Русский фарфор издавна является символом российского искусства и культуры, а сервизы «Тюльпан» воплощают все его лучшие качества и остаются узнаваемыми с первого взгляда на протяжении многих десятилетий, поэтому интересуют специалистов и коллекционеров всего мира.

История

«Тюльпан» — это не название серии или одного комплекта, а форма посуды определённых сервизов. Она не была запатентована автором, как и большинство авторских работ в СССР, но история создания и имена разработчиков сохранены, и их может узнать каждый интересующийся или начинающий коллекционер.

Автор формы

Разработчиком фарфора с формой «Тюльпан» стала Серафима Евгеньевна Яковлева.

Серафима Евгеньевна Яковлева

Это советская художница-фарфорист, скульптор, заслуженный художник РСФСР. Её уникальными авторскими чертами, которые полностью воплотились в разработанном «Тюльпане», были скругленные очертания. Автор говорила, что считает сферу и окружность наиболее природной формой. Округлая Земля, Солнце, все фрукты представляют собой вращающиеся предметы, поэтому они так гармоничны. Стараясь придерживаться народных традиций, ей удалось изготовить сервиз, который позже станет символом завода, изготавливающего фарфоровые изделия с царских времён.

Форма была создана ею ещё в 1936 году, но в производство она вышла только через 15 лет. Более раннему выпуску помешала Вторая Мировая война. За свою работу художница получила много дипломов и медалей. Например, в 1958 году «Тюльпан» отметили золотой медалью и престижным дипломом в Брюсселе. Позже на разработанной ею форме было создано более 10 видов росписи.

Автор первой росписи

Первый дизайн по созданной форме выполнила мастер тонкого графического искусства на фарфоре — Анна Адамовна Яцкевич.

Её фирменными чертами в росписи фарфора, которые выделяют искусствоведы, были орнаментально-растительные мотивы. Анна Яцкевич создавала первый дизайн по форме «Тюльпан» в военные годы. Завершила свой проект она в ноябре 1944 года. Сервизу было дано рабочее название «Кобальтовая сеточка», оно же сохранилось и после выпуска.

Анна Адамовна Яцкевич

Есть несколько версий того, что послужило прототипом этого рисунка:

  1. «Собственный сервиз» Всероссийской императрицы Елизаветы Петровны. Он был первым, который выпустили в 1756 году на Невской Порцелиновой мануфактуре (после революции — ЛФЗ). Автором был Дмитрий Виноградов, стоявший у истоков фарфоровой промышленности России. Фото 4
  2. Посуда производства Венской фарфоровой мануфактуры, на которой было покрытие из рельефной сетки. Эти экспонаты хранились в музее завода, где работала во время войны Анна Яцкевич и искала вдохновение для творчества.
  3. Неустановленные источники рассказывали, что сама художница черпала вдохновение в решётках на окнах блокадного Ленинграда, которые были перекрещены крест-накрест. Отводка золотом напоминала огни прожекторов во время сирены перед бомбёжкой.

Коллеги говорили, что перед созданием «Кобальтовой сеточки» было много попыток укротить геометрию линий.

Сервиз "Кобальтовая сеточка" Тюльпан

И только в этом варианте Яцкевич достигла необычайной ритмики и совершенства линий с золотыми звёздочками поверх них. Установить точно, что стало прототипом рисунка, невозможно, поскольку гений дизайнера заключается в том, чтобы обобщить и претворить в творчество увиденные раньше образы.

Название

Название «Кобальтовая сеточка» для многих остаётся загадкой, хотя на самом деле всё просто. Во время Второй Мировой войны появилось острая недостача художественных материалов для работы по фарфору, но это обстоятельство не могло остановить работу над проектом. Автор рисунка использовала обычный карандаш из кобальта.

Комплектность

Сначала художница выполнила дизайн 5 фарфоровых предметов. Это были чайная пара (чашка и блюдце), сливочник, сахарница и заварной чайник. Фон у всех белый, орнамент выполнен преимущественно синим, а сверху внедрены золотые элементы. Кроме золотистых звёздочек можно увидеть цветочный орнамент и фестончатые отводки. Нарисованное кружево органично оплетает доли сервиза.

Сервиз "Кобальтовая сеточка"

С 1951 года выпускались фарфоровые сервизы в 14 единиц, но уже к 1958 году эта цифра выросла до 20. В такой комплектации этот фарфоровый набор остаётся до сих пор. В нём 6 чайных пар, чайник или кофейник, сахарница, а также 6 десертных тарелок. Узор, разработанный для «Тюльпана» «Кобальтовая сеточка», стал таким популярным, что сейчас присутствует на 100 наименованиях посуды. В продаже можно встретить обширные сервизы с количеством единиц, доходящим до сотни.

