производств. Наиболее высоким качеством славились такие заводы:

  1. Дулёвский (Ликино-Дулёво, Московская область). Фигурки, выпущенные здесь, отличались изысканным флористическим орнаментом, который включал в себя крупные цветки роз и округлые лепестки. Это связано с тем, что в основном для предприятия разрабатывали эскизы одни и те же авторы. Здесь была характерная цветовая палитра с преобладанием красных оттенков.
  2. Ломоносовский (Ленинград). Первое и крупнейшее предприятие России по производству художественных изделий из фарфора, известное до революции как Императорский фарфоровый завод. Ломоносовские скульптурные композиции отличаются гладкой белоснежной поверхностью с яркой фигурной росписью.
  3. Дмитровский (пгт Вербилки Московской области). Много моделей создавалось по мотивам народных сказок и песен, расцвет производства пришёлся на 30-е годы.
  4. Гжельский (с. Новохаритоново Московской области). Знаменит оригинальной кобальтовой росписью в голубых тонах. Сочетание синего и белого — настоящий гжельский признак, который знают все специалисты.
  5. Киевский (Киев, УССР). Работал с 1924 года, но во время Второй мировой был разрушен. После восстановления в послевоенные годы тут работали художники из Петриковки, поэтому фарфоровые статуэтки с элементами петриковской росписи массово изготовлялись только здесь.

На каждом из этих предприятий выпускались единицы самого дорогого фарфора СССР, который теперь пополняет лучшие мировые коллекции.

Где приобрести

Периодически экземпляры редких и дорогих статуэток советского периода появляются в интернете. Стоимость одного и того же наименования может отличаться на несколько сотен долларов, а иногда – в разы. Цена зависит от таких факторов:

  1. Состояние. Признаки износа, сколы, трещины, следы реставрации понижают стоимость.
  2. Тираж. Если общее количество скульптурных композиций в тираже было невелико, то модели автоматически становились редкими и ценными.
  3. Автор. Изделия некоторых авторов ценились выше за имя создателя.
  4. История. Статуэтки, изготовленные на заказ для первых лиц государства или для вручения иностранным делегациям с индивидуальными клеймами и подписями, ценятся больше.

Статуэтки

Перед приобретением фигурку нужно предоставить для атрибуции эксперту, потому что самые дорогие экземпляры активно пытались подделывать. Покупать фарфоровые изделия СССР лучше на отечественных порталах, а продавать выгоднее на международных аукционах, так как там цена выше в несколько раз, а иногда и в десятки раз.