Тот, кто хоть раз отдыхал на курортах Кавказа, не мог пройти мимо магазинов кисловодского фарфора, сделанного на предприятии «Феникс». Вернуться домой без красивой вазы, расписной кружки или статуэтки считалось недопустимым, как, например, не привезти из Тулы пряники или пуховый платок из Оренбурга.

История длиной в 85 лет

Начиналось производство с небольшой артели, где мастера занимались резьбой по кости и коровьему рогу. Решение перейти на фарфоровый профиль было принято «сверху» командным методом, и в 1965 году небольшая художественная мастерская перепрофилировалась на выпуск сувенирной продукции. В том же году были установлены первые печи для обжига, и разработана система поставки сырья из разных уголков СССР.

Сегодня это кажется странным, но в советские времена не считалось иррациональным ставить производство, не имея в ближайшей доступности источника природного сырья. Все главные компоненты были привозными, и до сих пор ситуация не изменилась. Каолин завозится из Мурманска, гипс из Самары, а голубая глина из Украины.

Кисловодский фарфор

Особенность технологии изготовления фарфора заключается в том, что заменить один материал на другой даже при условии его практической идентичности весьма проблематично. В процессе обжига он может вести себя совершенно по иному и нет никакой гарантии, что на выходе будет получен продукт требуемого качества.

С момента пуска завод начал быстро наращивать обороты, а кисловодский фарфор стал одной из визитных карточек страны. Его продажа велась не только в пределах Минеральных Вод, но и по всему Советскому Союзу. Сувениры активно экспортировались, пользуясь спросом в Европе и на Ближнем Востоке.

История кисловодского фарфора

На предприятии работало более 2000 человек, и каждая кружка, тарелка или салатница изготавливались исключительно вручную. К сожалению, перестройка существенно подкосила рабочие мощности, и много ценных кадров было утеряно, но завод выжил и продолжает свою деятельность уже в условиях рыночных отношений.

Товарный ассортимент включает более 500 наименований. Технология производства оттачивалась годами, и если сравнить фото первых экземпляров с нынешним модельным рядом, то невооруженным взглядом видно, как они далеки от идеала. Первый туалетный набор с ручной лепкой получил название «Декоративный» и вышел в продажу в 1975 году.

Как делают кисловодский фарфор

На сегодняшний день коллектив состоит из всего нескольких десятков технологов, художников и мастеров обжига. Многие работают по трудовым контрактам, не слишком довольны зарплатой, но занимаются любимым делом и бросать его не собираются.

Закулисье технологического процесса

Описание всей технологической цепочки производства фарфоровых изделий — задача трудоемкая и, объективно говоря, бесполезная. Не углубляясь во все тонкости процесса, можно лишь попробовать обозначить основные этапы, через которые проходит сырье, чтобы из безликой глины получилось хрупкое и поражающее своей красотой фарфоровое чудо.

Производство фарфора "Феникс"

Начинается все с отлива гипсовых форм. Создаются они по авторским чертежам художников, предварительно утверждаемых худсоветом. Для этих целей подходит только крупнопористый гипс, способный впитывать излишнюю влагу. После того как заготовки «схватятся» и затвердеют, будущие чайники, вазы, кружки и тарелки извлекают из форм и оставляют сушиться при комнатной температуре. Сложные изделия отливаются по частям, а затем вручную склеиваются.

Далее наступает черед правки. Чтобы изделия были максимально гладкими и ровными, их обтирают мокрыми губками, убирая все шероховатости и зазубрины. «Полуфабрикаты» отправляются в тоннельную печь по транспортерной ленте и попадают под обжиг температурой 770 градусов. В огненном аду они находятся несколько часов, превращаясь из глиняных заготовок в фарфор.

Фарфор "Феникс"

Но и это еще далеко не все. Чтобы убрать матовость, на каждое изделие наносят специальную глазурь и снова отправляют в печь, только теперь политую. После «прожарки» при 1320 градусах глазурь схватывается со шликером, делая материал водонепроницаемым.

Следующий этап — прописка. В отличие от многих других предприятий, где нанесение узоров на поверхность делается штампованным способом, кисловодский фарфор расписывается только вручную. Именно поэтому невозможно найти двух одинаковых сувениров, все они обладают своим индивидуальным стилем и душой.

Прописка кисловодского фарфора

Мало обладать художественными навыками и иметь образное мышление, нужно еще и хорошо разбираться в красках, их плотности, фактуре и химическом составе. Нарисовать портрет или натюрморт на обычной бумаге и на фарфоровом подносе — две большие разницы. После обжига краска меняет цвет, и нужно четко понимать, как будет смотреться рисунок в финальном варианте.

Чтобы роспись приобрела окончательный «товарный» вид, ее повторяют несколько раз после очередного обжига. Как правило, делается два-три захода, причем мазки не должны быть фактурными. Разравнивать утолщения мастерам приходится иголками, скрупулезно обрабатывая сантиметр за сантиметром.

Жидкое золото на кисловодском фарфоре

Заключительный этап — нанесение жидкого золота. Предварительно жидкое золото глазируется и запекается в печи, а затем уже подготовленный раствор используется для росписи. Благодаря такой сложной технологии, оно не слазит с поверхности уже после пары месяцев использования изделия, а держится на фарфоре десятилетиями.

«Разоблачение» санаторной кружки

Сотни людей, суетливо спешащих к источнику минеральной воды со смешной кружкой в руках — знакомая картина всех курортов. Минеральные Воды тоже не стали исключением, и здесь, как и в других здравницах, на каждом углу продается специальная посуда, похожая на маленькие плоские фляги с носиком.

Кружка для минеральной воды из кисловодского фарфора

Почему именно такая форма принята за основу, и кто ее придумал? Как говорят историки, питьевые носики для нарзана делали еще во времена Пушкина и Лермонтова, когда представители дворянского сословия приезжали на Кавказ поправить свое здоровье. Сначала это был просто «клювик», приделываемый к кружке, а уже после он трансформировался в более привычную форму, дошедшую до наших дней.

Плоскими кружки делались для того, чтобы их удобно было носить в кармане, а объем (150 мл) рассчитан на разовую дозу приема целебной воды. Фабрика «Феникс» тоже переняла вековую традицию и с самого начала своего открытия начала выпуск оригинальных кружек с длинным носиком. По одной из версий к разработке формы кисловодской посуды приложил руку Алексей Косыгин, советский партийный деятель, а также художник Николай Бирюков.