В 2018 году исполнилось 160 лет со дня выпуска первой российской почтовой марки. С ростом интереса к коллекционированию миниатюр возникала потребность в их обмене, продаже и доставке. В советские времена появились магазины «Марки почтой», а интернет-магазины – их последователи, веяние современности.
Первые онлайн-пункты продажи появились на рубеже 20-21 веков. Чем доступнее становились компьютеры и интернет, тем интенсивнее развивалась отрасль интернет-продаж. Сегодня в Рунете уже функционируют сотни электронных филателистических магазинов, в каталогах которых собраны десятки тысяч наименований.
Первый торговец
Термин «филателия» предложил француз Жорж Эрпен в 1864 году. В дословном переводе он означает «любитель знаков оплаты». А первый торговец почтовыми марками появился раньше.
22 марта 1851 года одна из английских газет напечатала объявление. Автор, некий Смит, называл себя собирателем употребленных марок и предлагал 4 миниатюры на обмен и был готов купить интересные образцы. В объявлении был указан и адрес: книжный магазин на Бревер Стрит, 20 в Бирмингеме.
Сегодняшний ассортимент
Все современные электронные магазины почтовых марок работают по одинаковой схеме. Они предлагают посетителям достойный выбор товаров и стараются еженедельно, а то и чаще пополнять ассортимент. В противном случае их бизнес не выдержит конкуренции.
В любой онлайн-точке из категории «Марки почтой» миниатюры систематизированы по категориям и размещены в определенных размерах – это сокращает время поиска интересующего товара потенциальному покупателю.
В большинстве магазинов есть следующие тематические категории:
- советские марки 1961-91 годов;
- почтовые знаки современной России;
- СНГ;
- царская Россия;
- армия;
- география;
- спорт;
- архитектура;
- страны;
- музыка;
- космос;
- транспорт;
- знаменитости;
- другие подборки.
В среднем каталоги интернет-магазинов включают 20-50 разделов. В них встречаются новые и бывшие в употреблении марки, есть среди них малоизвестные редкие разновидности.
Откуда товар?
В советское время в магазины «Марки почтой» поступали новые тиражи, приуроченные к тому или иному событию. Все экземпляры были новые, негашеные.
Сегодня коммерческая составляющая занимает не последнее место – владельцы интернет-магазинов рассматривают миниатюры как товар для последующей продажи. Пользовательский спрос является определяющим, а нумизматы часто заинтересованы в покупке редких экземпляров.
Крупные интернет-площадки работают как посредники, принимая на комиссию марки у коллекционеров и обычных граждан и продавая их с определенной наценкой. Помимо приема на комиссию у физических лиц онлайн-точки реализации заключают договоры с партнерами и получают новые серии для реализации.
В серьезном магазине каждую неделю появляется 20-60 новых экземпляров: покупатель, заинтересованный в приобретении конкретной серии или миниатюры определенного исторического периода, может оставить заявку и аванс. Продавцы будут целенаправленно заниматься поиском по его заявке.
Общепринятые обозначения
Главный риск для покупателя в том, что оценить конкретный товар, его состояние он может только по фотографии и описанию.
В описаниях используются общепринятые в нумизматическом кругу обозначения:
- MNH** — чистая марка, к которой нет замечаний по клеевому слою, нет следов использования и других повреждений.
- MNH* — неиспользованный образец, но есть замечания к нанесению клея. Обычно это остатки типографской краски или прилипшее бумажное волокно. Дефект обязательно подробно расписан в описании.
- MLH* — чистый экземпляр со следами наклейки.
- MNG* — образцы без клея.
- ГАШ — миниатюры гашеные. Их состояние, год выпуска, наличие дефектов приведены в описании.
Нюансы оформления заказа
Посетитель выбирает интересующие миниатюры, добавляет их в корзину и оформляет заказ, когда выбор материала окончен. Схема стандартная, ничем не отличается от других веб-магазинов.
Некоторые пользователи добавляют миниатюры в корзину и не заканчивают покупку. В течение дня заказ, как правило, сохраняется (не все магазины дают такую привилегию), а затем удаляется. Отложенные позиции снова появляются в продаже.
Оформление заказа возможно только после регистрации и указания реального ФИО, электронной почты. На всех крупных торговых площадках у покупателей есть личные аккаунты, в которых они отслеживают сделки, ход выполнения заказа.
Большинство компаний, отправляющих марки почтой, работают по предоплате. Размер аванса у каждого разный, в некоторых случаях он составляет 50-100%. Это особенно актуально, когда дело касается объемных заказов или редких коллекционных экземпляров. Комплектация больших заказов требует времени – продавцу нужны гарантии того, что он будет выкуплен.
Практический опыт показывает, что на каждые 10 отправок без предоплаты приходится 2 неоплаченных, которые впоследствии магазин расформировывает. Аванс в случаях с невыкупленными посылками не возвращается.
Правила обмена и возврата покупок распространяются на нумизматические магазины – в соответствии с действующим российским законодательством. Продавцы идут навстречу клиентам и обменивают миниатюры, если что-то покупателя не устроило или какие-то экземпляры продублированы.
Доставка
Стоимость доставки пользователь оплачивает отдельно. Есть продавцы, которые отправляют марки только по территории Российской Федерации, есть и те, которые доставляют в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Цена доставки рассчитывается по тарифам Почты России: отправитель берет на себя обязанность упаковать почтовые знаки в герметичные конверты, проверить их целостность, отсутствие дефектов перед отправкой.
Во многих магазинах установлена минимальная сумма заказа – она обычно варьируется от 300 до 1000 рублей. Это оправдано, так как стоимость отдельных наименований – 12-50 рублей, дешевле, чем их пересылка.
Для покупки коллекционного материала действуют особые условия. Магазины не отправляют редкие старинные миниатюры за рубеж – только те, которые не старше 50 лет.
Стимулы
Конкуренция ощущается и на филателистическом рынке, поэтому интернет-магазины, предлагающие марки почтой, привлекают новых потребителей акциями, бонусами и другими программами лояльности.
Чаще всего продавцы предлагают разовые скидки при покупке на определенную сумму, накопительные скидки, бесплатную доставку и персональные бонусы ко дню рождения, Новому году и другим праздникам. Ведь вероятность повторной покупки возрастает вдвое, если клиент доволен.