История каталога марок Германии начинается с 1849 г., так как именно с этого периода в стране была введена новая система почтового обращения. Автономные немецкие княжества либо эмитировали собственные марки, либо пользовались услугами действовавшей на тот момент почтой Турн-и-Таксис — первой частной службой доставки, если выражаться современным языком, созданной еще в XV в.
Для каждой валюты существовали свои выпуски, и отличить их друг от друга можно было без труда. На территории северных земель ходили гроши, в южных регионах расплачивались крейцерами. Отличались марки и по форме — прямоугольные и круглые, соответственно. Сначала на них изображались числовые орнаменты, мода на которые постепенно прошла, уступив первенство геральдической тематике.
Эмитентом-первооткрывателем стала Бавария, выпустившая в открытое обращение свою «Черную единицу» в 1849 г. За ней вереницей потянулись и остальные герцогства и княжества, а также города, имевшие вольный статус. Некоторые из них откровенно удивляли своим нестандартным видением почтового «искусства».
Например, марки ганзейского города Бергедорфа печатались на разноцветной бумаге черной краской, более того, их размер был прямо пропорционален номиналу — чем дороже достоинство, тем крупнее почтовые знаки. Княжество Брауншвейг присоединилось к почтовой системе в 1852 г., введя в обращение марки с изображением белой лошади. Гамбург выбрал в качестве главного символа оттиск с тремя башнями, выпустив первые знаки почтовой оплаты в 1859 г. Марки королевства Ганновер можно было узнать по профилю Георга V, а Пруссия пестрила портретами Вильгельма IV и Вильгельма I.
Королевство Вюртемберг входило в число новаторов, не боявшихся экспериментировать — их тисненые герба на марках появились в 1869 г. Несмотря по потерю своей территориальной независимости и присоединение к Германской империи, его собственная почта просуществовала вплоть 1902 г. И даже когда почтовые отделения были поглощены Имперской службой, Вюртемберг до 1920 г. оставил за собой право выпуска почтовых спецзнаков для отправки правительственных писем. Единственная художественно оформленная серия была посвящена городским пейзажам Штутгарда, а также Тюбингена и Эльвангена.
Марки «Германской имперской почты»
«Германская имперская почта» (Deutsche Reichspost) начала свое официальное существование в 1871 г. В обращении появились первые марки, на которых красовался немецкий орел. В германских колониях ходили марки, идентичные с «хозяйской» страной, и различить их можно было только по штемпелю соответствующего почтового отделения той или иной территории. Позже, после 1888 г. стали использоваться надпечатки с полным названием колоний. Общая система почтового обращения выстроилась к 1896 г., когда свой статус получили все имеющие немецкое подданство земли: Самоа, Марианские острова, Камерун, Германская Новая Гвинея и т.д. Завершающим этапом стала эмиссия серии «Яхта «Гогенцоллерн», ориентированная на все колониальные территории, с изображением имперского судна с таким же именем.
Именно в Германии появились первые образцы фотолитографии и фотогравировки. Работа в этом направлении велась с начала 1900-х гг. Новые технологии с успехом были опробованы на марках, украшенных портретами принца-регента Луитпольда и его сына Людвига III.
В 1919 г. на смену Имперской почте пришла «Рейхпочта», сразу же заявив о себе рядом нововведений. В обращении появились почтово-благотворительные марки, а также в связи с развитием авиаперевозок были разработаны и запущены в оборот первые авиамарки. Прогрессом стало и разграничение тарифов на категории: для общего пользования и инвалидов войны. В последнем случае на льготных почтовых знаках ставилось специальная надпечатка.
В 1920 г. страну накрыла инфляция. За три последующих года она достигла невероятных масштабов, в результате чего в продаже можно было встретить марки номиналом миллионов марок. Но самым запоминающимся «рекордсменом» стал так называемый «Гитлеровский провизорий», выпущенный в Баварии всего за несколько часов до знаменитого мюнхенского путча.
Инфляция набирала обороты, и к 1923 г. «Рейхпочта» вынуждена была эмитировать почтовые знаки уже с миллиардными номиналами. В это время появляются серии «Цеппелины», «Знаменитые немцы» и ряд других.
