На советских марках корабли как часть дизайна впервые появились в 1922 году в почтово-благотворительном выпуске в помощь населению Поволжья, пострадавшему от неурожая. В серию вошло 4 марки, на каждой из которых был изображен один вид транспорта, в том числе на одной – корабль. Первые почтовые марки СССР из категории «Флот», посвященные именно кораблям, были выпущены в 1930 году в серии, вышедшей в честь 25-летия революции 1905-1907. На них был изображен броненосец «Потемкин», указаны годы 1905 и 1930, номинал составлял 3 копейки. Дальнейшие выпуски можно разделить на категории по типу кораблей, принадлежащих к определенному виду флота.
Ледокольный флот
Второй выпуск из категории «Флот» состоялся в 1931 году. Это была серия, посвященная рейсу ледокола «Малыгин» в Арктику. В нее вошли 4 миниатюры с одинаковым изображением, но в разном цвете и номинале. На переднем плане в нижнем левом углу был нарисован белый медведь на льдине, в правом верхнем – дирижабль, по центру на заднем плане – ледокол. Сверху был изображен серп и молот, надпись «URSS–POLE du NORD» и год 1931, снизу написано «СССР», «Воздушная почта» и номинал – 30 копеек, 35 копеек, 1 рубль или 2 рубля. Марки были изданы в двух вариантах – с зубцами и без зубцов. Суть надписей состояла в том, что помимо других целей ледокол встречался с дирижаблем для получения 120 кг почтовых отправлений.
Следующая «ледокольная» серия вышла в 1933 году под названием «2-й Международный полярный год». Эта фраза и годы 1932–1933 были написаны на миниатюре в две строки – по верхнему краю на русском языке, по нижнему – на английском. В левом нижнем углу был изображен тот же ледокол «Малыгин», над ним – летящий самолет. По центру – контурная карта полярного круга, в правой части сверху серп и молот, снизу номинал. Серия состояла из двух марок разного цвета и номинала: красная в 50 копеек и зеленая в 1 рубль.
Дальнейшая история ледоколов отражена в серии «Отечественный ледокольный флот», которая выходила с 1976 по 1981. В этот же период был издан почтовый блок, посвященный рейсу атомного ледокола «Арктика» к Северному полюсу, который был приурочен к 60-й годовщине Октябрьской революции.
Военно-морской флот
Почтовые марки СССР на тематику Военно-морского флота начали выходить с 1970 года. Первой была серия «Боевые корабли ВМФ», которая включала 5 миниатюр. Из них 4 были посвящены крейсерам:
- «Аврора», в розово-серой палитре, номиналом 3 копейки;
- «Грозный», желто-серая, 4 к.;
- «Октябрьская Революция», серо-лилово-коричневая, 10 к.;
- «Варяг», серо-коричневая, 12 к.
На пятой была изображена атомная подлодка «Ленинский комсомол» в коричнево-лилово-сине-зеленой палитре, номинальной стоимостью 20 копеек.
Продолжением этой тематики в почтовых миниатюрах стала многочисленная серия, посвященная истории флота. Первый выпуск состоялся в конце 1971 года и включал пять военно-морских парусников:
- ботик Петра I, в серо-сине-коричневом цвете, номиналом 1 копейка;
- боевой парусник «Орел», коричнево-розовый, 4 к.;
- парусник «Полтава», серо-синий, 10 к.;
- парусник «Ингерманланд», серо-коричневый, 12 к.;
- фрегат «Владимир», серо-розовый, 16 к.
Продолжил серию истории флота выпуск 1972 года с военно-морскими кораблями из 5 марок:
- броненосец «Петр Великий», серая палитра, номинальная стоимость 2 копейки;
- крейсер «Варяг», сине-коричневая, 3 к.;
- броненосец «Потемкин», серо-розовая, 4 к.;
- крейсер «Очаков», розово-серая, 6 к.;
- заградитель «Амур», серо- бежевая, 10 к.
Еще ровно через год тематику продолжили гвардейские и краснознаменные корабли ВМФ, включая:
- крейсер «Киров», серо-фиолетовый цвет, номинал 3 копейки;
- линейное судно «Октябрьская Революция», серо-зеленый, 4 к.;
- подлодка «Красногвардеец», серо-синий, 6 к.;
- миноносец «Сообразительный», серо-голубой, 10 к.;
- крейсер «Красный Кавказ», бежево-коричневый, 16 к.
Пятый выпуск исторической серии состоялся в 1974 и включал 4 марки с боевыми единицами ВМФ:
- тральщик, в красно-синем цвете, стоимостью 3 копейки;
- десантное судно, серо-фиолетовый, 4 к.;
- противолодочный крейсер, коричнево-синий, 6 к.;
- противолодочный эсминец, серо-синий, 16 к.
