Не умаляя славы Мейсена, следует отметить, что самый тонкий и прочный фарфор был открыт в середине XVIII века английскими производителями керамики. Он содержит 30 – 50% костяной золы, придающей изделиям уникальную твёрдость, прозрачность и молочную белизну. Посуда, со стенками, толщиной в бумажный лист, кажется невероятно хрупкой, но это – обманчивое впечатление. Из-за сложности производства и большого процента ручного труда, а также благодаря исключительному качеству, костяной фарфор относят к предметам роскоши и ценят выше других разновидностей.
Описание
Костяной фарфор (англ. Bone china) по свойствам и составу приближается к твёрдому, однако обладает меньшей пластичностью из-за снижения доли каолина и полевого шпата. Учитывая эту особенность, его используют преимущественно для изготовления элитной посуды и крайне редко для скульптурных работ.
Примерный состав фарфоровой массы:
- 30 – 45% костяной золы (у некоторых производителей до 50%);
- 25% каолина;
- 25% так называемого фарфорового камня – горной породы с высоким (до 65%) содержанием кварца и полевого шпата, а также примесями каолинита и флюорита.
Костяная зола, очищенная от оксида железа, придаёт готовым изделиям неповторимую белизну. Также, проникая в поры при обжиге, она увеличивает плотность черепка и, как следствие, его прочность. Для получения золы нужного качества, используют кости крупного рогатого скота. Предварительно их обезжиривают и подвергают обработке высокими температурами (около 1000°С), чтобы удалить любую органику и полностью стерилизовать. После этого кости перемалывают в муку и добавляют к жидкой шликерной массе, из которой формуют фарфоровую посуду. До первого обжига изделия остаются чрезвычайно хрупкими и требуют бережного обращения.
В производстве фарфора почти не применяются кости домашней птицы, поскольку их меньше и обходятся они дороже. Однако известно, что такая добавка придаёт черепку едва уловимый фиолетовый оттенок. Костяной фарфор на её основе предназначен для штучных предметов, изготовленных на заказ и обладающих высокой художественной ценностью.
Сегодня костяная зола почти полностью заменена синтетическими аналогами. Они никак не отражаются на качестве продукции, позволяя несколько упростить и удешевить её производство. Костяной фарфор по прочностным характеристикам превосходит твёрдый, хотя обжигается при более низких температурах – 1200°С против 1450°С соответственно.
Маркировка и производители
Независимо от того, используется ли для производства фарфора натуральная костяная зола или синтетические вещества, его маркируют одинаково: «Bone china» или, если качество изделий выше стандартного – «Fine bone china», иногда «Royal Bone China». Предприятий, выпускающих тонкостенную керамику этого вида не так много, поэтому лучше знать их названия для дополнительной защиты от фальсификата.
Великобритания:
- Wedgwood;
- Royal Crown Derby;
- Royal Doulton;
- Royal Worcester;
- Spode.
Япония:
- Noritake;
- Nikko;
- Narumi.
Россия:
- Императорский фарфоровый завод.
Китай:
- Royal Aurel;
- Lenardi.
Корея:
- Hankook Chinaware.
Казахстан:
- АККУ.
США:
- Lenox.
Производством занимаются также Индия, Индонезия, Шри-Ланка, Иран и Таиланд. Однако их продукция поставляется преимущественно на африканский рынок и не представлена в России.
История
В середине XVIII века сразу два английских предприятия, производивших изделия из полуфарфора или как его ещё называли мягкой пасты – материала, не содержавшего каолин, попытались самостоятельно разгадать рецептуру Мейсена и китайских мастеров. Обе фабрики работали в окрестностях Лондона, позиционировали свою продукцию как предмет роскоши и соперничали за клиентуру. Одна располагалась в районе Стратфорд ле Боу (боро Тауэр-Хамлетс), а другая – в Челси.
Мягкая паста отличалась высокой пластичностью, однако из-за низкой температуры обжига разрушалась намного чаще и быстрее твёрдого фарфора. Неудивительно, что производители искали способы увеличить прочность материала. В 1748 году художник и гравёр Томас Фрай – совладелец керамического предприятия в Боу, впервые попробовал добавить в мягкую пасту пережжённые кости животных. Фабрика находилась неподалёку от скотного рынка и бойни в соседнем графстве Эссекс, поэтому сырья для экспериментов оказалось более чем достаточно. Фрай пришёл к выводу, что мягкая паста, в состав которой входит около 45% костяной золы, после обжига получается намного прочнее, белее и прозрачнее. Своё изобретение он назвал «fine china», то есть отличный фарфор. Посуда производилась методом прессования, а не шликерного литья, как на конкурирующей фабрике в Челси. Лепить вручную из новой разновидности мягкой пасты было трудно, из-за хрупкости и ломкости сырого материала.
Улучшенная формула от Джозайи Споуда
Изобретение Фрая можно назвать костяным протофарфором. Изделия фабрики в Боу были далеки от совершенства: они приобретали кремовый оттенок и деформировались при обжиге, в зависимости от колебаний температуры. Всё изменилось после того, как другой англичанин – Джозайя Споуд в 1796 году представил свою версию «fine china», уже на основе каолина. Кроме того, он несколько изменил технологию обработки костей животных, упростив и усовершенствовав процесс кальцинирования.
Споуд, в отличие от Фрая, был профессиональным керамистом с большим опытом работы в гончарном деле. В 1700-х годах он некоторое время сотрудничал с другим «пионером» английского фарфорового дела – Джозайей Веджвудом. В 1770 году Споуд арендовал в Сток-он-Тренте (графство Стаффордшир) фабрику по производству белого фаянса и посуды из кремнистой глины. С 1788 по 1793 годы здесь проводились опыты по доработке формулы костяного фарфора.
Рецепт Споуда:
- 6 частей золы;
- 4 части фарфорового камня;
- 3,5 части каолина.
Именно эти пропорции с небольшими вариациями, применяются и сегодня на большинстве профильных заводов. А предприятие Споуда, названное его именем, по-прежнему входит в десятку наиболее престижных производителей.
Своей популярностью уникальная тонкостенная керамика во многом обязана продолжателю семейной традиции – Джозайе Споуду II. Обладая развитой коммерческой жилкой, он не только продолжил дело отца, но и придал ему размах, сделав костяной фарфор общенациональным достоянием. Также Споуд-сын стал добавлять в шликерную массу полевой шпат, играющий роль плавня. Благодаря этому компоненту, готовые изделия приобрели максимальную прозрачность и глянцевитую поверхность.
Прогрессивные технологии позволили снизить затраты на изготовление костяного фарфора, сделав его доступным широкому кругу покупателей. На волне интереса к новому виду тонкостенной керамики, большинство английских предприятий последовало примеру семьи Споудов. Центром производства стал Сток-он-Трент, где и в настоящее время располагаются самые известные профильные фабрики. Вплоть до середины XX века производство «bone china» было монополией одного государства, поэтому он так и назывался «английским».
Императорский фарфоровый завод
В 1960-х годах на Ломоносовском заводе в Ленинграде заговорили о поиске собственной формулы «bone china», который не уступал бы английскому. Инициатором разработки стал директор предприятия – Александр Сергеевич Соколов. Он отличался склонностью к инновациям и внёс немалый вклад в техническую и художественную модернизацию ЛФЗ.
В 1966 году сотрудники экспериментальной лаборатории притупили к созданию опытных образцов. В первую очередь следовало правильно подобрать пропорции золы, чтобы она с одной стороны снижала содержание оксидов железа, отбеливая фарфоровую массу, а с другой – не влияла на её прозрачность. Второй «загвоздкой» был температурный режим, при котором обжигались изделия. Перед разработчиками стояла задача – довести стенки посуды до толщины в 1 мм, без потери прочности и способности сопротивляться механическим воздействиям.
До настоящего времени точный рецепт фарфоровой массы и режим обжига держатся в строгом секрете. Известно лишь, что для сырых изделий нужна более высокая температура – в пределах 1280°С, а для глазурованных её снижают до 1180°С. Через 2 года отечественным умельцам действительно удалось обогнать английских конкурентов, добившись выпуска более тонкостенной, но при этом невероятно прочной, прозрачной и «звонкой» посуды. Чтобы глазурь не добавляла толщину спеченному черепку, её стали наносить не традиционным методом окунания, а пульверизатором.
И это – далеко не единственная инновация ЛФЗ. Специально под новое фарфоровое производство была сконструирована двухканальная электрическая печь, отличавшаяся компактными размерами и высокой производительностью – до 850 тыс. изделий в год. Кроме того, появились литейные станки, позволявшие равномерно наполнять формы шликером и, как только заготовки наберут нужную толщину, удалять лишнее. Автоматическим методом удавалось получить свыше 2 000 изделий за смену, в то время как вручную рабочие могли сделать не более 600.
