Винтажный фарфор

Винтажный фарфор отличается от антикварного периодом изготовления – обычно ему от 20 до 60 лет. То есть большинство изделий датируется 1960-1990 гг. Коллекционировать винтаж сложнее, чем антиквариат, поскольку уникальные и высокохудожественные предметы в этой категории встречаются реже.

Если фарфор XVIII-XIX века прошёл проверку временем, приоритеты в инвестировании уже расставлены, с более «молодым» легко ошибиться. И тогда вложения не окупятся или принесут прибыль только в долгосрочной перспективе. Однако есть у винтажа и значимое преимущество – стоимость. Цены на статуэтки и посуду второй половины XX века демократичны и доступны начинающим коллекционерам. Кроме того, винтажный фарфор имеет меньше изъянов, благодаря усовершенствованным технологиям и недолгому хранению.

Фарфор

Советы начинающим

Для российских коллекционеров наибольший интерес представляет отечественный фарфор – его цена на региональном рынке выше, чем на мировом. Это связано как с ограниченным предложением качественного европейского антиквариата, так и с желанием сохранить дорогие сердцу воспоминания. Однако ликвидность предметов «из советского детства» с каждым годом становится всё ниже. Средний возраст сегодняшних коллекционеров – около 50 лет, а тем, кто приходит им на смену, ностальгия не помешает рассмотреть низкий художественный уровень статуэток и посуды.

Начиная с 1970-х годов, фарфоровая индустрия СССР перешла на массовое производство, где ручную роспись заменили деколью, а скульптурные формы обобщили до предела, чтобы ускорить обработку. «Держали марку» только ЛФЗ (сегодня ИФЗ), Димитровский завод (Вербилки), Дулёво, Гжель, а также некоторые предприятия Украины. Коллекционную ценность представляют экспериментальные авторские разработки, выполненные вручную, а затем воспроизводимые малыми партиями.

Винтажный советский фарфор

Ширпотреб, поднявшийся в цене после фактического уничтожения фарфоровой отрасли на постсоветском пространстве, уже сейчас стремительно теряет позиции. Низкое качество материала, дефекты обжига даже у продукции 1 сорта, а главное, непривлекательный вид, не способствуют интересу к таким «шедеврам». Настоящую ценность представляет только антикварный российский фарфор XVIII-XIX века и советский, выпущенный до 1950-х годов.

Европейский винтаж

Тонкостенная керамика последних десятилетий СССР, а уж тем более изготовленная в перестроечный период – опасный выбор для инвестирования. В качестве альтернативы стоит рассмотреть европейский, в первую очередь, английский винтажный фарфор. В его пользу говорит приверженность классическим традициям, высочайшее качество и доступная цена. Особенно популярен бренд Royal Albert, выпускающий посуду викторианского стиля из тончайшего костяного фарфора. Не менее привлекателен немецкий винтаж, в частности, «поздний Meissen», единственный недостаток которого – массовость. Однако время «поможет» справиться с этой проблемой и многие «ходовые» вазы, фигурки или сервизы, достигнув антикварного статуса, уже станут редкостью.

Фарфоровая чашка и блюдце

Другие интересные европейские бренды:

  • Rörstrand;
  • Royal Copenhagen;
  • Gustavsberg;
  • Villeroy&Boch;
  • Limoges;
  • Rosenthal.

Приобрести винтажный фарфор из Европы можно на блошиных рынках – и российских, и зарубежных. Особенно славится московская «Тишинка» и крупнейшая на западе ярмарка, расположенная в немецком городе Зельб. Также существуют магазины и интернет-площадки, но при покупке онлайн возрастает риск приобрести винтаж с потерями, скрытым браком или вообще подделку.

На что обратить внимание при покупке

Больше всего ценится винтажная посуда из фарфора. Достойная называться коллекционной малая пластика того же периода встречается редко и почти всегда оказывается отреставрированной или имеет сколы. Высокая ликвидность у сервизов, чайных пар, пластов, декоративных ваз и тарелок. Цены на винтаж далеко не пугающие. Например, английский сервиз полной комплектации в хорошем состоянии стоит около $300.

