Французский фарфор

Фарфор Франции ассоциируется, в первую очередь, с посудой и декоративными вазами изысканного классического стиля. У него есть свой фирменный «почерк», который трудно не узнать. Это – уникальная цветовая гамма, включающая лазурные, травяные, лимонные и розовые оттенки, тончайшая роспись, не уступающая по красоте и сложности пасторальной живописи, а также богатая позолота. Несмотря на смену эпох, современные производители фарфора бережно хранят традиции прошлого, оставаясь законодателями мод в столовой сервировке.

Исторический аспект

Начиная с XVII века, французские керамисты, подобно своим коллегам из других стран, пытались разгадать секрет китайского и японского фарфора. Тончайшая восточная посуда редкой красоты впервые появилась на столах знати во времена короля Франциска I – известного покровителя искусств и ценителя роскоши. Прибывшие из-за моря сервизы и вазы, стоившие целое состояние, попадали в коллекции французских вельмож и передавались по наследству. Для особенно хрупких предметов дополнительно изготавливали оправу из драгоценных металлов. Баснословные суммы, которые без возражений отдавались за фарфор из Поднебесной, подстёгивали французских мастеров к созданию подобного материала.

Первая мануфактура, выпускавшая керамику «под Китай», была основана в бургундском городе Невер выходцами из Италии. Используя технологию производства майолики, популярной на их родине, владельцы семейного предприятия изготавливали фаянсовую посуду с кобальтовой росписью, повторявшей восточные мотивы. Для придания изделиям белизны, использовалась непрозрачная глазурь на основе оксида олова, полностью закрывавшая черепок.

Первый французский фарфор

«Французский» фарфор

После основания в 1664 году Французской Ост-индской компании, импорт восточного фарфора увеличился. Соответственно возросло и желание подражать ему, что вызвало настоящий фаянсовый бум на севере страны, в Нормандии. Получив королевские привилегии на изготовление белой керамики, владельцы Руанской мануфактуры, отец и сын Потера, путём экспериментов создали первые образцы мягкого фарфора с фриттой – измельчённым стеклом с добавлением солей металлов.

Эта присадка снижала температуру спекания глиняной массы, при этом позволяя изготавливать тонкостенные и гладкие изделия. По внешнему виду они были неотличимы от китайского фарфора, но сильно уступали ему в прочности. Похожий состав был разработан во Флоренции мастерскими Медичи за 100 лет до открытия Луи Потера. А на Ближнем Востоке его знали с конца XI века под названием «исалмский стон-пасте».

Фарфор из Руана

Фриттовый фарфор из Руана получил название «французского». Для него также использовалась синяя кобальтовая роспись, но необходимость в дополнительном глазуровании черепка отпала. Опыты руанских керамистов привели к открытию фарфоровых мануфактур и в других регионах Франции, в частности в городе Сен-Клу под Парижем. Это предприятие, работавшее всего одно столетие – с 1666 по 1766 год, оставило значимый след в истории национальной тонкостенной керамики.

Его справедливо называют предшественником Севра и по качеству, и по искусному декору продукции. Среди высшей парижской знати во главе с членами королевской семьи и самим Людовиком XIV стало модным устраивать экскурсии на фабрику, чтобы приобрести изящную посуду и столовые приборы. Наибольшей популярностью пользовалась предметы из молочно-белого «стон-пасте» в форме артишока – любимого овоща французского монарха.

Фриттовый фарфор

Продукция Сен-Клу быстро стала известна за пределами страны. Оценив спрос на неё, французские коммерсанты отрыли новый вид торговли. Они отправлялись с образцами в Китай, где заказывали аналоги из прочного твёрдого фарфора и привозили обратно на родину. Стоимость таких изделий была ниже оригинальных. Таким образом, фабрике в Сен-Клу пришлось иметь дело с одним из первых случаев китайского контрафакта. Но главным конкурентом, уничтожившим «пионера» французской фарфоровой индустрии, стала Севрская мануфактура.

