Изображение детей на почтовых марках — достаточно распространенное явление в филателистическом мире. По сравнению с другими тематиками подобные серии ощутимо проигрывают в плане стоимости и исторической ценности, но такая цель эмитентами никогда и не ставилась.
Неудивительно, что встретить экземпляры с изображениями сказочных и мультипликационных героев можно встретить в альбоме даже у начинающего коллекционера.
Сказочная тематика
Тема сказок стала обширно использоваться мировыми почтовыми службами где-то к середине 20 в. И если сначала количество марок не учитывалось ввиду малочисленности, то к началу 1980-хх гг. удалось собрать общую статистику, и результаты оказались удивительными.
Так или иначе, сюжеты сказок присутствовали на 500 марках, причем география их выпуска была самой разнообразной.
Особый всплеск интереса к данной тематике наблюдался в юбилейные годы или какие-либо другие значимые даты, связанные с жизнью и творческой деятельностью великих сказочников — братьев Гримм, Шарля Перо, Астрид Линдгрен, Ганса Христиана Андерсена и т.д.
Например, когда весь мир отмечал 200-летие Якоба Гримма, практически все почтовые ведомства Европы выпустили мотивные коллекции.
- Впервые в Советском Союзе напечатали сказочную серию в 1961 г. Название ее предугадать несложно — «Русские народные сказки». Помимо народных мотивов, в выпуск вошли и марки с изображениями мультипликационных героев из мультфильмов, посвященных сказкам. Позже была подготовлена дополнительный набор, иллюстрированный художником Иваном Билибиным.
- В ФРГ плодотворными годами в плане выпуска сказочных серий стали 1959-1967 гг. Стартом стала печать марки к 100-летию со дня смерти Вильгельма Гримма. Экземпляр был встречен тепло не только гражданами страны, но и филателистическим обществом. Что, собственно говоря, и приурочило последующие выпуски, посвященные творчеству великих братьев-сказочников. В них вошли сюжеты сказок «Спящая красавица», «Белоснежка», «Красная Шапочка» «Госпожа Метелица» и т. д. В каждой коллекции предусматривался комплект из 4-х мотивов освещаемой сказки. Все марки издавались под так называемым почтово-благотворительным «грифом». При номинальной стоимости марки 10, 20 и 50 пфеннигов заплатить за нее сверху полагалось еще 5-25 пфеннигов. Деньги перечислялись в Фонд нуждающимся детям.
- В 1962 г. присоединилась к сказочной теме и Польша. В поле ее зрения оказалась писательница Мария Конопницкая, а если более конкретно, то ее сказка «О сиротке Марысе и гномах». Серия насчитывала шесть марок. Иллюстрации получились очень красочными и необычными. Проводилось специальное гашение.
- Эстафету благотворительности после ФРГ подхватила и Швейцария. В 1984 г. в продажу вышла коллекция из четырех марок, на которых изображались персонажи популярных детских произведений. Номинал предполагал определенную надбавку, безвозмездно передававшуюся в фонд защиты детей.
Та самая Алиса
Знаменитая сказка Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» нашла пристанище не только на полках книжных магазинов, но и почтовых марок разных стран мира. По мотивам бессмертного произведения было создано множество выпусков, где в качестве героев выступала как сама Алиса, так и другие харизматичные персонажи книжки.
- «Алиса, Чеширский кот и Шляпник». Серия была выпущена в 1979 г. в Великобритании. Ее автором стал иллюстратор Джон Тенниел, готовивший рисунки для первого издания книги. Та, в свою очередь, вошла в сборник «Международный год ребенка. