Коллекционные почтовые марки

В отличие от стандартных почтовых марок, коллекционные считаются выгодным объектом для инвестирования. То есть их можно купить по относительно низкой цене, а впоследствии продать в несколько раз дороже. Есть любители, которые рассматривают собирательство только как хобби, без расчёта на какой-либо доход. Но таких среди современных филателистов – меньшинство. Поэтому, начиная коллекционировать марки, важно правильно определиться с тематикой, хронологией и географией, чтобы накопить как можно больше ликвидного материала. Экземпляры, которые не относятся к раритетным, должны находиться в «люксовом» состоянии, любые дефекты, так же как и следы использования, в разы снижают цену.

Филателия России и СССР

Сложно коллекционировать знаки почтовой оплаты и цельные вещи, никак не связывая их с историей страны-эмитента. Поэтому филателисты предпочитают собирать отечественные выпуски, к тому же в этом случае возрастает возможность приобрести значимые раритеты по низкой цене. Стоимость той или иной миниатюры определяется по специализированным каталогам – в России наибольшей популярностью пользуются издания под редакцией В. Ю. Соловьёва и В. Б. Загорского. При этом следует учитывать, что приоритеты меняются и то, что ещё вчера считалось выгодным вложением, завтра может оказаться «неликвидом».

Советские марки 1924 года

В настоящее время приоритеты распределяются следующим образом:

Период выпуска (гг.) Филателистическая ценность Перспективы
1923 – 1941 До недавнего времени миниатюры этого периода отличались высокой стоимостью. Среди них встречалось много раритетов, особенно относящихся к первой половине 1930-х годов. Активный спрос привёл к массовому «выбросу» на рынок реставрированных миниатюр от российских и западных коллекционеров. Устойчиво будут расти в цене только марки без следов восстановления, но найти такие становится всё проблематичнее.
1942 – 1960 Экземпляры двоенного времени в состоянии «люкс» считаются наиболее выгодным вложением. Однако собрать генеральную коллекцию – то есть все основные каталожные выпуски, будет затруднительно, из-за «неподъёмной» цены некоторых раритетов. Большинство почтовых марок, выпущенных до 1958 года, стабильно растут в цене.
1961 – 1990-е В течение 30 лет после деноминации 1961 года, в обороте оставались почтовые миниатюры всех эмиссий. Это обусловило массовость тиражей и доступность большинства из них. За исключением некоторых позиций, цена на марки «брежневской» эпохи долгое время была невысокой, но сейчас ситуация меняется. Пока советская филателия, выпущенная после «хрущёвской оттепели» представляет скорее хронологический, чем инвестиционный интерес.
После 1998 года Так называемая «молодая Россия» сегодня не менее популярна, чем филателистические раритеты 1930 – 1960-х годов. Это связанно с ограниченностью тиражей и ростом интереса со стороны крупных коллекционеров. Точно спрогнозировать дальнейшую востребованность отдельных миниатюр или модных среди современных фалеристов марочных листов – невозможно. Велик риск потратить средства впустую, но можно и быстро продать раритеты в разы дороже первоначальной стоимости.

Два слова о реставрации

До середины 1960-х годов в СССР не продавались специальные альбомы для хранения марок – кляссеры. Поэтому ценные филателистические раритеты того времени приходили в негодность, даже если не использовались по назначению. Нарушался клеевой слой, миниатюры слипались между собой, деформировались зубцы, выцветали краски и так далее. Кроме того, не существовало культуры обращения с предметами коллекционирования – их многократно передавали из рук в руки, помещали в коробки и вновь доставали, что тоже приводило к ухудшению состояния.

Разница в ценах на марки категории «люкс» и, например, VF привела к массовой реставрации артефактов. Знатоки утверждают, что на филателистическом рынке сегодня почти не встречаются миниатюры довоенных лет, не подвергшиеся восстановительным процедурам. Самые популярные из них – наведение клея, перебивка зубцов и стравливание штемпельных оттисков. Даже крайне редкие сертифицированные миниатюры могут подвергаться реставрации, о чём предупреждают на крупных аукционах.

Реставрация марок

Опасаться ли подобной тенденции? Коллекционеры не имеют единого мнения на этот счёт. Кто-то готов платить за отреставрированную миниатюру как за «люксовую», если следы проводившихся работ не видны. Особенно это касается артефактов 1920 – 1930-х годов, которые почти не встречаются в идеальном состоянии. На западе реставрацию филателистической продукции стали рассматривать как особое искусство, ничем не уступающее восстановлению живописи или других видов антиквариата. Среди россиян профессионалы высокого класса работают только в Санкт-Петербурге, за рубежом – в нескольких европейских странах, в том числе в Испании. Главное, чтобы почтовые коллекционные марки не заменялись новоделами, которые копируют раритеты прошлого: с отклонениями в цветовой гамме, несуществующими надпечатками или «перевёртышами».

Лучшие почтовые марки для инвестирования

В истории СССР были целые периоды, не представляющие интерес для филателистов. Это – военное время, первые годы революции и некоторые другие, связанные со стагнацией экономики. Сюда же относятся и неиспользованные марки царской России, которые напечатали в начале XX века, а при смене власти и курса рубля не уничтожили. Оставшиеся невостребованными миллионные тиражи, осели «мёртвым грузом» на безымянных складах, а сегодня предлагаются в неразрезанных листах и стоят «копейки».

Аналогичной «ценностью» обладают и миниатюры с гашением, продававшиеся в брежневское время каждым киоском «Союзпечати». Дешёвые экземпляры предназначались для так называемых «пионерских коллекций» и штемпелевались специально, чтобы снизить стоимость. До сих пор ведутся споры о фиктивно погашенных и фантастических знаках почтовой оплаты – правомерно ли их присутствие в серьёзной филателии? Однако есть раритеты, не допускающие двоякого толкования. За ними ведётся «охота» в мировых масштабах, поскольку российская почта относится к числу самых богатых на эксклюзив.

Земские выпуски

Это – уникальное явление в мировой филателии. С 1870 года помимо централизованного выпуска почтовых знаков оплаты, в Российской империи  осуществляли печать малых тиражей для каждого уездного земства. Они использовались при оказании частных почтовых услуг в пределах одного региона. Для земских почтовых марок не существовало единого стандарта, главное, чтобы по дизайну они отличались от государственных образцов. Известно свыше 3000 разновидностей подобных миниатюр, но, на самом деле эта цифра ещё больше. Знаки могли быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими, а зубцовка на них наносилась самыми оригинальными способами, например, с помощью швейной машинки.

Марки "Земские выпуски"

В 1884 году произошла унификация земских марок с выделением пяти преобладающих типов дизайна. Использовались стандартные виды рисунков, формы и зубцовки, только надписи менялись для каждого уезда. Кроме того, выпускались знаки оплаты с региональной геральдикой и коммеморативные. Последние отличались красотой исполнения, копируя лучшие государственные и зарубежные образцы. В 1919 году уездные выпуски прекратились за ненадобностью. Самый дорогой на сегодняшний день раритет – марку Александрийской земской почты с надпечаткой, на аукционе RaritanStamps оценили в $35 000.

 «Леваневский с надпечаткой»

Десятикопеечная авиапочтовая марка из знаковой серии 1935 года – «Спасение челюскинцев», сегодня стоит до $500 000. Это портрет лётчика-героя С. А. Леваневского с надпечаткой, которую посвятили перелёту из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс. Марку должны были клеить на корреспонденцию, доставляемую во время этого рейса. Небольшой тираж с надпечаткой – не более 11 000 экземпляров, сам по себе имеет высокую ценность. Однако в спешке было допущено несколько ошибок:

  • перевёрнутая надпись,
  • маленькая буква «ф» вместо большой в названии Сан-Франциско,
  • дефект штемпеля.

Марки «Леваневский с надпечаткой»

Дороже всего стоят экземпляры «Леваневского» со строчной «ф» на перевёртке. На Черристоунском аукционе в 2008 году один из таких артефактов был продан за $525 000. Высока вероятность, что надпечатка была размещена «вверх ногами» не случайно, а по личному указанию наркома Г. Г. Ягоды, который увлекался филателией. Примечательно, что перелёт так и не состоялся, поскольку пилот обнаружил протечку масла в кабине.

«Консульский полтинник»

Одна из самых редких и дорогих почтовых миниатюр СССР был выпущена в 1922 году. Точнее, речь идёт о надпечатках на царских фискальных марках для дипломатов. Знаки обязательных сборов снабдили надписью «Воздушная почта РСФСР» и хотели использовать для линии Москва – Кёнигсберг, которой отсылалась торговая корреспонденция. Однако после первого же рейса, тираж изъяли из обращения, поскольку Наркомат почты и телеграфа не одобрил идею. Знак сборов номиналом 50 коп. с надпечаткой «1200 герм. марок» имеет тираж не более 75 экземпляров. В 2008 году на Черристоунском аукционе такой «Консульский полтинник» был продан за $63250.

Марка «Консульский полтинник»

«Зелёный (Токийский) блок»

Этот раритет доступен не только филателистической элите, но и рядовым коллекционерам. «Зелёный блок», названный по основному оттенку рисунка, был выпущен в июле 1964 года и посвящён XVIII Олимпиаде в Токио. Автор миниатюры – художник Е. Д. Анискин изобразил чемпионку по спортивной гимнастике Тамару Замотайлову, выполняющую упражнение на фоне Токийского дворца спорта. Именно этот объект принимал олимпийцев.

Марка «Зелёный (Токийский) блок»

Блок, который современные коллекционеры предпочитают называть крупноформатной маркой, был выпущен рекордно малым тиражом – всего 35 000 экземпляров. Этим объясняется его высокая стоимость на антикварном рынке. Кроме того, он стал первым номерным блоком в СССР. Самыми ценными считаются разновидности, погашенные штемпелем в день открытия и закрытия Олимпийских игр, а также с небольшим дефектом луча звезды над серпом и молотом. Средняя стоимость «Зелёного блока» составляет $200 – 250 при номинале 1 руб.

«Сталинский блок»

В каталогах это издание называется «К 70-летию Сталина». Блок из четырёх неперфорированных марок был выпущен миллионным тиражом в 1949 году, как сюрприз к юбилею «вождя народов». Ни Ленин, ни Сталин не поддерживали идею своего прижизненного изображения на знаках почтовой оплаты. Однако создатели коммеморативных выпусков находили возможность обойти этот запрет, так или иначе, вписывая действующих глав государства в общий сюжет. В «Сталинском блоке» художник Р. Житков представил четыре изображения, три из которых содержат портрет юбиляра:

  • захват Смольного, со Сталиным и Лениным на первом плане;
  • историческая беседа двух вождей в Горках;
  • Сталин у себя в кремлёвском кабинете.

Марки «Сталинский блок»

Блок, размером 175х220 мм стал крупнейшим в истории советской филателии. Он печатался на белой и кремовой бумаге с бронзовой или золотистой рамкой. Первый вариант в каталоге Загорского оценивается в $250, второй – примерно в $160.

«Беззубцовый фестиваль»

В 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, буквально всколыхнувший СССР. Мероприятие посетили свыше 34 000 иностранцев из 131 страны, что само по себе было непривычным. Однако на этом чудеса хрущёвской «оттепели» не закончились – гостям и хозяевам фестиваля разрешили свободно общаться между собой не только формально, но и в дружеской обстановке.

Яркое, масштабное событие было отмечено массовым производством сувенирной продукции, в том числе и филателистической. Редкостью сегодня считается серия из пяти беззубцовых марок, номиналом 10, 20, 40, 60 коп. и 1 руб. Её стоимость в состоянии MNH составляет примерно $280. На марках изображены:

  • эмблема фестиваля – пятилепестковая разноцветная ромашка на фоне голубя мира;
  • шествие молодёжи;
  • скульптор, создающий статую матери с ребёнком;
  • флаг с эмблемой фестиваля, развевающийся над Московским госуниверситетом.

Марки «Беззубцовый фестиваль»

Сюжет с эмблемой повторяется дважды – на номинале 40 и 60 коп. Художник серии – В. Завьялов, автор большинства самых ценных и раритетных марок советского времени.