Историю вербилковского фарфора можно условно разделить на несколько периодов. И каждый отличается своим неповторимым стилем, облегчая атрибуцию коллекционерам и ценителям. Наибольшего внимания заслуживает фарфор середины XVIII века, так называемый гарднеровский. Он создавался по мейсенским образцам и составляет достойную конкуренцию оригиналу. Также интересна малая пластика, которую завод в Вербилках начал активно выпускать в конце XIX века, специализируясь преимущественно на жанровых сценках. Современное предприятие бережно хранит традиции качества, по-прежнему делая ставку на эксклюзивность продукции. Большой процент ассортимента составляют изделия, декорированные и расписанные вручную, по уникальным старинным технологиям.
Гарднеровский период
Ближе к середине XVIII века фарфоровый бум, прокатившийся по Европе, захлестнул и Россию. Императорский двор и высшая аристократия, воспитанная Петром I, с большим интересом относились к западным веяниям, стараясь перенять все модные новинки. В 1728 году правящая императрица Елизавета Петровна получила в дар от Саксонии первый мейсенский сервиз, не только восхитивший её, но и заставивший мечтать об аналогичном производстве в своей стране.
Всего 16 лет спустя в Санкт-Петербурге была открыта Порцелиновая фабрика, впоследствии ставшая Императорским фарфоровым заводом. Однако пока предприятие переживало сложный этап становления, в небольшом посёлке Вербилки в Подмосковье появилась ещё одна мануфактура – английского купца шотландского происхождения Фрэнсиса Гарднера. Произошло это в 1766 году. Предприимчивый иностранец решил сыграть на любви российской императрицы к мейсенскому фарфору и пообещал «наводнить страну» продукцией такого же качества.
Но откуда Гарднеру был известен секрет «белого золота»? Ведь российскому мастеру Дмитрию Виноградову пришлось открывать рецепт заново, путём долгих проб и ошибок. Как оказалось, русская земля щедра на таланты. И через 3 года после открытия Виноградова, рецепт фарфора опытным путём подобрали гжельские мастера с фаянсовой мануфактуры купцов Гребенщиковых. Производство перестроили под фарфоровое, однако в 1754 году оно оказалось на грани банкротства. Один из братьев Гребенщиковых умер, а второй пытался расплатиться с долгами, чтобы избежать краха. Как раз в этот момент ему на помощь пришёл Гарднер, выступивший поручителем перед кредиторами в обмен на рецепт фарфоровой массы и секреты производства. Позднее спасённый купец возглавил завод в Вербилках, что отразилось на стилистике первых изделий.
Открытие мануфактуры
Фрэнсис Джэйкоп Гарднер – уроженец графства Стаффордшир, прибыл в Россию в 1746 году. Здесь он стал, для удобства произношения, именоваться Францем Яковлевичем и под этим именем вошёл в историю. Сначала Гарднер торговал лесом, но затем его внимание привлекло малоосвоенное в России, а значит, сулившее большие прибыли сахарное производство. Во время делового путешествия по Черниговской губернии, англичанин обнаружил месторождения каолина, пригодного для изготовления «белого золота». Так называемая Глуховская глина имела оптимальный состав, недаром позднее на ней работали практически все фарфоровые заводы России.
Открытие каолиновых залежей навело Гарднера на мысль о производстве тонкостенной керамики. Он интересовался вопросом ещё на родине, но не имел нужного опыта. Обосновавшись в Москве, английский купец приобрёл в 1766 году у князя Николая Урусова небольшую деревеньку Верболово (позднее Вербилки) и землю, где собирался построить завод. Расположение будущего предприятия было выбрано не случайно – всего в 35 километрах находилась фабрика по производству торфяных брикетов, которые могли служить недорогим и качественным топливом для обжиговых печей.
Сырьё и энергетические ресурсы нашлись, но возникли проблемы с рабочей силой. Гарднер, не являясь подданным Российской империи, не имел права покупать крепостных крестьян. Однако он вышел из положения, оформив приобретение на ещё одного своего должника – местного помещика Вырубова. Также на производство привлекли вольнонаёмников и отходников (крестьян, отпросившихся на заработки).