Представляют ценность для филателистов и почтовые марки, выпущенные на территории Саара, которая по решению Версальского договора перешла под юрисдикцию Лиги Наций. Тем не менее, это не помешало ей в этом вопросе иметь полную независимость, причем даже тогда, когда после Второй мировой войны геополитика Европы изменилась, и земли стали частью Франции (1947-1956). В состав Германии Саар вошел окончательно в 1956 г., но и здесь сохранил полную свободу действий. Собственные почтовые знаки выпускались вплоть до 1959 г.
Марки Третьего Рейха
За 12 лет существования Третьего Рейха в статусе полноценного государства (1933-1945) коллекция немецких марок пополнилась множеством серий, интересных для филателистов не только оригинальными сюжетами, но и красочным дизайном. Несмотря на разность подходов к оформлению и функциональную направленность, всех их объединяет идейное единство. Каждый экземпляр — яркий пример пропаганды нацистских идей, а также повод лишний раз акцентировать внимание на величии и особенном статусе немецкого народа. Причем речь идет не только о массовых тиражах с портретами фюрера, позирующего на фоне горных пейзажей, церквей и флагов со свастикой, но и серий, более «приземленных» — повествующих о трудовых буднях рабочих и крестьян, посвященных памятникам, историческим зданиям и прочим культурным объектам.
Стиль почтовых марок периода Третьего Рейха основывался на трех основных китах: арийской символике, готике средневековья и элементах соцреализма. Микс, на первый взгляд, довольно странный, однако при более глубоком рассмотрении вполне логичный. Интересно, что свастика, прочно закрепившаяся в роли главного символа фашизма, имеет скандинавские и индийские корни. Неудивительно, что нацисты возомнили себя потомками древнеиндийских арийцев, активно продвигая эту тему в том числе и в разрезе почтового обращения.
Изображение самого фюрера впервые появилось на марке в 1937 г. Выпуск был приурочен 48-летию Гитлера, положив начало целой серии почтовых знаков с портретами главного идеолога Третьего Рейха. В отличие от Сталина, он с удовольствием позировал для художников, удовлетворяя свое неуемное тщеславие. Поскольку таких экземпляров сохранилось достаточно много, то особой коллекционной ценности они не представляют. Как утверждают историки, автором одной из марок с портретом Гитлера является советский скульптор Сергей Корольков, сотрудничавший с немцами и чудом избежавший возмездия на родине, вовремя эмигрировав в США после разгрома фашистов.
Популярность среди филателистов получила серия из 12 марок, вышедшая сразу после начала Второй мировой войны. На ней изображались сюжеты с бесстрашными немецкими солдатами, побеждающими врагов и возносящими величие Германии. Также нельзя пройти мимо марки «Гитлер и девочка», наделавшей много шума в 1940 г. Образ маленькой белокурой девчушки олицетворял светлое будущее, которое уже «вот-вот» не за горами.
Отдельного упоминания заслуживает еще одна марка, выпуск которой был посвящен мобилизации штурмовых отрядов SA. Существует версия, что эмблема, изображенная на знаке, впоследствии стала прототипом для создания символики КГБ СССР. Надпись Grossdeutsches Reich на почтовых знаках стала печататься в 1943 г., правда массовость эта перестройка приобрела только спустя год. По иронии судьбы, на тот момент амбиции Великогерманской империи уже были ощутимо спущены вниз множественными поражениями в боях.
Заметным событием в филателистическом мире стала серия, вышедшая в 1944 г. В ней были представлены 13 марок, среди которых наибольший интерес у коллекционеров вызвали следующие:
- Командир субмарины у перископа (номинал 6+4 пфеннига). Посвящена героическим подвигам немецких подводников и всем морякам, причастным к военно-морскому флоту Третьего Рейха (Kriegsmarine). На момент начала войны Германия располагала 57 подводными лодками, увеличив их число в процессе военных действий до 1170 штук. Большая часть была построена на местных верфях. В ходе войны потери вермахта составили около 32 тыс. подводников, при том что общая их численность была немногим более 39 тыс.
