6 мая 1840 года в помещении лондонского почтамта было многолюдно. Посетители переполненного зала терпеливо ждали очереди к окошкам, чтобы приобрести «Penny Black». «Черный пенни» — первая в мире почтовая марка. На миниатюре изображен профиль королевы Виктории, а название она получила, потому что была черной и стоила 1 пенни.
Усилиями сэра Хилла
Великобритания выпустила почтовую марку первой во многом благодаря инициативе общественника и реформатора Роуленда Хилла. Идеи о реформировании государственной почтовой системы сэр Хилл озвучил еще в 1837 году. В брошюре, посвященной необходимости и целесообразности реформирования действующей почтовой системы, он предлагал маркировать письма специальными знаками, предоплаченными отправителями по единому почтовому тарифу.
В том же труде автор поделился видением этого специального знака: небольшой бумажный кусочек, с одной стороны которого будет печать, с другой – клеевой слой для наклеивания на конверт. Современные марки выглядят именно так.
Почти три года британский парламент обсуждал инициативу общественного деятеля. В итоге в августе 1839 года парламентарии ее поддержали: правительство заключило контракт с Хиллом сроком на 2 года. По условиям соглашения тому надлежало за это время реформировать почтовую систему.
«Черный пенни» — лучший эскиз
Процесс реформирования стартовал с конкурса эскизов. Граверы и художники из разных регионов Англии представили более 2700 проектов. Жюри признало лучшим эскиз Генри Коула – по нему и печатали марку.
Центральную часть миниатюры занимал портрет юной королевы Виктории. Ее профиль был выполнен в серебристом цвете и хорошо просматривался на черном фоне. С обоих краев марки – вертикальные орнаменты. Вверху – надпись «Postage», внизу – номинал «One penny».
Синий двухпенсовик
В общей сложности в обращение ввели около 70 миллионов черных миниатюр. Выпускались они листами по 240 единиц в каждом – 20 рядов по 12 марок. Особенность миниатюр – буквы в нижних углах. Они соответствуют месту и ряду марки в почтовом листе.
Официально продажи стартовали 6 мая, хотя частично почтовые службы реализовали тираж уже 1 мая.
Одновременно с «Черным пенни» выпустили вторую почтовую марку номиналом 2 пенни. Она была темно-синего цвета, а внизу указан номинал «Two penny». В остальном марки были идентичными, печатались одинаковым способом – металлографией.
Две версии одной реформы
Есть две версии о причинах, побудивших сэра Хилла задуматься о необходимости реформирования почтовой системы.
Как-то вечером Роуленд ужинал в деревенском трактире и увидел, как вошедший почтальон протягивает письмо трактирщице. «С вас 2 шиллинга», — сказал он. «Это слишком дорого, — ответила смущенная женщина. – Я не в состоянии оплатить. Заберите письмо обратно».
Трактирщица добавила, что письмо прислал сын из-за границы. Хилл стал невольным свидетелем диалога и, услышав ее слова о сыне, заплатил 2 шиллинга.
Женщина поблагодарила англичанина и призналась: «В письме не написано ни слова. Мой мальчик знает, что я не в состоянии оплатить переписку, поэтому отправляет пустые конверты. Когда почтальон приносит их, я знаю, что с моим сыном все в порядке. А подробности узнаю, когда он приедет – нужно немного потерпеть».
Вторая версия – пересказ первой, но главные герои в ней симпатичная молоденькая служанка, которой прислал письмо жених. Историки уверены, что оба рассказа – вымысел. Роуленд прекрасно знал уязвимые места действовавшей почтовой системы – для этого ему не нужно было посещать трактиры.
В свое время сэр Хилл работал писарем, преподавал, был секретарем колониальной комиссии – на всех должностях он имел дело с корреспонденцией. К тому же, его мать работала в почтовой службе, делилась дома новостями.
Другие претенденты
Есть другие претенденты на славу, один из них – госслужащий Ловренц Кошир из Австрии. Он предлагал оплату почтовыми марками еще в 1836 году, но представителей государственной власти его предложение не заинтересовало.
Марки в качестве знаков оплаты использовались в 1831 году в Греции и в 1839 году в Австрии. Об этом стало известно лишь во второй половине 20-го века.
Официально первым человеком, внедрившим идею на практике, стал Роуленд Хилл. Реформа сказалась на объемах корреспонденции – за год ее количество в Англии выросло с 75 до 168 миллионов отправлений.
Историческая ценность
По данным Википедии, почтовые марки «Черный пенни» сохранились и до нашего времени – не все, но значительная их часть. Спрос на них в филателистических кругах больше объясняется исторической ценностью миниатюр, а не их редкостью.
Стоимость гашеной марки – 200-300 долларов, негашеной – 1000-2000 долларов. Цена зависит от внешнего вида и сохранности: марки в хорошем состоянии выставляют на аукцион дороже.
Самая дорогая черная миниатюра продана на аукционе Сотбис весной 2009 года. Цена продажи составила 20 625 фунтов стерлингов. Торги проводились в благотворительных целях.
«Penny Black» находилась в обращении около года, пока не обнаружили изъян. Для погашения марки использовали красную печать – на черном фоне она была практически не видна. При желании можно было легко удалить и использовать погашенную марку повторно.
Для решения проблемы «Черный пенни» заменили «Красным пенни», а печать для погашения миниатюр использовали черную. Черный штемпель на красном фоне было хорошо видно и невозможно удалить.