История появления почтовых марок и развития самой почты в Индии охватывает целую эпоху — начиная от колониальной, и продолжая уже после обретения страной независимости. Первая индийская почта открыла свои двери в 1837 году, однако государственная марка под названием «Красный Синд» впервые вошла в обиход лишь 15-ю годами позже. Во многом этому поспособствовал Бартл Фрир — один из представителей Британской Ост-Индской компании в городе Синд.
Для производства первой почтовой марки были задействованы скупые облатки с клеем. По центру был расположен фирменный товарный знак типографии, разделённый на 3 сегмента. Как позже выяснилось — используемая бумага оказалась чересчур уж хлипкой, а округлая форма — очень неудобной. Так, марки начали печатать исключительно на светлых и эластичных листах бумаги, насыщенными синими красками.
Поступление в обращение
Впервые, марки, действующие на территории всей Индии, увидели свет осенью 1854 года. Они имели 4 номинала: 1⁄2, 1, 2 и 4 анны, а также изображение юной королевы Виктории. Поразительно, но ни одна из произведённых в Калькутте марок не имела ни перфорации, ни следов клея.
Номинал в 4 анны является одной из первых в истории двухцветной почтовой марки! Она опередила даже прославленную «Базельскую голубку».
Марки начали выпускаться после тщательного изучения европейских и американских почтовых систем. Предполагалось, что реформа будет действовать в интересах жителей страны, а не с целью извлечения дополнительных доходов. Так, новая система ввела «низкие и унифицированные» тарифы на почтовые отправления, которые распространялись в рамках Британской Ост-Индской компании.
В 1854 планировалось выпустить марку, напечатанную с использованием киновари. Но, данный эксперимент, к сожалению, провалился: Индия не могла себе позволить дорогостоящую английскую киноварь, а используемый в качестве аналога пигмент нанёс существенный вред печатным камням…
В 1856-ом в свет выходит новое поколение товарных знаков с ликом королевы Виктории. Серия была разработана и напечатана уже другой британской компанией, с применением глубокой печати. Стоит отметить, что с того момента именно De La Rue будет отвечать за производство всех марок, действующих на территории британской Индии вплоть до 1925 года. Начиная с 1865-го был введён новый водяной знак в форме слоновьей головы.
При этом, в промежуток между 1854 и 1866 годами было отмечено стремительное увеличение объёмов почтовых отправлений. Производительность почты в Индии существенно повысилась, в то время как тарифы на её услуги напротив, понизились. Для официальных писем использовались специальные марки, которые позволяли бороться с чиновничеством и его злоупотреблениями.
D 1866 году Индия была признана первой страной, которая воспользовалась простой надпечаткой «Service» для выпуска фискальных марок.
В результате введения новых тарифов наступил дефицит марок. Тогда индийская почта была вынуждена прибегнуть к нестандартным решениям этого вопроса. Так, одним из путей решения стало использование надпечатки «Service Postage» на фискальных марках. Также, в оборот поступили номиналы: 4 и 6 анн 8 паев. Но, к сожалению, данные меры не покрыли нехватку, что привело к появлению временных знаков оплаты с пометкой «Postage».
В начале 80-х XIX столетия свет увидел обновлённый комплект с новым водяным знаком — звездой. Интересно, но и сегодня эти марки остаются весьма актуальными.
В 1895-ом было выпущено ещё 3 новых номинала: 2, 3 и 5 рупий. А в 1990-м старые модели переиздали в современных, более насыщенных цветах.
Новое столетие…
В начале XX века была разработана новая серия. В качестве изменений, на смену портрету королевы Виктории пришёл лик Эдуарда VII. Также поменялась цветовая палитра и возросли номиналы — вплоть до 25-ти рупий. Любопытно, но многие коллекционеры не видят в столь высоких номиналах особой ценности, за исключением разве что марок, которые были импортированы из отдалённых уголков.
Что касается почтовых знаков 1911 года, то их оформление было более интересным: для их выпуска было использовано изображение Георга V, который якобы самолично утвердил данный дизайн.
В 1926 году водяной знак снова потерпел изменения: теперь он представлял собой переплетение нескольких звёзд.
Впервые, свет увидел художественную индийскую марку в 1931 году, состоящий из 6 марок набор представлял собой изображения крепости Пурана-Кила и знаменитых госучреждений страны.
Набор был разработан к переезду индийской власти в Нью-Дели. Следующая подобная серия, приуроченная к 25-летию коронации Георга V, вышла в 30-х годах.
Вышедшие в обиход в 1937 году товарные знаки имели изображения различных почтовых видов транспорта. На высоких номиналах изображался Георг VI.
Старые марки навсегда ушли с государственного конвейера в 1925 году. В этом же году типографией Индии была освоена новая технология — фотогравюра. Так, осенью свет увидел интересный набор: 6 марок с ликами святых и поэтов Индии. С тех самых пор все индийские марки выпускаются по этой технологии. Печать используется исключительно в целях служебной маркировки.
Марки независимой Индии
Первая марка теперь уже независимой Республики, вышла в обиход осенью 1947 года. На ней был изображён национальный флаг государства Индия, а также патриотический лозунг «Jai Hind!».
В честь первой годовщины независимости Индии в свет вышли новые марки, посвящённые памяти Махатма Ганди. Годом позже выходит коллекция, посвящённая культурному наследию государства: на марках, были изображены храмы и скульптуры, памятники и крепости.
В середине 50-х годов выходит серия, посвящённая техническому прогрессу. С середины 60-х годов началось активное производство товарных марок на самые разнообразные тематики.
Индия изготавливала почтовую атрибутику для ряда соседствующих государств, в ряды которых входит Бирма, Бангладеш, Португалия и Эфиопия.
Филателистический музей и каталогизация
Летом 1968 года был торжественно открыт индийский Национальный филателистический музей. Решение об открытии было принято ещё в 1962 году Консультативным филателистическим советом. Вместе с щедрой коллекцией товарных марок, в стенах музея можно увидеть интересные тематические экспозиции, конверторы, различную почтовую атрибутику и даже почтовые ящики викторианской эпохи.
Также были созданы национальные каталоги. Так, например, наибольшей популярностью среди коллекционеров пользуется «Специализированный оценочный каталог марок Индии 1852—1968 годов» Джала Купера.