Завод

Производят эти фарфоровые «Тюльпаны» на заводе, с названием которого связана определённая путаница: их называют ленинградским фарфором или императорским фарфором. В связи с этим далёкие от отрасли люди считают, что эти наборы производят на разных предприятиях, но это не так.

Дело в том, что завод в разное время носил различные названия. Сначала он назывался Императорским фарфоровым заводом, так как изготавливал посуду для императорского дворца, а в советское время был переименован в Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова.

Императорский фарфоровый завод

Коллекционеры сталкиваются с ещё одним видом сервизов «Тюльпан» — дулёвским. Эти наборы производят на Дулёвском заводе по изготовлению фарфора, который был основан в 1832 году. Уже через 20 лет после открытия он стал ведущим предприятием государства в своей отрасли. Он обладал особым стилем: ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Всё это вполне воплотилось и в выпускаемых «Тюльпанах».

Преимущества

Фасон этой посуды на протяжении многих десятилетий остаётся актуальным. Коллекционеры ценят эти сервизы за такие качества:

  1. Шарообразная форма чайника, сахарницы, чашек и сливочника эргономична и при этом вместительна.
  2. Основная форма лаконична, но она уравновешивается фестончатой поверхностью.
  3. Форма ручки позволяет удобно держать чашку и чайник. Расширяющиеся кверху чашки способствуют быстрому охлаждению чая.
  4. Вся посуда очень лёгкая, но при этом прочная.
  5. Форма блюдец многофункциональна — бортики, которые приподняты по периметру, не дают чаю выплеснуться за края. Их можно применять для чаепития в «купеческой» манере, то есть просто из блюдец.

Сервиз «Тюльпан» Лунный

Все эти незначительные мелочи тонко продуманы и делают сервизы удобными для использования. Оформление привлекает настоящих эстетов: пить чай или кофе из такой посуды ещё приятнее.

Известными на весь мир эти наборы стали благодаря таким характеристикам:

  1. Благородный дизайн. Художественное оформление получило одобрение огромного количества специалистов из разных стран.
  2. Износоустойчивость. При том, что посуда очень лёгкая, она переносит умеренные механические нагрузки, чего не скажешь о заурядном и весьма хрупком фарфоре. Это позволяет использовать комплекты десятилетиями.
  3. Практичность. Наборы включают все необходимые для чаепития единицы. При этом их объём оптимальный для средней семьи.

Эксперты ценят уникальную технологию, совмещающую в себе подглазурную и надглазурную роспись, что позволяет краске не тускнеть. Золотая отводка выполняется вручную, и это ещё больше повышает ценность изделий. Каждый набор из-за этого можно назвать уникальным.

Разнообразие

На данный момент выпускается несколько десятков вариантов фарфоровых сервизов «Тюльпан» с разными вариантами дизайна. Самыми востребованными из них считаются такие:

  • «Кобальтовая сетка»;
  • «Яблоневый цвет»;
  • «Флора»;
  • «Анютины глазки»;
  • «Калинка»;
  • «Свадебный»;
  • «Бал цветов»;
  • «Сеточка»;
  • «Московский с лентой»;
  • «Золотое кружево»;
  • «Сакура»;
  • «Голубая герань» и пр.

Сервиз «Тюльпан» Свадебный

Форма у всех этих комплектов остаётся стандартной, но роспись выполняется в разных стилях. Есть эффектные наборы с цветным покрытием, монохромные, с золотым крытьём и т.д. Те, которые относятся к дулёвскому фарфору, производят из гжельских сортов глины, известной во всём мире. Для золотой отводки применяют 24-каратное золото, которое сияет лучше и дольше обычных красок. На Императорском заводе применяют примесь костяной золы, что делает эти сервизы уникальными.

Экспозиции

Комплекты «Тюльпан», которые представляют художественную ценность, входят во многие тематические экспозиции. Посмотреть их можно в коллекции Эрмитажа, Государственного российского музея, Государственного исторического музея и в других значительных сокровищницах мировой культуры. Периодически при музее Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге проходит экспозиция, посвящённая непосредственно форме «Тюльпан».

Экспозиция, посвящённая форме «Тюльпан»

Стоимость

Приобрести подобные сервизы можно в профильных сообществах или на соответствующих сайтах. При покупке нужно обращать внимание на такие моменты:

  • наличие всех единиц набора;
  • целостность каждого элемента: отсутствие надколов, трещин, следов восстановления и склейки;
  • однородность цвета, отсутствие выгоревших участков;
  • отсутствие именной гравировки (кроме случаев, когда набор дарили или вручали известные личности).

Многие такие сервизы выпускают с меткой «изделие НХП». Это значит, что продукция выпускается серийно, но при этом официально отнесена к произведениям искусства.

Самым дорогим традиционно считается комплект «Кобальтовая сеточка», получивший медали и грамоты на международных выставках.