Фестивальные значки 1957 года

Проходивший в Москве  в 1957 году VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов, оставил после себя свыше 700 разновидностей значков. Яркое культурное событие привело к бурному развитию советской фалеристики и массовому увлечению коллекционированием. Фестивальные значки были одним из самых доступных и в то же время привлекательных сувениров, они отличались выразительностью и художественным исполнением. Но современных ценителей особенно интересуют экземпляры подготовительного периода, выпущенные в 1956 году почти всеми республиками, областями и городами – среди них встречаются настоящие раритеты.

О событии

Хрущёвская оттепель открыла для советских людей возможность познакомиться с западной культурой, ранее находившейся под запретом. Фестиваль, ежегодно проводимый Всемирной федерацией демократической молодёжи (WFDY), в 1957 году всколыхнул Москву и запомнился удивительно открытой, дружелюбной атмосферой. Мир воспользовался предлогом «заглянуть» в СССР – мероприятие отличалось небывалой массовостью, в нём участвовало свыше 34 000 человек, представлявших 131 страну. Двухнедельная программа праздника включала спортивные соревнования, театральные представления и концерты, кинопросмотры, тематические встречи и обмен культурным опытом.

VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов

«Эхо» фестиваля отзывалось ещё долго. В СССР звучали песни, написанные специально для мероприятия, том числе, знаменитые «Подмосковные вечера», появился КВН, получили памятные «молодёжные» названия улицы и проспекты. В моду вошли джинсы, кеды и другая атрибутика западных стиляг, музыканты исполняли рок-н-ролл, а в сердцах царило ощущение весны, ожидание новых, радостных перемен. Фестивалю посвящались фильмы и музыкальные произведения, о нём писали и говорили. Знаковое событие не хотелось забывать.

Подготовка к мероприятию была не менее грандиозной. Закладывались парки, строились общественные здания и гостиницы не только в Москве, но и в других городах страны. Кроме того, за год до фестиваля проводились массовые конкурсы и соревнования среди школьной, вузовской и заводской молодёжи. Следовало отобрать лучших из лучших для будущей встречи с зарубежными гостями.

Выпускались многочисленные сувениры с фестивальной символикой, среди которых преобладали значки. Москва по масштабности их производства опередила другие принимающие столицы мира. Помимо тематических, были широко представлены миниатюры с московскими достопримечательностями, в том числе ведущими промышленными предприятиями, театрами и музеями. Среди значков того периода встречается немало тяжёлых, выполненных из латуни и покрытых горячей эмалью. Они относятся преимущественно к наградной, а не сувенирной продукции и стоят, в среднем, $100 – 200.

Значки VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов

Виды фестивальной фалеристики

О проведении VI молодёжного фестиваля в Москве было известно уже в 1955 году. Событий такого масштаба в СССР раньше не было, поэтому подготовка велась с особым энтузиазмом. Состязались между собой Дома культуры и заводы, клубы по интересам и кружки, самодеятельные коллективы и спортсмены районного, посёлкового, областного или городского масштаба. Возникла традиция, сопровождать каждое подобное мероприятие выпуском памятных значков. Некоторые из них выполнялись силами самих участников, полукустарным способом. Например, на заводе членами художественного отдела разрабатывались эскизы, а по ним мастерами вытачивались миниатюры в металле. Такие экземпляры сегодня вряд ли будут пользоваться спросом по причине низкого качества и значимости для истории.

Другое дело значки крупных предприятий, желавших, таким образом, прорекламировать свою продукцию. Не менее интересны миниатюры, выпускавшиеся республиками и отдельными крупными городами. Помимо местной, на них обязательно изображалась фестивальная символика. Отдельного внимания достойны иностранные сувенирные знаки, попавшие в советские коллекции, а сегодня представленные на фалеристических аукционах.