Производство в Венсенском замке

Французская тонкостенная керамика уступала по прочности привозным образцам, но её популярность росла. Совершенствовался и рецепт сырья, особенно после того, как в 1735 году стал известен состав твёрдого китайского фарфора, отличавшегося высоким содержанием каолина. Его передал европейским производителям иезуитский миссионер Франсуа Ксавье д’Антреколь, несколько лет проживший в центре производства тонкостенной керамики Поднебесной – Цзиндэчжене.

Фарфор в Венсенском замке

Однако от изделий из фриттовой массы во Франции отказались далеко не сразу. В 1740 году на территории заброшенного Венсенского замка, к востоку от Парижа открылась фарфоровая мастерская Клода-Гумберта Герена. Ей покровительствовали король Людовик XV и официальная фаворитка двора – маркиза де Помпадур. Чтобы добиться высочайшего качества продукции и «обойти» конкурентов, Герен переманил на предприятие художников второй по значимости после Сен-Клу мануфактуры Шантильи, подражавшей японскому стилю Какиэмон.

Новатор французской фарфоровой индустрии

Венсенская фабрика не стала копировать восточных мастеров. Людовику XV намного больше нравились изделия Мейсена, к тому времени уже успевшего перейти на европейский барочный стиль. В 1745 году фабрике была дарована королевская привилегия на производство фарфора «саксонского образца» с пышным лепным декором и многоцветной росписью, где преобладали не китайские сюжеты, а галантные сцены, характерные для барокко и рококо.

Севрские фарфоровые вазы

Первые гигантские вазы, впоследствии на весь мир прославившие Севр, были впервые изготовлены на Венсенской мануфактуре по эскизам ювелира и скульптора Жана-Клода Шамбеллана Дюплесси. Он же придумал серию из 12 ароматниц-попурри в форме кораблей. Изделия Венсена щедро покрывались золотом по уникальной технологии двойного обжига, не применявшейся больше нигде в Европе.

Отдельного внимания заслуживают натуралистичные фарфоровые цветы, выпускавшиеся фабрикой. Из них составляли декоративные букеты, использовали для декора мебели или бронзовых светильников. Самую известную цветочную композицию – Bouquet de la Dauphine, супруга Людовика XV преподнесла своему отцу – Августу Саксонскому. Большому ценителю фарфора и основателю Мейсенской мануфактуры.

Французские фарфоровые цветы

Помимо цветов, Людовик XV инициировал производство настольных статуэток из бисквита, имитирующего мрамор. Изобретателем неглазурованных фарфоровых изделий считают скульптора Жан-Жака Башелье. Модели для него создавали именитые коллеги – Этьен Морис Фальконе и Симон Луи Буазо. Роскошные цветные глазури, ставшие «лицом» французского фарфорового производства, тоже были разработаны мастерами Венсена. Среди них наиболее известны «небесно-голубой», «королевский синий», «розовый Помпадур», «жёлтый нарцисс» и «зелёное яблоко». Стиль той эпохи получил название «Людовик XV» и до сих пор нередко встречается в коллекциях ведущих керамических предприятий Франции.

Севр – великое «детище» мадам де Помпадур

Король покровительствовал Венсенской фабрике скорее номинально, а настоящей «душой» и деятельной патронессой была маркиза де Помпадур. Именно она настояла, чтобы предприятие получило монополию на полихромный декор, что сразу уменьшило число потенциальных конкурентов. В 1756 году фабрика переехала из Венсенского замка в Севр, который располагался в непосредственной близости от дворца Бельвю – любимой резиденции маркизы. Королевская фаворитка стала главной заказчицей фабрики, приобретая в основном изделия, украшенные объёмными цветами. Всего в её коллекции было 46 предметов с флористическим декором.

Севрский фарфор

После переезда мануфактура стала именоваться Севрской и получила статус главного поставщика его величества. Она больше не подражала ни Китаю, ни Мейсену, сформировав свой оригинальный стиль, тяготеющий к пышному, немного тяжеловесному рококо. Характерный приём, по которому легко узнать Севрскую мануфактуру, середины XVIII века – цветное тело вазонов или предметов сервировки, с выделяющимися белыми вставками, покрытыми росписью. Популярнее всего были оттенки синего и розового.