Другие страны узнали, что такое костяной фарфор ЛФЗ, во время «Московской Олимпиады – 80». Сувенирные сервизы и чайные пары удивительной белизны и прозрачности пользовались высоким спросом и принесли ленинградскому заводу международную славу. Его продукция – наполненная светом, почти невесомая, больше всего походила на классический китайский фарфор «яичная скорлупа», который безуспешно пытались копировать многие европейские производители.
Nikko
Примерно в одно время с ЛФЗ, в 1978 году к выпуску изделий «bone china» приступила японская компания Nikko. Если «ломоносовцы» пытались раскрыть поэтическую сторону тончайшего воздушного фарфора, восточные керамисты с его помощью продемонстрировали виртуозность высоких технологий. Они стали добавлять в сырьё 50% золы из костей крупного рогатого скота, при стандартных 30 – 45%. Большое количество фосфата кальция увеличивает прочность посуды, но усложняет процесс её отливки и последующей обработки до первого обжига. Высокий уровень автоматизации, недостижимый ранее, помог японскому производителю решить эту проблему.
Продукция Nikko не только красива, полупрозрачна и отличается редким оттенком слоновой кости, она ещё и невероятно устойчива к внешним воздействиям. О многом говорит тот факт, что чашки и тарелки используются в ресторанно-гостиничной сфере. Японская компания словно посмеялась над всеми требованиями по уходу за деликатным фарфором. Её продукцию с маркировкой «Bone china» можно использовать для микроволновки, мыть автоматическим способом и ставить друг на друга, не опасаясь сколов или трещин.
Общепринятые правила ухода
Несмотря на прочность, классический костяной фарфор требует повышенного внимания. В этом случае он прослужит не менее 100 лет, сохраняя внешний вид и свои уникальные свойства. Основные рекомендации:
- Мыть посуду лучше вручную, тёплой, но не горячей водой. Избегать бытовой химии, жёстких губок и тем более абразивных чистящих средств. Труднодоступные места обрабатывают зубной щёткой с мягкой щетиной.
- Прежде чем, налить в чашки кипяток, их следует несколько раз ополоснуть горячей водой, постепенно поднимая её температуру.
- Большинство производителей запрещают использовать свою продукцию для микроволновок.
- Хранить посуду с маркировкой «Bone china» лучше за стеклом, вдали от источников тепла.
- Нежелательно ставить предметы «горкой», а если другого выхода нет, нужно прокладывать их бумагой.
Как отличить от других видов
Фарфоровые предметы «Bone china» должны быть очень лёгкими, почти не ощущаться в руке. Даже если не подносить их к источнику света, сквозь тончайшие стенки будут видны очертания пальцев. Цвет обычно бывает молочно-белым, редко кремовым.
«Бисквитный» бортик на донышке посуды должен полностью совпадать по оттенку с глазурью. Его трудно различить визуально, только на ощупь. Обычно производители стараются покрывать рисунком минимальную площадь поверхности, оставляя возможность любоваться совершенством чистого материала.
Звук при ударе деревянной палочкой получается звонким, высоким, протяжным, с выраженными металлическими нотками. Также следует обратить внимание на слой глазури – он будет ровным, однородным, блестящим, без дефектов любого рода.
Интересные факты
В мусульманском мире до сих пор не стихают дискуссии, относительно халяльности посуды «Bone china». Часть экспертов доказывает, что прошедшие обработку огнём и превратившиеся золу кости животных, полностью очищены и не могут нанести вреда мусульманам. Другие настаивают, что подобные включения недопустимы.
В XXI веке на мировом фарфоровом рынке была представлена линейка посудных наборов из костей халяльных животных. Однако продукцию «Bone china» по-прежнему избегают веганы и вегетарианцы.
На предприятиях, выпускающих тончайшую фарфоровую посуду, работают в основном женщины. Отмечено, что они действуют бережнее и аккуратнее, снижая процент брака до минимума.
Прототипом «Bone china» считаются фарфоровые изделия в технике «яичная скорлупа», производившиеся в Китае в эпоху династии Мин. Но обе разновидности отличаются коренным образом. Китайские мастера не использовали жжёные кости для повышения прочности материала. Они делали ставку на высококачественное сырьё и высокотемпературный – до 1350°С обжиг, происходивший в особом режиме с длительными выдержками, которые продлевали фазу остекловывания. При этом глазурь буквально вплавлялась в глиняный черепок, отчего прочность изделий увеличивалась в разы. Цвет посуды в технике «яичная скорлупа» – белоснежный, доходящий до лёгкой голубизны, в нём нет тёплых тонов.