Первая почтовая марка

Споры о том, кто и когда придумал почтовые марки, идут до сих пор. По официальной версии, идея принадлежит англичанину Роуленду Хиллу. Но есть данные об аналогичных предложениях, исходивших от других людей почти двумя столетиями раньше.

Официальная версия

Великобритания, как другие страны, сталкивалась с неудобствами действующей системы взимания почтовых сборов. В первой половине 19 века остро ощущалась потребность в ее усовершенствовании.

В 1837 году английский изобретатель, реформатор Роуленд Хилл опубликовал проект «Реформа почтового ведомства». В нем он исследовал действующую систему, ее недостатки и предлагал сделать почтовые сборы унифицированными. А именно – ввести предоплату за доставку корреспонденции. В качестве знаков оплаты Хилл предложил использовать «маленькие кусочки бумаги, на которых можно поставить штемпель, покрытые клеем с одной стороны».

Роуленд Хилл

Фактически он описал современную марку. Работа почтового ведомства интересовала Роуленда неслучайно – о существовавших проблемах он знал из первых уст, потому что его мать работала на почте и не раз жаловалась сыну на высокие тарифы и сложности с расчетами стоимости пересылки.

Почти 3 года потребовалось реформатору, чтобы британское правительство рассмотрело и реализовало его проект. 1 мая 1840 года первая почтовая марка поступила в типографскую печать.

Черный пенни

Власти Великобритании объявили конкурс проектов первого знака почтовой оплаты. Художники и граверы представили 2700 эскизов на рассмотрение. Победил проект Чарлза и Фредерика Хитов, над которым они работали совместно с Генри Коулом.

На миниатюрах была изображена королева Виктория в профиль. Основной фон был черный, а номинал – один пенни. Отсюда и название «Черный пенни».

Первая марка - Черный пенни

Идею оформления авторам проекта подсказал художник Бенджамин Чевертон. Выступая в английском казначействе, он заявил: «Когда человеческий взгляд привыкает к чертам определенного лица, он сразу же уловит любое отклонение от нормы. В случае подделки…разница между портретами будет немедленно обнаружена».

За идею Чевертон получил приз от казначейства, но его эскиз комиссия отклонила. Решили копировать королевский профиль с гравюры одной из медалей, выпущенных в ее честь.

Эскиз был согласован, готов к запуску, но проблемы на этом не закончились. В процессе производства работники типографии столкнулись с другой сложностью – не было качественного клеевого состава для нанесения на обратную сторону миниатюры. Рабочие жаловались журналистам, что уже 5 дней наносят колей на марки, но ничего не получается.

Наконец, 6 мая 1840 года идеальный клеевой состав был найден. Роуленд Хилл написал в дневнике: «Впервые марки для населения напечатаны. На почтамте – страшная суматоха».

Миниатюра выглядела строго и лаконично, но ее успех превзошел самые смелые ожидания. Если в 1839 году объем исходящих отправлений составлял 75 миллионов писем, то уже в 1840-м он увеличился до 170 миллионов.

Черный пенни

Карьера Роуленда Хилла стремительно пошла вверх. В 1854 году его назначили генеральным секретарем британского почтмейстерства. В 1860-м он был награжден орденом Бани. Хилл также стал членом Королевского общества и получил почетную степень Оксфордского университета.

Как любое начинание, предоплаченные знаки имели сторонников и противников. Противники идеи пустили слух, что клей опасен для здоровья, вызывает серьезные болезни языка. Слухи быстро распространились – почтовому ведомству и правящей власти пришлось на них реагировать. Создали комитет, изучавший состав клея и его потенциальную опасность. Авторитетные ученые по результатам работы опубликовали отчет с подробными данными анализа. Они не выявили в клеевом составе компонентов, опасных для здоровья.

Что было раньше?

Некоторые исследователи-филателисты считают, что английские почтовые миниатюры – результат реализации чужих идей. Граф Жан-Жак Ренуар де Вилайе, которого считают основателем малой почты в Париже, выступал со схожей инициативой еще в 1653 году.

Он предложил королю Людовику XIV ввести предварительную оплату отправлений и установить почтовые ящики, в которые отправители будут опускать письма. Король согласился с предложением графа Ренуара. В то время в Париже постоянно проживало 250 тысяч человек, а отделения почты были единичны.

Марка Франции с изображением фамильного герба Ренуара де Вилайе
Марка Франции с изображением фамильного герба Ренуара де Вилайе

В итоге служба доставки корреспонденции ввела единые тарифы и предоплату отправлений. Для этого печатались специальные ленты – «свидетельства об оплате». Приобрести их можно было в монастырях или у специальных чиновников. Полоски Вилайе стали первым образцом знаков почтовой оплаты.

В 1818 году листы со специальным тиснением и оригинальными водяными знаками уже использовались на Сардинии. На миниатюрах изображали мальчика верхом на коне, он трубил в почтовый рожок, оповещая о доставке писем. Под изображением печаталась цена марки.

В 1823 году в Швеции лейтенант Треффенберг предлагал администрации центрального почтамта ввести конверты и напечатать на них марки. Рельефное тиснение или яркий рисунок защитили бы их от подделки. Предложение лейтенанта сочли нелепым и отвергли. А через 17 лет идею успешно реализовали в Великобритании.

Российский опыт

История почтовых марок в России началась в 1857 году – к тому времени их выпуск уже наладили Англия, Германия, Франция, Бельгия, Италия, Голландия, Америка, Маврикий и другие страны.

В 1851 году управляющий российской почты Алексей Прохорович Чаруковский отправился в Европу, где изучал опыт использования почтовых миниатюр. Его командировка длилась почти год – за это время чиновник побывал в десятке государств, собрал массу полезной информации и был готов к нововведениям. Но началась Крымская война.

Только в 1855 году Чаруковский представил подробный проект начальнику департамента почты. По мнению автора, русская марка должна быть круглой, с зубцовкой. В качестве изображения он рекомендовал использовать государственный герб. Предложение приняли, но в тираж круглые марки не пошли.

Первая марка Российской империи

В октябре 1856 года гравер Кеплер представил прямоугольные образцы, взяв за основу австрийские миниатюры. Первый тираж насчитывал 3 миллиона экземпляров. Все они были беззубцовые, так как типографская машина для перфорации, выписанная из Вены, задержалась в пути.

В оформлении миниатюр тех лет использовались портреты царской семьи или имперский герб. Во избежание повторного использования знаки оплаты погашали. Поначалу это было обычное перечеркивание чернилами, а затем для этих целей начали применять штемпель с информацией о месте и дате приема корреспонденции.

Объект коллекционирования

Марки быстро привлекли внимание пользователей, стали предметом собирательства. В 1851 году одна из английских газет опубликовала любопытное объявление, составленное неким мистером Смитом. Он обозначил себя как «собиратель употребленных марок» и предлагал обменивать красные марки номиналом в 1 пенни на овалы штемпельных конвертов.

В 1864 году появился термин «филателия» — его ввел французский коллекционер Жорж Эрнен. В том же году в Америке было зарегистрировало первое общество филателистов.

В России те же процессы проходили с 20-летним опозданием. Зато в находчивости русским коллекционерам не было равных. Соавтор романа «12 стульев» Евгений Петров придумал, как бесплатно получать марки из-за рубежа.

Евгений Петров
Евгений Петров

Он писал письмо и отправлял по несуществующему адресу за рубеж. Через несколько недель оно возвращалось с уведомлением, что адресата не существует. На конверте была наклеена иностранная марка. Петров ее аккуратно отклеивал и пополнял свою коллекцию. Сколько миниатюр он получил таким способом, неизвестно.