Полевошпатный фарфор

На современной керамической посуде часто встречается надпись: «Полевошпатный фарфор». Но что это такое, известно далеко не каждому. Вот и приходится застывать в раздумьях – является ли подобная характеристика плюсом или минусом изделия, как долго оно прослужит, существуют ли тонкости ухода за ним.

Полевошпатный или зегеровский фарфор

Эта разновидность керамики появилась в конце XIX века. Её состав разработал немецкий химик Герман Август Зегер, возглавлявший исследовательский институт при Берлинском Королевском фарфоровом заводе. В то время главной задачей учёных было снижение температуры плавления каолиновой массы, чтобы расширить ассортимент используемых для её декорирования пигментов и глазурей. Для преобладавшего в немецком производстве твёрдого фарфора данный показатель составлял 1400 – 1460°С. При такой температуре часть красок, преимущественно красных, жёлтых и зелёных оттенков, выгорала, что сказывалось на художественных качествах продукции.

Зегеру в 1880 году удалось запатентовать уникальный состав фарфорового шликера, плавкость которого снижалась до 1250 – 1300°С. Это была имитация восточноазиатских образцов, в частности китайской продукции эпохи династии Сунн и японской «ариты». В 1882 году новая разновидность получила название Segerporzellan (Зегеровский фарфор) по имени своего создателя и удостоилась специального клейма Королевского завода – скипетра с подписью «Sgr. P».

Зегеровский фарфор

Благодаря изобретению немецкого химика, для фарфорового производства стали доступны потёчные глазури, которые отличаются особой красотой, блеском и прозрачностью на черепке. Среди них самая популярная – фламбе или «сан-де-бёф», что в переводе с французского означает «бычья кровь». Глазурь имеет необычный киноварный оттенок с фиолетовыми и зеленовато-голубыми прожилками. Она получается путём восстановления оксида меди, что возможно только при относительно низких температурах обжига.

Особенности материала

Изобретение Зегера является разновидностью мягкого фарфора. В отличие от других каолиновых масс, в нём преобладает полевой шпат – второй по важности компонент после белой глины.

Процентное соотношение для зегеровского фарфора:

  • глинистые вещества – не более 35%;
  • полевой шпат – 40%;
  • кварцевый песок – от 20 до 45%.

Изделия из полевошпатного фарфора

Полевой шпат – распространённый минерал, в керамическом производстве используемый как флюс или плавень. Это специальная добавка, которая обеспечивает мягкое, постепенное плавление каолина и кварца, в результате чего улучшается спекаемость черепка, исключаются деформации, повышается прочность и ударная вязкость.

Флюсы также снижают температуру, при которой глина стекленеет, приобретая крепость и способность удерживать воду. Чем выше содержание полевого шпата в фарфоровом шликере, тем пластичнее получается материал. Это позволяет использовать более широкий спектр декоративных приёмов, создавать изящные, сложные по форме и окрасу изделия.

Допускается использование подглазурной росписи, дающей более естественные и нежные переходы цвета, свинцовых и люстрованных глазурей. Очень эффектными получаются статуэтки из «бисквита» – массы, прошедшей только первый, утельный обжиг. В полевошпатном фарфоре, как понятно даже из названия, флюсовый компонент преобладает. Поэтому он идеально подходит для создания художественной скульптуры, мелкой пластики и парадных сервизов.Пиала из полевошпатного фарфора

Полевошпатный фарфор часто сравнивают с фаянсом. Оба материала обжигаются примерно при одинаковой температуре, но изобретение Зегера намного практичнее. Фарфоровая посуда не даёт сколов и лучше выдерживает падения. Она тонкостенная и красиво просвечивается, хотя по массе не уступает фаянсу.

Основные недостатки

Низкая температура плавления улучшает декоративные качества фарфора, но снижает стойкость к механическим и химическим воздействиям. Также его нельзя отнести к жаростойким материалам, хотя для запекания продуктов в духовке или микроволновой печи посуда вполне подходит.

Сопротивление на изгиб и ударопрочность изделий примерно вдвое меньше, чем у аналогов из твёрдого фарфора. Материал, кроме того, чувствителен к резким перепадам температуры и может покрыться сеточкой мелких трещин (кракле). Полевошпатный фарфор не применяется для технических целей – изготовления изоляторов, медицинской или химической посуды.

Сервиз из полевошпатного фарфора

Рекомендации по уходу

Хрупкие фарфоровые изделия требуют бережного обращения. Особенно если речь идёт об антиквариате. Тем не менее, даже он нуждается в чистке и спокойно перенесёт её при соблюдении некоторых правил:

  1. Никакой химии. Моющие вещества способны повредить слой глазури и растворить часть пигментов, отчего изделия потускнеют. В местах сильного загрязнения допустимо применение детского мыла или влажного зубного порошка. Сода и соль в полужидком виде применяются только для однотонной светлой посуды.
  2. Вода комнатной температуры. Изделия нельзя мыть или ополаскивать под краном, делая сильный напор. Лучше положить их в таз и подержать несколько секунд. Горячая вода вызывает растрескивание и помутнение глазури.Фарфор полевошпатный
  3. Бережные прикосновения. Фарфоровую посуду и статуэтки очищают аккуратно, без интенсивного трения. Пользуются мягкими тряпочками или бумажным полотенцем, специальными салфетками из микрофибры. Если какие-то фрагменты позолочены, их следует касаться как можно меньше, двойную осторожность проявляют и при наличии многоцветной росписи.
  4. Никаких посудомоечных машин. Вряд ли кому-то придёт в голову «доверить» агрегату декоративные фарфоровые предметы, а вот повседневные чашки-блюдца отчищать вручную лень. Но если хочется, чтобы они долго радовали элегантным и «новым» видом, лучше отказаться от автоматической помощницы. Чтобы грязь меньше прилипала к поверхности, можно периодически добавлять в воду для мытья фарфоровой посуды нашатырный спирт.
  5. Нет естественной сушке. После влажной чистки, изделия необходимо вытереть насухо бумажным полотенцем. Капли воды при высыхании оставляют не только белёсые разводы, но и солевой налёт, который будет постепенно разрушать декоративное покрытиеУход за полевошпатным фарфором
  6. Без лишней влаги. Антикварные статуэтки вообще лучше не мыть. С них смахивают пыль щёткой, бережно, но крепко удерживая в руке.

Чтобы реже прибегать к чистке, негативно влияющей на мягкий и уязвимый полевошпатный фарфор, изделия из него рекомендуется хранить в застеклённых шкафчиках или витринах. Необходимо избегать прямых солнечных лучей и высокой влажности. В антикварных или особо ценных сервизах нежелательно ставить тяжёлые предметы – супницы, компотницы, сахарницы на тарелки, иначе могут возникнуть трещины или сколы.