Истинный сын своей нации, Гарднер был амбициозен. Он мечтал, что его предприятие достигнет уровня уже успевшего прославиться Мейсена. Первым шагом на пути к исполнению этого желания стало приглашение на работу опытных европейских мастеров – живописца-миниатюриста Иохаима Кестнера и скульптора Иоганна Миллера. Последний недолгое время работал на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге и успел ознакомиться с опытами Виноградова.
Старший сын Гарднера – Франц, помогавший вести дела, часто путешествовал по Европе, собирая образцы продукции лучших фарфоровых фабрик. Также в становлении предприятия большую роль сыграл швейцарский технолог Ксаверий (Франц Иванович) Гаттенберг, позднее ставший директором ИФЗ. Параллельно с привлечением иностранных кадров, обучали местных крестьян, которых московские дворяне отдавали на фабрику без оплаты.
Орденские сервизы
В 1877 году помещик Вырубов, на чьё имя были куплены крепостные для гарднеровской мануфактуры, попал в тюрьму за воровство. А поскольку его имущество подлежало отчуждению, предприятие могло остаться без рабочих. Гарднер, до того лишь проводивший опыты с поиском оптимального состава сырья и режима обжига, срочно изготовил четыре сервиза, чтобы задобрить императрицу и расположить её в свою пользу.
Роскошные наборы, созданные художником Григорием Козловым, были частично скопированы с мейсенского образца, подаренного Елизавете Петровне саксонским курфюстом. Они получили название орденских и посвящались высшим наградам Российской империи. Каждый столовый гарнитур украшался одним из орденов:
- Св. великомученика Георгия;
- Андрея Первозванного;
- Александра Невского;
- князя Владимира.
Сервизы включали до 1,5 тысяч предметов. Их планировали подавать к столу во время парадных обедов для кавалеров каждого ордена. Изделия отличались высокой художественной ценностью и безупречным исполнением. Уже первый подарок из этой серии – Георгиевский сервиз снискал владельцу фарфоровой мануфактуры расположение Елизаветы Петровны и покровительство двух важных чиновников: бывшего управляющего ИФЗ, князя Юсупова и московского генерал-губернатора. Остальные наборы изготавливались уже по заказу императорского двора. Сделав грамотный дипломатический ход, Гарднер не только сохранил своих рабочих, но и привлёк внимание первых лиц государства. Благодаря этому, он получил разрешение маркировать продукцию клеймом с московским гербом, что поднимало её ценность в глазах столичной аристократии.
Расцвет производства
Гарднеровский фарфор быстро приобрёл популярность не только в России, но и за рубежом. Фабрика в Вербилках стала главным конкурентом Императорского завода в борьбе за внимание высшей российской знати и царской семьи. Придворные заказы поднимали её престиж, а качество продукции говорило само за себя. «Лицом» мануфактуры стали изделия классического европейского стиля, не уступавшие Мейсену, но стоившие намного дешевле.
Английский предприниматель, а Гарднер до конца жизни оставался подданным своей родины, постоянно работал над расширением производства. Большой доход приносила продукция для среднего класса – купцов, мещан и обывателей, стремившихся подражать высшему обществу во всём, в том числе и в сервировке. Для них выпускались добротные, но упрощённые версии эксклюзивных сервизов.
Изделия приобретали собственный «почерк», например, появилась уникальная цветочная роспись – полураскрытые бутоны роз и шиповника, нанесённые выразительными, крупными мазками. По ней знатоки легко определяют фарфор из Вербилок гарднеровского периода. В конце XVIII века, ориентируясь на вкусы потребителей, фабрика начала выпускать мелкую пластику, ассортимент которой постоянно расширялся.
Наивысшего расцвета производство достигло в XIX веке при младших сыновьях Гарднера и его внуках. Продолжая европейскую традицию, художники фабрики вносили в декор и русские нотки, делавшие его неповторимым. Применялись различные техники лепки, в том числе каннелюры, ажурная резьба и плетение, а также нанесение рельефных изображений шликером (жидкой фарфоровой массой). В росписи преобладали модные в то время архитектурные и природные пейзажи, батальные сцены (особенно в период наполеоновской войны), фрагменты охоты, цветочные мотивы. Использовались цветные фоны, кобальтовое крытьё, люстрирование и золочение. Для изделий массового тиража опробовали технику печати. Статуэтки приобрели выразительность, большое внимание уделялось проработке мелких деталей и пластике.
