Только одна страна изготавливает уникальный розовый фарфор – Чехия. Купить его стоит по многим причинам, но главное преимущество кроется в удивительном цвете, который не стирается и не тускнеет со временем. Посуда, оттенка рассветных облаков, не покрыта розовой глазурью, она уже окрашена на стадии бисквита. Добиться подобного эффекта не так просто, поскольку ни один производитель с мировым именем до сих пор не смог повторить его.
Особенности технологии
Первые изделия из необычного розового фарфора стали производить на небольшой фабрике в городе Ходов Карловарского края, в конце XIX века. До этого предприятие тщетно пыталось конкурировать с лидерами европейской керамической промышленности – Мейсеном и Аугартеном, однако его продукция была лишь бледной копией саксонских и венских образцов.
В то время в моду вернулся «стиль мадам де Помпадур», как известно, предпочитавшей розовый во всех его оттенках. Специально для маркизы, её детище – Севрская мануфактура выпускала несколько сервизов, покрытых глазурью, напоминающей нежный девичий румянец. Чешские мастера поддержали возвращение рококо с его тягой к роскоши и утончённому декору, предложив свой аналог знаменитой розовой посуды.
Однако речь шла уже не о глазури, а о добавлении пигментов непосредственно в фарфоровую массу, на стадии её приготовления. Экспериментальным путём были подобраны окислы металлов, после обжига придававшие бисквитным изделиям неповторимый розовый оттенок. Впоследствии посуда покрывалась прозрачной глазурью, усиливавшей этот цвет, делавшей его ярче. Сложность заключалась в том, что далеко не все природные красители способны выдержать температуру в 1400°С, на которой обжигается фарфор. А если снизить её, черепок получится не таким прочным и будет пропускать воду.
Секрет чешских мастеров из Ходово – в сбалансированном подборе красителей, глазурного покрытия, а также температуры и длительности обжига. Процесс настолько сложный, что подделать розовый фарфор практически невозможно. Уникальной технологии соответствует и тщательно продуманный декор, подчёркивающий благородную красоту сервизов. Раньше производитель использовал витиеватые барочные формы с рельефом, который изящно сочетался с отводкой 24-каратным золотом. В некоторых сервизах присутствовал цветочный рисунок. Роспись наносилась исключительно вручную – эта традиция сохранилась на заводе до настоящего времени.
Однако сегодня ассортимент значительно расширился. Появились, например, двухцветные сервизы в стиле, который сам производитель называет «византийским». Основное тело посуды розовое, а некоторые детали декорированы ажурными белоснежными накладками. Современные художники завода предлагают новые формы и роспись, адаптированные к изменившимся требованиям поклонников роскоши. Однако наибольший интерес по-прежнему вызывают классические сервизы из розового чешского фарфора.
История производства
Фарфоровый завод в Ходове был основан местным помещиком и поставщиком угля Францем Мисслом, в 1811 году. Владелец получил лицензию на производство керамики из сырья собственных калиновых месторождений. Сначала фабрика выпускала фаянсовую посуду, которая, несмотря на высокое качество, не пользовалась спросом. В 1830 году Миссл сдал производство в аренду главному художнику фарфоровой мануфактуры в соседней Стружне – Ф. Вайсу.
Затем предприятие перешло к немецким владельцам, которые наладили выпуск посуды в стиле ампир, подражая общеевропейской тенденции того периода. После 1840 года фабрика была выкуплена саксонским врачом Гейтнером, который почти сразу же передал её пражскому ситцевому магнату – Мозесу Поргесу фон Портхайму. Это был человек с большим состоянием и передовыми взглядами на производство. Под его руководством предприятие расширилось, появились два новых корпуса, улучшилось администрирование, увеличился штат работников и художников из местных чехов. Позднее дело продолжили сыновья фон Портхайма – Игнак и Густав. Они сделали ставку на процветающее в середине XIX века нео-рококко, определив стиль Ходовской фабрики на столетия вперёд. На сервизах появился затейливый рельеф, ставший визитной карточкой предприятия.
Развивающимся производством заинтересовались владельцы старейшей фарфоровой мануфактуры Чехии – Haas и Cžjžek из Горни-Славково. В 1871 году они выкупили Ходовский завод у семьи фон Портхаймов, после чего продукция стала выпускаться под единой торговой маркой. Фирменное клеймо, которое и сегодня ставится на все изделия – две пихты с логотипом H&C CН (Ходов). После вхождения в Haas и Cžjžek, завод поднялся на новый уровень. Тогда же в его ассортименте появились розовые сервизы.
Начиная с 1958 года, Ходовский завод является частью концерна «Карловарский фарфор». Производство значительно расширилось, часть процессов была автоматизирована. Однако «последний штрих» – роспись, по-прежнему наносят вручную. Этим объясняется высокая стоимость розового фарфора из Чехии. Продукция Ходовского завода в крупных магазинах продаётся под маркой Epiag Lofida Porcelain.
Леандер
С начала прошлого века, пальму первенства в производстве розового фарфора у Ходова оспаривает ещё одно крупное чешское предприятие, завод LEANDER. В 1920-х годах, когда основатель фабрики Рудольф Кампф умер, наследники – вдова и сын приложили немало усилий, чтобы его дело процветало. В частности, на фабрике впервые стали производить цветную фарфоровую посуду: не только розовую, но также синюю, зелёную и оттенка слоновой кости. В настоящее время выпускается только первая и последняя разновидность.
Продукция LEANDER по стилю отличается от ходовской. Это – скорее современное подражание классике, что не удивительно, ведь модели сервизов создавались намного позднее. Декоративные решения отличаются большим разнообразием, однако, общие черты прославленного розового фарфора сохранены.
LEANDER адресует свою продукцию ценителям красивых и эксклюзивных вещей для повседневного использования. В то время как Ходовская фабрика, в первую очередь, заботится о сохранении традиций производства и своей оригинальной рецептуры.