Фарфор Попова

«Завод Попова. Деревня Горбуново», — поясняют надписи под изящными фарфоровыми статуэтками и посудой, хранящимися в краеведческих музеях России. Фарфор Попова начал выпускаться тогда, когда в стране уже было несколько фабрик.

Начало и становление

Завод успешно работал больше 50 лет, хотя многие производства закрывались через 1-3 года. В середине 19 века эксперты сравнивали его продукцию с английскими и французскими изделиями и признавали, что поповская посуда почти приблизилась к ним. Подмосковное Хотьково не особо известно, хотя его вклад в русскую художественную культуру значимый. В начале 19 века северная часть городка называлась сельцо Горбуново – именно в нем началась история поповского фарфора.

В 1801 году Карл Мелли построил собственный фарфоровый завод, а через 5 лет продал его русскому купцу Алексею Попову. Алексей Гаврилович с энтузиазмом взялся за дело. Поначалу рабочие копировали чужие работы и выпускали их – это была незамысловатая посуда.

Фарфор фабрики Попова

От позолоченной каймы к ампиру

Первыми работами стали трактирные сервизы. Они были простой формы, декорированы позолоченной каймой. Некоторые модели украшали осенние пейзажи – в них преобладали желто-коричневые цвета. Следующим этапом развития стало изготовление сервизов со сплошным фоном. Украшали его вставки с изображением цветочных букетов.

Постепенно сформировался собственный самобытный стиль. Один из журналов того времени написал, что молодая фабрика достигла большого мастерства в изготовлении фарфоровых изделий, а используемая в них живопись говорит о хорошем вкусе фабриканта. Заметка, опубликованная в 1815 году, стала первым общественным признанием. Через 10 лет Алексей Гаврилович расширил производство: у него работало свыше 280 человек – почти столько же, сколько на Императорском фарфоровом заводе.

Фарфоровые тарелки фабрики Попова

Расширялось производство – росла и слава о продукции завода в Горбуново. Теперь уже он выпускал изделия в стиле ампир, декорированные пейзажами и сюжетными сценками. У изделий, выпускавшихся на этом этапе, была характерная форма: горлышко и ручки высокие, в декоре преобладали крылья, профили и цветочные композиции.

С годами форма становилась проще, а роспись – сложнее. Мастера покрывали изделия сплошным фоном, а на него наносили цветы и другие рисунки. В фарфоре середины 19 столетия присутствует тот самобытный колорит, который ценили покупатели того времени и ценят коллекционеры сегодня. До самой смерти купца его фабрика работала и процветала, выпуская простые и дорогие изделия для людей разного достатка.

Фарфоровый сервиз Попова

Закат

Попов умер в 1850 году – дело его жизни перешло к сыну Дмитрию и дочери Татьяне. Пожилые наследники вскоре умерли, а семейный бизнес унаследовали их дети. Со смертью основателя начался закат производства. Художественное качество и ценность фарфоровых изделий постепенно падала, завод был почти разорен. Он перепродавался несколько раз, но ни один из новых собственников так и не возобновил выпуск фарфора.

В 1875 году последний владелец Фомичев закрыл производство и распродал его остатки. Гипсовые формы для изготовления сервизов приобрели представители завода Иконникова, а рецептура уникальных красок отошла к братьям Корниловым. Так закончилась эра фабрикантов Поповых, а их уникальная посуда и статуэтки теперь выставляются в музеях, продаются с аукционов и хранятся в частных коллекциях.

Набор из фарфора фабрики Попова

Особенности и отличия

У фарфора Поповых есть свои особенности и отличия. Главная особенность изделий – их художественный декор с доминирующей английской темой. Изначально фабрика выпускала классические изделия, но Алексей Григорьевич с присущим ему энтузиазмом искал собственный уникальный стиль. И нашел.

При оформлении изделий мастера уделяли особое внимание каждому элементу, тщательно его прорабатывали. Тарелки, чашки, вазы, сервизы расписывались вручную. Профессионализм мастеров и использование передовых техник обеспечили производству конкурентные преимущества. Художники, работавшие на заводе, первыми получили синюю и каштаново-коричневую эмали.

Внешний вид фарфора фабрики Попова

Основные темы ручной росписи

В поповских изделиях преобладают сложные орнаментальные композиции – мастера использовали огромное количество элементов. Настолько огромное, что иногда они перекрывали основной рисунок.

В качестве основного рисунка использовались:

  • цветочные букеты;
  • сюжетные композиции;
  • пейзажи.

В готовой посуде чувствовался композиционный переизбыток, при этом она была настолько сочной и самобытной, что пользовалась хорошим спросом. Ничего подобного не выпускали российские и европейские фабрики того времени. Изделия Попова с удовольствием покупали московские купцы.

Рисунок на фарфоре фабрики Попова

Статуэтки

Не посудой единой славилось производство Алексея Гавриловича. Поповские статуэтки пользуются высоким спросом до сих пор. Мужчина и женщина, пастух, мальчик с барашком, судья, подросток с флейтой, цветочница, крестьянка – все персонажи выполнены реалистично, за что и ценятся.

Серию обывателей, в которую входят перечисленные выше герои, завод выпустил в 30-х годах 19 столетия. Она самая известная, но были и другие скульптуры:

  1. Аллегорические скульптуры, выпускавшиеся в 30-40-е годы.
  2. Герои романов и популярных пьес – в тот же период, что и аллегории.
  3. Уличные торговцы – в 40-50-е годы. Их прототипами стали иллюстрации в журналах.
  4. Эротические статуэтки. Мода на них была в середине 19-го века.

Статуэтка из фарфора фабрики Попова

Единого стиля в скульптурах не было – выпускали не только фигурки людей, а и здания, мебель, плоды, другие предметы сложной формы.

Изначально художники расписывали фигурки в пастельных тонах, без глазури. Затем уже в росписи начала использоваться глазурь. Мастера уделяли особое внимание прорисовке одежды персонажей, позам, эмоциям. Каждая деталь изображалась точно и живо. В итоге герои получались естественными, узнаваемыми, без театральной наигранности.

Фарфоровая статуэтка Попова

Клеймо

Российские предприятия обязаны были ставить клеймо на свою продукцию, чтобы защитить ее от подделок. Фарфоровые изделия исключением не являлись, но многие заводчики не желали этого делать, искали способы, чтобы уклониться от выполнения царского указа.

Предприятие купца Попова маркировало свою продукцию уже в первые годы работы. Владелец использовал клеймо-монограмму «АП» в многочисленных вариациях: красная, золотая, синяя, черная, нанесенная надглазурным, подглазурным способом или вдавливанием. Единого размера нет.

Клеймо на фарфоре Попова

Заключение

Предприятию Алексея Гавриловича Попова удалось войти в число наиболее значимых фарфоровых фабрик России. Уровень Императорского завода оно не превзошло, зато оставило далеко позади других конкурентов. В их числе был и завод Гарднера.