Своей славой предприятие в Севре во многом обязано именно мадам де Помпадур. Влиятельная фаворитка приложила немало усилий, чтобы национальная фарфоровая продукция достойно конкурировала с Мейсеном. Она ссужала фабрику деньгами, искала талантливых химиков, художников и рабочих, поддерживала экспериментальные поиски, приводившие к открытию прогрессивных технологий. В этот период закрепилась прочная репутация французского фарфора на мировом рыке элитной тонкостенной керамики. После смерти маркизы в 1764 году Севр перешёл под патронат её преемницы – новой фаворитки короля, графини Дюбарри.

Фарфор из Севра

Лимож

В 1767 году поблизости от небольшого и бедного городка Сент-Ирьей-ла-Перш в окрестностях Лиможа были обнаружены залежи каолина и фарфорового камня высочайшего качества. Открытие и последующая разработка месторождений привели к появлению многочисленных фабрик по производству тонкостенной керамики. Опираясь на записи, переданные д’Антреколем, лиможские предприятия смогли изготовить первый во Франции твёрдый фарфор, не уступающий китайскому или саксонскому.

В 1769 году Людовик XV взял каолиновые месторождения под свой контроль и часть каолина приказал поставлять на Севрскую мануфактуру, где теперь использовали две разновидности фарфорового сырья: твёрдую и мягкую фриттовую. Первую лиможскую фабрику, открытую в 1771 году, впоследствии объявили королевской и превратили в дочернее предприятие Севра. Однако остальные фарфоровые мануфактуры продолжали развиваться самостоятельно и впоследствии сделали регион главным конкурентом «детища» маркизы Помпадур.

Лиможский фарфор

Параллельно следует отметить деятельность двух парижских заводов: Nast и Dihl и Guеrhard. Оба предприятия работали в неоклассической манере и были закрыты после первой реставрации Бурбонов. Их продукция представляет большой интерес для коллекционеров из-за множества инновационных решений декора. Среди них: малахитовая глазурь (виридиан) на основе оксида хрома, рельефная позолота (ормолу), а также имитация полированного камня или черепашьего панциря с помощью специальных глазурей.

Деятельность фабрик интересная и тем, что их производственные мощности находились в Париже, а не на окраине, как это было принято, например, в соседней Англии. Там «бельё» – нерасписанную посуду, прошедшую первый утильный обжиг, изготавливали за пределами Лондона, в том числе и в Лиможе, а декор наносился уже в мастерских английской столицы. В Париже действовало ещё несколько фабрик: Dagoty, Honorе и Darte. Однако к 1830 году их либо закрыли, либо перенесли в Лимож.

Фарфор из Лиможа

Ведущие фарфоровые гиганты Франции

Расцвет лиможского производства приходится на XIX век. В 1839 году нью-йоркский эмигрант открыл компанию Haviland & Co впоследствии ставшую флагманом не только французской, но и общеевропейской фарфоровой индустрии. По сравнению с Севром, продукция ведущих лиможских фабрик отличалась более простым и лаконичным декором, что не умаляло её художественных достоинств. Стилистические предпочтения объяснялись ориентацией на американский рынок, где в равной степени ценились эстетика и практичность. В 1900 году на рубеже двух столетий откроется ещё одна знаковая лиможская компания – L. Bernardaud & Cie, основанная на семейном бизнесе.

К настоящему моменту фарфор Франции имеет два «лица»:

  • Лимож предлагает функциональную высококачественную посуду классического и современного направления.
  • Севр работает только в сегменте предметов роскоши, выполняя единичные заказы и представляя, в основном традиционные стили: барокко, рококо и ампир.

Французские фарфоровые вазы

На неоклассический стиль любимая фабрика мадам де Помпадур перешла в XIX веке, при наполеоновской империи. Тогда же возникла мода на подражание Египту, вызванная экспедицией Бонапарта в страну фараонов и пирамид. В середине столетия продукция Севра стала приобретать викторианские черты – уменьшилось количество позолоты, форма изделий отошла от древнеримских образцов, приобретая пластику, характерную для модерна и ар-нуво.