Фарфоровый винтажный сервиз

Нельзя гарантировать, что любая покупка станет выгодной инвестицией – приоритеты на рынке фарфора меняются. Однако увеличить процент вероятности можно, соблюдая несколько правил:

  1. Винтажные предметы должны быть в отличном состоянии. Здесь недопустима реставрация или небольшие утери, как в случае с антиквариатом. Перед покупкой изделия осматривают при ярком свете, чтобы определить возможные изъяны. Для советских статуэток и посуды массового тиража характерны дефекты обжига: наплывы глазури, воздушные пузыри, посторонние включения, цек, разрывы из-за перепада температур в печи. Это также снижает стоимость. Поможет «правило 30°». Если рассматривать предмет под таким углом, дефекты становятся заметнее.
  2. Красота важнее бренда. Во второй половине XX века даже именитые производители выпускали разнородную продукцию, в том числе и низкосортную. Поэтому прежде чем попасть под обаяние бренда, следует беспристрастно оценить конкретное фарфоровое изделие с коллекционной и художественной точки зрения.
  3. Ценится оригинальность и редкость. Эксклюзив точно будет дорожать со временем. Скупать ещё вчера пылившиеся на полках статуэтки и посуду массового производства не имеет смысла. Особенно это касается советского винтажа. Желанным пополнением коллекции станет вещь, которая пользовалась популярностью, но давно снята с производства.
  4. В фаворе ручная роспись. Качественная деколь тоже обладает художественной ценностью – именно такая встречается у английских и французских производителей. Но всё же с ручной росписью ничто не сравнится, только она поднимает фарфор до уровня искусства. «Вычислить» деколь можно с помощью лупы: при многократном увеличении видны точки, из которых состоит переводной рисунок. Европейские художники-фарфористы годами совершенствует свои навыки, специализируясь на одном направлении. Кто-то изображает натюрморты, кто-то выбрал ботанические иллюстрации, пейзажи или портреты. Техника владения кистью у таких художников – виртуозна, а их произведения не уступают высококлассной живописи на холсте.
  5. Лучше не брать фигурки без мелкой деталировки. Чем «топорнее» пластика, тем меньше на неё спрос. Следует обратить внимание на роспись лиц, проработку пальцев, элементы одежды и цветочный декор.

Равнение на Royal Albert

Если фарфор позднего СССР и перестроечной эпохи понятен на интуитивном уровне, с его европейскими аналогами дело обстоит сложнее. Пополнять коллекцию стоящим винтажом лучше всего на блошином рынке. Ассортимент здесь мало отличается от магазинного, но цены ниже и можно поторговаться. Впервые попадая в такой «фарфоровый рай», легко растеряться и, в итоге, приобрести псевдо-старинный сувенир вместо настоящего раритета.

Продажа винтажного фарфора на рынке

Чувствовать и понимать классику тонкостенной керамики научит ведущий английский бренд Royal Albert. Он прославился паттерном «Старые деревенские розы» (Old Country Roses), который с момента создания в 1962 году, остаётся одним из самых популярных у ценителей костяного фарфора. Бренд позиционирует свой стиль как «романтичный…, вдохновлённый традиционным английским садом и национальным цветком – розой».

История предприятия началась в 1896 году с небольшой гончарной мастерской, основанной Томасом Уайльдом в Лонгтоне, Сток-о-Трент. Скромный семейный бизнес в самом центре английской фарфоровой индустрии начал стремительно развиваться при втором поколении владельцев. Сыновья Уайльда — Фред и Том — добились королевских привилегий для мануфактуры, навсегда связав её с одним из членов монаршей семьи, принцем Альбертом (с 1936 года король Георг IV). Своё современное название – Royal Albert, предприятие получило в 1904 году. Уже тогда оно было известно на родине, благодаря разнообразию и элегантности выпускаемой продукции, умению подстроиться под вкусы любого покупателя. А с 1910 года Royal Albert вышел на международный рынок.

Фарфор Royal Albert

Неизменность традиций

На первых порах художники мануфактуры копировали востребованный у европейцев японский стиль «имари», однако он быстро сменился викторианской классикой. Через утончённый и рафинированный костяной фарфор дизайнеры Royal Albert смогли донести до всего мира традиции английского романтизма. Объединив чувственные формы рококо с цветочным орнаментом, они создали посуду, существующую вне моды и времени.

После 1960-х годов предприятие прочно заняло свою нишу на рынке элитной керамики, выпуская все возможные сервизы: чайные, кофейные, столовые и tet-a-tet.

В 1972 году пост директора занял Питер Робертс. Он продолжил «цветочную традицию», включая в портфолио бренда всё новые «чисто английские» декоры. В 1960-1980 годах появились серии «Принцесса», «Портретная», «Зодиак», «Королевская», «Каскад», «Для всех сезонов» и другие. Они идеально подходят под определение инвестиционного винтажа.

Английский винтажный фарфор

Костяной фарфор от Royal Albert отличается тонкостью, приятной молочной белизной, изящными формами. А разнообразие флористических мотивов, стойкая позолота и натуралистичная роспись делают его привлекательным в любую эпоху. От английских производителей в целом не стоит ждать шедевров уровня Мейсена или Севра, но это всегда качественная и добротная керамика, которая украсит любую винтажную или антикварную коллекцию.