Виды фестивальных значков

Фестивальные миниатюры принято делить на несколько тематических групп:

  • с эмблемой мероприятия – цветной пятилепестковой ромашкой или голубем Пикассо;
  • обще-молодёжного направления с призывами к дружбе, миру, объединению и так далее;
  • выпущенные организациями, предприятиями и обществами;
  • спортивные;
  • адресованные лауреатам и победителям конкурсов;
  • сувенирная продукция иностранных делегаций;
  • относящиеся к подготовительному этапу 1956 года или постфестивальные 1958 года.

Значки фестиваля молодёжи 1957 года, за редким исключением, выдержаны в светлой цветовой гамме, с преобладанием красного, белого и голубого. Ряд миниатюр отличался оригинальным дизайном. Например, к открытию был приурочен сувенирный знак в виде подвешенного на цепочке отрывного календаря с датой «28 июля». Он относится к редким и почти не встречается в домашних коллекциях.

Какими были фестивальные значки

«Ромашка» Константина Кузгинова

Больше всего в фестивальные дни были выпущено сувениров с эмблемой праздника – ромашкой, с лепестками, окрашенными в цвета пят континентов: голубой, красный, жёлтый, зелёный и чёрный. Сердцевину в виде земного шара украшал лозунг мероприятия: «За мир и дружбу». Помимо этого – классического образца, существовало несколько менее известных разновидностей. Автором эмблемы стал московский художник-иллюстратор Константин Кузгинов. Ранее его плакаты представляли СССР на молодёжном фестивале WFDY 1949 года в Будапеште и 1951 года в Берлине.

«Ромашка» Константина Кузгинова

«Ромашку» Кузгинова жюри выбрало из 300 конкурсных эскизов. Яркий, символичный цветок привлекал лаконичным запоминающимся дизайном и функциональностью – при уменьшении он был хорошо различим, благодаря отсутствию мелких элементов. Художник говорил, что креативной идеей обязан дачному отдыху. «Сидя в цветущем саду, я оглянулся вокруг, нужная ассоциация родилась удивительно быстро и просто, – вспоминал Кузгинов в одном из интервью, – земной шар, а вокруг него лепестки-континенты». Кроме того Кузгинов, активно занимавшийся спортом, вдохновлялся образом цветных олимпийских колец.

«Ромашка» настолько понравилась организаторам Всемирного молодёжного фестиваля, что в 1958 году, на Венском конгрессе, было решено использовать её в качестве постоянной эмблемы. Помимо цветка-символа на памятных и сувенирных миниатюрах часто встречается голубка. Это – вариация на тему знаменитой работы Пикассо, ставшая эмблемой берлинского фестиваля 1951 года.

Значок "Ромашка" и другие

Коллекционные артефакты

Меньше других в фестивальной фалеристике 1957 года представлена спортивная тематика. А ведь она относится к наиболее востребованным, особенно если речь идёт о наградных значках. Получить их мог любой участник праздника, сдавший установленные нормативы. На символических наградах изображался бегун на фоне земного шара, внизу римской цифрой указывалась степень – I-я или II-я. Арбитрам таких соревнований выдавались свои значки, имевшие овальную форму и надпись «Судья» на опоясывающей ленте. Сувенирную продукцию отличают изображения разных видов спорта. Здесь тоже встречаются раритеты, стоимость которых может в разы превышать наградные аналоги.

Проверять текущие цены лучше всего на аукционах или форумах фалеристов.

Значок с бегуном

Также к редким относятся лауреатские награды. Их легко узнать по лаконичному дизайну и подвеске на планке.

Лауреатские значки

И третья, привлекательная категория значков фестиваля 1957 года в Москве – географическая. Города в каждой миниатюре «рассказывают» о себе и делают это по-настоящему художественным языком. Например, на Алтайском значке изображено пшеничное поле и движущийся среди золотистых колосьев комбайн, а камчатские художники выбрали для своего сюжета морскую даль, восход и рыболовный траулер, бороздящий бесконечные просторы. Миниатюра Куйбышева относится к одной из самых сложных – её авторы попытались охватить все достижения города, изобразив на небольшом артефакте колосья, раскрытую книгу, арфу и плотину ГЭС.

Географические значки