Завершилась серия выпуском 1982 года, включающим миниатюры с гвардейскими боевыми единицами ВМФ:
- подлодка С-56, в зелено-голубой палитре, стоимостью 4 копейки;
- миноносец «Гремящий, зелено-коричневая, 6 к.;
- тральщик «Гафель», серо-фиолетовая, 15 к.;
- крейсер «Красный Крым», лилово-синий, 20 к.;
- линейный «Севастополь», серо-желтый, 45 к.
Речной флот
На советских марках отображались корабли, бороздившие не только океаны-моря, но и речную гладь. Самые известные суда такого типа были отображены в серии «Речной флот», которая вышла в 1960 году. На трех миниатюрах были изображены пассажирские круизные судна:
- теплоход «Карл Маркс», в серо-бело-голубом цвете, номиналом 25 копеек;
- дизель-электроход «Ленин», в более темной серо-голубой палитре, 40 к.;
- теплоход «Ракета», бело-голубая, 60 к.
Следующий выпуск состоялся в 1981 г. В него вошли марки с многоцветными изображениями электрохода «Ленин» (4 коп.), теплоходов «Ю. Гагарин» (6 к.) и «Куйбышев» (15 к.), сухогруза «Балтийский» (32 к.).
Парусный флот
История советского парусного флота тоже отражалась почтой СССР в знаках оплаты. Сюда можно отнести и описанную выше серию 1971 года с историческими военными парусниками, включая ботик Петра I, боевые корабли и фрегаты.
В 1981 году вышла отдельная серия, посвященная учебным парусным суднам. В нее вошли 7 миниатюр с такими парусниками данного типа:
- «Товарищ» (I), в серо-коричневом цвете, номинальной стоимостью 4 копейки;
- «Товарищ» (II), красно-бордовый, 4 к.;
- «Вега» (I), зелено-синий, 6 к.;
- «Кодор», зелено-серый, 10 к.к;
- «Товарищ», серо-зеленый, 15 к.;
- «Крузенштерн», зеленоватый, 20 к.;
- «Седов», лилово-коричневый, 32 к.
Первые две марки номиналом по 4 копейки получились двух видов ошибочно. В процессе печати что-то пошло не так и вместо коричневых парусов получились красные. Именно эти экземпляры пользуются наибольшим спросом у филателистов, которые стремятся заполучить в коллекцию обе марки.
Спортивные яхты
Серия со спортивными яхтами вышла в 1978 г. в преддверии Олимпиады-80. Она состоит из 5 марок, на которых отражены все классы яхт–участниц олимпийской регаты:
- солинг, класс «Звездный», 4 к. + 2 к.;
- солинг-тройка, «Солинг», 6 к. + 3 к.;
- безкилевая двойка, «470», 10 к. + 5 к.;
- безкилевая одиночка, «Финн», 16 к. + 6 к.;
- безкилевая двойка, «Летучий голландец», 20 к. +10 к.
Также отдельно был выпущен почтовый блок номиналом 50 к. + 25 к. с изображением двухпалубного «Торнадо».
Научно-исследовательские судна
В СССР много кораблей флота использовались в научно-исследовательской работе. Одна из серий, вышедшая в 1979, была посвящена суднам, которые выполняли задания Академии наук. В составе вошло 6 миниатюр, на каждой был изображен корабль и портрет выдающегося деятеля, имя которого оно носило:
- «Вулканолог», с эмблемой АН СССР, номинал 1 копейка;
- «Профессор Богоров», 2 к.;
- «Эрнст Кренкель», 4 к.;
- «Космонавт Владислав Волков», 6 к.;
- «Ю. Гагарин», 10 к.;
- «Академик Курчатов», 15 к.
В отдельную категорию выделена почтовая миниатюра с изображением судна «Михаил Сомов» с надпечаткой в честь его героического антарктического дрейфа. Такая надпечатка наносилась на посвященную определенному кораблю ранее выпущенную марку, если его команда совершала подвиг.
Указанное научно-исследовательское судно дрейфовало в водах Антарктики в течение 133 дней. В начале весны его зажало льдом у берегов Антарктиды, где команда должна была обеспечивать работу станции «Русская». Вместе с вышедшим на помощь ледоколом «Владивосток» «Михаил Сомов» вышел в чистые воды лишь к концу лета. Героическому поступку была посвящена не только марка с надпечаткой, но и сцепка с изображением двух кораблей и вертолета, участвовавшего в операции.