Почтовые марки Индии

История появления почтовых марок и развития самой почты в Индии охватывает целую эпоху — начиная от колониальной, и продолжая уже после обретения страной независимости. Первая индийская почта открыла свои двери в 1837 году, однако государственная марка под названием «Красный Синд» впервые вошла в обиход лишь 15-ю годами позже. Во многом этому поспособствовал Бартл Фрир — один из представителей Британской Ост-Индской компании в городе Синд.

Индийская марка Красный Синд

Для производства первой почтовой марки были задействованы скупые облатки с клеем. По центру был расположен фирменный товарный знак типографии, разделённый на 3 сегмента. Как позже выяснилось — используемая бумага оказалась чересчур уж хлипкой, а округлая форма — очень неудобной. Так, марки начали печатать исключительно на светлых и эластичных листах бумаги, насыщенными синими красками.

Поступление в обращение

Впервые, марки, действующие на территории всей Индии, увидели свет осенью 1854 года. Они имели 4 номинала: 1⁄2, 1, 2 и 4 анны, а также изображение юной королевы Виктории. Поразительно, но ни одна из произведённых в Калькутте марок не имела ни перфорации, ни следов клея.

Индийская марка, 1854 год

Номинал в 4 анны является одной из первых в истории двухцветной почтовой марки! Она опередила даже прославленную «Базельскую голубку».

Марки начали выпускаться после тщательного изучения европейских и американских почтовых систем. Предполагалось, что реформа будет действовать в интересах жителей страны, а не с целью извлечения дополнительных доходов. Так, новая система ввела «низкие и унифицированные» тарифы на почтовые отправления, которые распространялись в рамках Британской Ост-Индской компании.

В 1854 планировалось выпустить марку, напечатанную с использованием киновари. Но, данный эксперимент, к сожалению, провалился: Индия не могла себе позволить дорогостоящую английскую киноварь, а используемый в качестве аналога пигмент нанёс существенный вред печатным камням…

В 1856-ом в свет выходит новое поколение товарных знаков с ликом королевы Виктории. Серия была разработана и напечатана уже другой британской компанией, с применением глубокой печати. Стоит отметить, что с того момента именно De La Rue будет отвечать за производство всех марок, действующих на территории британской Индии вплоть до 1925 года. Начиная с 1865-го был введён новый водяной знак в форме слоновьей головы.

При этом, в промежуток между 1854 и 1866 годами было отмечено стремительное увеличение объёмов почтовых отправлений. Производительность почты в Индии существенно повысилась, в то время как тарифы на её услуги напротив, понизились. Для официальных писем использовались специальные марки, которые позволяли бороться с чиновничеством и его злоупотреблениями.

D 1866 году Индия была признана первой страной, которая воспользовалась простой надпечаткой «Service» для выпуска фискальных марок.

Индийские марки, 1866 год

В результате введения новых тарифов наступил дефицит марок. Тогда индийская почта была вынуждена прибегнуть к нестандартным решениям этого вопроса. Так, одним из путей решения стало использование надпечатки «Service Postage» на фискальных марках. Также, в оборот поступили номиналы: 4 и 6 анн 8 паев. Но, к сожалению, данные меры не покрыли нехватку, что привело к появлению временных знаков оплаты с пометкой «Postage».

В начале 80-х XIX столетия свет увидел обновлённый комплект с новым водяным знаком — звездой. Интересно, но и сегодня эти марки остаются весьма актуальными.

Индийские марки, 1895 год

В 1895-ом было выпущено ещё 3 новых номинала: 2, 3 и 5 рупий. А в 1990-м старые модели переиздали в современных, более насыщенных цветах.

Новое столетие…

В начале XX века была разработана новая серия. В качестве изменений, на смену портрету королевы Виктории пришёл лик Эдуарда VII. Также поменялась цветовая палитра и возросли номиналы — вплоть до 25-ти рупий. Любопытно, но многие коллекционеры не видят в столь высоких номиналах особой ценности, за исключением разве что марок, которые были импортированы из отдалённых уголков.

Индийская марка, 1902 год

Что касается почтовых знаков 1911 года, то их оформление было более интересным: для их выпуска было использовано изображение Георга V, который якобы самолично утвердил данный дизайн.

Индийская марка, 1911 год

В 1926 году водяной знак снова потерпел изменения: теперь он представлял собой переплетение нескольких звёзд.

Впервые, свет увидел художественную индийскую марку в 1931 году, состоящий из 6 марок набор представлял собой изображения крепости Пурана-Кила и знаменитых госучреждений страны.

Индийская художественная марка, 1931 год

Набор был разработан к переезду индийской власти в Нью-Дели. Следующая подобная серия, приуроченная к 25-летию коронации Георга V, вышла в 30-х годах.

Вышедшие в обиход в 1937 году товарные знаки имели изображения различных почтовых видов транспорта. На высоких номиналах изображался Георг VI.

Старые марки навсегда ушли с государственного конвейера в 1925 году. В этом же году типографией Индии была освоена новая технология — фотогравюра. Так, осенью свет увидел интересный набор: 6 марок с ликами святых и поэтов Индии. С тех самых пор все индийские марки выпускаются по этой технологии. Печать используется исключительно в целях служебной маркировки.

Марки независимой Индии

Первая марка теперь уже независимой Республики, вышла в обиход осенью 1947 года. На ней был изображён национальный флаг государства Индия, а также патриотический лозунг «Jai Hind!».

Первая марка независимой Индии, 1947 год

В честь первой годовщины независимости Индии в свет вышли новые марки, посвящённые памяти Махатма Ганди. Годом позже выходит коллекция, посвящённая культурному наследию государства: на марках, были изображены храмы и скульптуры, памятники и крепости.

Марка, посвящённая памяти Махатма Ганди

В середине 50-х годов выходит серия, посвящённая техническому прогрессу. С середины 60-х годов началось активное производство товарных марок на самые разнообразные тематики.

Индия изготавливала почтовую атрибутику для ряда соседствующих государств, в ряды которых входит Бирма, Бангладеш, Португалия и Эфиопия.

Филателистический музей и каталогизация

Летом 1968 года был торжественно открыт индийский Национальный филателистический музей. Решение об открытии было принято ещё в 1962 году Консультативным филателистическим советом. Вместе с щедрой коллекцией товарных марок, в стенах музея можно увидеть интересные тематические экспозиции, конверторы, различную почтовую атрибутику и даже почтовые ящики викторианской эпохи.

Национальный филателистический музей Индии

Также были созданы национальные каталоги. Так, например, наибольшей популярностью среди коллекционеров пользуется «Специализированный оценочный каталог марок Индии 1852—1968 годов» Джала Купера.