- Авиационные прожекторы (номинал 10+5 пфеннигов). Одним из сильных мест Третьего Рейха в тактике ведения боев были ночные авианалеты. Атаки в темное время суток оказывались гораздо результативными, нежели в дневное. Бомбардировщики имели возможность практически беспрепятственно возвращаться на базу, так как для определения их в небе необходимо было использование специальных зенитных прожекторов. Что, в свою очередь, играло не на руку противнику, сразу обнаруживая его местоположение.
- Парашютные войска Третьего Рейха (номинал 3+5 пфеннигов). Еще перед началом войны среди молодежи велась активная спортивно-патриотическая агитация, целью которой было настроить ее к службе в авиации. Для выполнения этой задачи были организованы две школы — NSFK и Flieger-HJ, где будущие авиаторы учились прыгать с парашютом и проходили серьезную физическую подготовку. Фирменный значок десантника, указывающий на его принадлежность к элите немецкой армии, выдавался только после совершения шести прыжков.
- Пулеметчики дивизии Вермахта (номинал 12+6 пфеннигов). На марки данный вид войск попал неслучайно. Пулеметные роты создавались в обязательном порядке в каждом батальоне, идя на четвертом месте. В нумерации рот применялась сквозная система, поэтому нетрудно посчитать, что 4-я, 8-я и 12-я роты в полках были пулеметными. Их главная функция состояла в прикрытии пехоты во время наступления, сдерживания противника путем прижатия его к земле.
- Реактивный миномет Nebelwerfer (номинал 25+15 пфеннигов). Изначально техника была ориентирована на применение химического оружия, равно как и советская «Катюша». Дословный перевод названия звучит как «туманомет», что говорит о том, что миномет хотели применять в качестве мортиры для обеспечения дымовых завес, но в процессе боевых действий его функциональная принадлежность поменялась на стрельбу осколочно-фугасными минами. У солдат союзных войск орудие шло под прозвищем «ишак» и «стонущий микки» из-за характерного воющего звука, издаваемого снарядами.
Послевоенный период
После Второй мировой войны Германия разделилась на два суверенных государства: восточное ГДР и западное ФРГ. Первые марки с подписью «Deutsche Post» («Немецкая почта») вошли в оборот в 1946 г., но ареал их покрытия был ограничен. Под сферу влияния попали британская, американская и советская зона, а вот французская осталась не охваченной. Знаки отличал характерный желтый цвет, официально утвержденный Контрольным советом.
Западный Берлин, разделенный между тремя западными державами-победительницами, приступил к выпуску собственных почтовых знаков в 1948 г. Независимо от серии и дизайнерского оформления, на них всегда присутствовала надпись: «Немецкая Федеральная почта Западного Берлина» («Deutsche Bundespost Berlin»). За 42 года своего существования почта выпустила почти 1000 марок разного номинала и художественного оформления, сдав свои полномочия уже в 1990 г. после объединения Германии.
Не менее плодотворно работала и «Немецкая почта ГДР», принадлежавшая к восточному лагерю. Производство почтовых марок началось в 1949 г. и по своей тематической направленности опережало многие (если не все) европейские страны. За все время существования ГДР было эмитировано почти 3 тыс. оригинальных марок. Большинство серий, так или иначе, превозносили величие вождей коммунизма и пестрили советской символикой.
Помимо своей непосредственной функции, марки стали использоваться и для коммерческих целей. Например, изначально выпускались с целью реализации филателистическим дилерам. Позже активно внедрялась практика, когда в новой серии одна марка печаталась ограниченным тиражом, в результате чего ее стоимость искусственно завышалась.
В 1990 г. валюта ГДР изменила название, марка уступила место дойчемарке. Возникла необходимость в выпуске новых знаков почтовой оплаты, а сама служба стала именоваться «Deutsche Post». После снесения Берлинской стены и объединения Германии в единое государство «Deutsche Post» была поглощена «Deutsche Bundespost» («Германской федеральной почтой»). С 1995 г. общее название государственной почтовой службы упростилось до «Deutschland».