«Волшебный фонарь»
В 1817 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Волшебный фонарь», посвящённая выходцам из простонародья. Красочные иллюстрации изображали представителей разных профессий и сословий, а также бытовые сценки, отличавшиеся большой реалистичностью. Издание сразу вошло в моду и полюбилось публике. Вербилковская мануфактура откликнулась на новинку серией фигурок в том же жанре, которые высоко ценились в своё время и не меньше востребованы сегодня у коллекционеров.
В 1853 году фабрика переходит к внукам Гарднера – Владимиру и Александру. В 1855 году продукцию начинают клеймить изображением императорского двуглавого орла. А ещё год спустя предприятие включают в список личных поставщиков двора его Величества. Этот статус сохранялся вплоть до свержения монархии в 1917 году.
Кузнецовский период
В конце XIX века руководство фабрикой перешло к Елизавете Гарднер – супруге внука Франца Яковлевича, Павла. К тому времени наметился спад производства, а художественная ценность знаменитого фарфора из Вербилок снизилась. Елизавета Николаевна не обладала коммерческой жилкой и не могла идти в ногу со временем, своевременно обновляя и улучшая ассортимент, модернизируя технологии и оборудование, расширяя рынки сбыта.
В 1892 году предприятие, находившееся в бедственном положении, выкупил основатель крупнейшей в России фарфоровой империи – промышленник Матвей Кузнецов. Цена за фабрику с наработанной за 120 лет безупречной репутацией, была баснословно низкой. Елизавета Гарднер также передала новому владельцу модели, формы и образцы росписи. Но главное, что интересовало Кузнецова – выходца из народных низов, аристократическая клиентура фабрики. Поэтому он сохранил не только стиль предприятия, но и узнаваемое клеймо с гербом империи и фамилией основателя.
В империи Кузнецова началось второе возрождение гарднеровского фарфора. Параллельно выпускались изделия из фаянса высшего качества, называемого опак. Появившийся в этот период стиль модерн с его витиеватыми формами и сложной цветовой гаммой нашёл отражение в вербилковском фарфоре. Он ценится антикварами наравне с изделиями гарднеровской эпохи.
Советский период и настоящее время
После революции предприятие переименовали в Димитровский завод. На клейме изображался герб СССР и новое название. Завод выпускал продукцию по старым кузнецовским образцам, однако, её качество значительно снизилось. Массовость производства преобладала над стремлением к художественной выразительности. Коллекционеры собирают только агитационный фарфор этого периода и фигурки из выпущенной в 1930-х годах скульптурной серии «Народы России». Ещё следует обратить внимание на оригинальные работы скульптора Сергея Орлова. Его серии «Клоуны», «Конёк Горбунок» и «Золотая рыбка» выпускаются заводом до сих пор.
С 1954 по 1965 год продукция маркируется клеймом ДФЗ с простым и лаконичным дизайном. А затем появляется изображение лося, сделавшее продукцию Вербилок легко узнаваемой и знаковой.
В 1991 году предприятие перешло в частную собственность и было переименовано в ЗАО «Фарфор Вербилок». Сегодня оно переживает не лучшие времена, хотя продолжает держаться «на плаву». Значительно снижает конкурентоспособность оборудование 70-х годов прошлого века, не позволяющее внедрить новые технологии и ускорить процесс производства. Большинство сотрудников завода – люди преклонного возраста, молодёжь не привлекают низкие зарплаты за сложную многочасовую работу.
А вот эксклюзивная линейка предприятия, где тонкостенные предметы отливаются, лепятся и расписываются вручную, по-прежнему пользуется спросом. Вербилкам направляется большинство кремлёвских заказов, в том числе и на продукцию для дипломатических подарков.
Несмотря на кризисные для российской керамической индустрии времена, ассортимент предприятия постоянно расширяется. В него включены:
- сувенирная продукция;
- предметы интерьера;
- сервизы, чайники, чайные и кофейные пары;
- детские наборы;
- винные штофы;
- украшения;
- иконы;
- посуда для сектора HoReCa.
Кроме того, на официальном сайте «Фарфора Вербилок» представлены лимитированные серии из восстановленной гарднеровской коллекции и некоторые изделия советских художников.