Польский фарфор Chodziez

Одним из лучших вариантов повседневной посуды считается польский фарфор Сhodziez. Клеймо этого бренда известно и коллекционерам европейского антиквариата XIX – XX века. Благодаря высокому качеству и универсальному дизайну, старинные сервизы Сhodziez легко вписываются в современный интерьер и служат владельцам долгие годы, не требуя специального ухода. При этом их стоимость традиционно ниже, чем у чешских или венгерских аналогов.

История завода

Фарфоровый завод в Ходзеже (Великопольское воеводство) долгое время был градообразующим предприятием и главной достопримечательностью края. Его история началась в 1852 – 1854 годах, после обнаружения на территории, прилегающей к местным озёрам, крупных залежей каолина. По составу сырьё почти не отличалось от мейсенского, что определило высокое качество продукции. К тому времени производством фарфоровой и фаянсовой посуды занимались многие страны Европы, но не Польша – она оказалась «в тени» соседней Саксонии, где старались избавиться от любых конкурентов. К середине XVIII века в стране работало всего три крупных мануфактуры: Варшавская, Корецкая и Цмелювская.

Сервиз Chodziez

Следующий шаг в развитии польской тонкостенной керамики сделали два предпринимателя из Франкфурта-на-Одере – Людвиг Шнорр и Герман Мюллер. Они выкупили у ходзежского помещика Отто Вильгельма фон Кенигсмарка руины сгоревшего замка Грудзиньских и построили на оставшемся фундаменте фаянсовый завод Schnorr and Müller. «Старт» молодого предприятия оказался неудачным. А попытки нескольких, сменяющих друг друга владельцев исправить ситуацию, закончились в 1879 году банкротством и передачей активов городскому кредитному союзу.

Через 10 лет к заводу проявила интерес инвестиционная группа из трёх предпринимателей: Германа Хейма, Юзефа Пулверманна и Морица Паснера. Их усилия способствовали быстрому восстановлению и развитию производства, помогли успешно выйти из кризиса. Однако новый форс-мажор – пожар, полностью разрушивший здание основного цеха, заставил Пулверманна и Паснера отказаться от дальнейших вложений. Хейм в одиночку реконструировал и модернизировал предприятие, значительно расширив его за счёт прогрессивных технологий. К 1895 году это был уже крупный, по местным меркам, завод со штатом в 450 человек.

Начало фарфорового производства

Входивший с 1849 года в состав Пруссии, Ходзеж обеспечивал фаянсом не только окрестные земли, но и всю восточную Германию. Он потеснил на рынке саксонскую фабрику Annabarger Steingutfabrik AG, которая считалась региональным монополистом. Чтобы не терять позиции, немецкий производитель в 1896 году выкупил польского «конкурента» за 850 000 золотых марок. Тогда же в Ходзеже началось производство фарфоровых изделий, тонкостью, прочностью и белизной не уступавших саксонским аналогам. Стилистика сервизов соответствовала общенемецкой направленности на рококо и классицизм. В декоре преобладали цветочные мотивы, которые дополнялись золотой отводкой и, в некоторых случаях, рельефными бордюрами. Наряду с ручной росписью, активно применялась деколь. С 1907 года параллельно с художественной тонкостенной керамикой выпускались электрические изоляторы.

Польский сервиз Chodziez

По окончании Первой мировой войны, Польша стала независимой, а её предприятия перешли в руки отечественных промышленников. В частности, фарфорово-фаянсовый завод Сhodziez выкупил крупный ювелир из Познани – Станислав Манчак. Живо интересовавшийся последними техническими достижениями, новый владелец переоснастил и расширил производственные цеха, что сказалось на увеличении объёма выпускаемой продукции и, соответственно, прибыли. Однако нерациональное вложение ресурсов на фоне общеевропейского экономического кризиса, свело на «нет» усилия Манчака. В 1934 году ювелир заявил о банкротстве и продал предприятие за 670 000 злотых Чеславу Шраму и Винсенту Капчинскому. Они отказались от более сложного и трудозатратного производства фарфора, оставив только фаянс.

Период Третьего рейха

После оккупации Германией в 1939 году, Ходзежу вернули немецкое название Кольмар.  Фаянсовый завод перешёл в ведение Третьего Рейха и был переименован в Porzellan und Steingutfabrik AG in Kolmar. С 1942 года здесь одновременно выпускали фаянсовую и фарфоровую продукцию с нацисткой символикой. Этот период интересен коллекционерам с исторической сточки зрения, поскольку художественными достоинствами посуда, предназначенная, в основном, для дивизий Вермахта, не обладала.

Толстостенные чашки и тарелки имели простой, лаконичный дизайн, удобный для компактного хранения, а массивные ручки и усиленные края защищали от ударов во время транспортировки. Высшие военные чины в память о службе заказывали декоративные блюда совершенно другого качества. Выполненные из тонкого фарфора и покрытые прозрачной глазурью с приятным, глянцевым блеском, они расписывались вручную, преимущественно солями кобальта. После обжига, рисунки приобретали глубокий синий оттенок, напоминающий китайские и дельфтские образцы.

Фарфоровый набор Польский фарфор Chodziez

Оккупационные власти сделали крупные инвестиции в предприятие, частично автоматизировав производственные процессы. В частности, из Германии завезли инновационные токарные станки для формовочного цеха, а паровые машины, приводившие в действие основные механизмы, заменили электрическими. Кроме того, немецкие технологи улучшили формулу фарфорового сырья, чтобы оно соответствовало более высоким стандартам. В январе 1945 года, отступая под натиском советских войск, оккупанты попытались уничтожить завод и подожгли цеха. Только благодаря героическим усилиям рабочих, удалось спасти большую часть производственного фонда.

После 1945 года

Сразу по окончании войны завод, ставший собственностью польского государства, разделили на два отдельных предприятия: Chozzikie Zakłady Porcelany и Porcelitu ChZPiP. Оба они процветали, благодаря общему росту керамической промышленности страны. К середине XX века Ходзеж превратился в один из крупнейших гончарных центров Польши. В 1964 году разделённые предприятия вновь объединили в государственную компанию Chodzieskie Zakłady Porcelany i Porcelitu. А ещё год спустя в эксплуатацию был введён новый завод на современной производственной базе – он располагался в 5 км от центра Ходзежа.

Чашка и блюдце Chodziez

В 1992 году бывшему госпредприятию присвоили статус акционерного общества закрытого типа, а его владельцы, на волне глобальных изменений в стране, стали меняться с калейдоскопической скоростью. Однако экономические перипетии никак не сказались на качестве фарфора Сhodziez, который по-прежнему оставался «лицом» польской керамической индустрии и любимым национальным брендом. В 2019 году завод, переживший не один кризис, был окончательно остановлен. Последовали массовые увольнения, а производственные площади перенесли в Лубянку и Цмелюв, где расположены действующие производители фарфора. Объединение Polska Grupa Porcelanowa, представляющее керамическую индустрию Польши на международном рынке, пообещало сохранить торговую марку Сhodziez SA и её неповторимый, легко узнаваемый стиль.

Особенности бренда

Несмотря на закрытие головного предприятия, сервизы и единичные предметы сервировки с узнаваемым клеймом польского фарфора Сhodziez по-прежнему продаются в фирменных магазинах. Почитатели не хотят отказываться от посуды, красоту и практичность которой в своё время оценила даже Её Величество – английская королева Елизавета II. Поскольку продукция Сhodziez рекомендована для повседневного пользования, в её производстве учтён ряд важных моментов:

  1. Устойчивость к механическим воздействиям. Твёрдый фарфор, получаемый путём высокого обжига (1350°С), выдерживает случайные удары, не образует характерных сколов на краях и не трескается. Это – важное преимущество, поскольку в повседневной жизни не всегда удаётся проявлять аккуратность.
  2. Простота в уходе. Гладкие поверхности, отсутствие выпуклого декора, лаконичные ручки без вычурных изгибов, плотный черепок и ровный слой глазури – с такой посуды любые загрязнения удаляются вручную без особых усилий. Но производитель ориентируется на посудомоечные машины, гарантируя, что его продукция от них не пострадает.
  3. Эргономичность и функциональность. Удобно пользоваться, переносить и хранить – вот краткая характеристика фарфоровых сервизов Сhodziez. При высокой плотности черепка, изделия обладают небольшим весом, что делает их комфортными не только для взрослых, но и для детей.
  4. Долговечность. Это преимущество уже оценили коллекционеры. Крайне редко встречаются сервизы XIX века с так называемыми «следами времени». Антиквариатом можно активно пользоваться, а спрос на него с годами растёт.
  5. Универсальный дизайн. Классические формы и декор обеспечивают гармоничное восприятие фарфора Сhodziez в обстановке разного стиля. Бренд стремится к нейтральности, а выразительность сервировке всегда можно добавить за счёт аксессуаров. Универсальный дизайн делает сервизы отличным подарком, особенно в случаях, когда стилевые предпочтения адресата неизвестны.
  6. Разнообразие декоративных решений. Ежегодно коллекция бренда пополняется новыми моделями, созданными на стыке классики и современности. Дизайнеры умеют интересно «смешивать» рококо, ампир, минимализм и этнические мотивы, удерживаясь на тонкой грани элегантной простоты.
  7. Экологичность. В производстве не используются вредные добавки и красители.

Фарфоровый соусник Польский фарфор Chodziez

Ещё одно преимущество бренда – его практически не подделывают. И коллекционеры, и ценители красивой посуды могут не сомневаться, что приобретают действительно польскую продукцию, а не третьесортный фальсификат.

Клейма по годам

Несмотря на частую смену владельцев, завод с некоторыми вариациями сохранял маркировку, которая была разработана после Второй мировой войны. Это – венок из лавровых ветвей с треугольником внутри, расположенным вершиной вверх. В клейме обязательно присутствовало название города и бренда фарфора – Сhodziez, стилистика которого не менялась с годами. Рисунок наносился синей, зелёной или коричневой надглазурной эмалью.

Клейма Chodziez

Исключение составляют клейма, периода германской оккупации. На большинстве изображён прямой обнажённый меч клинком вверх, под ним немецкое название города – Кольмар. Специально для частей Люфтваффе изготавливалась посуда, маркированная летящим орлом со свастикой в когтях. Птицу окружала аббревиатура имущества аэродромных казарм FI. U. V.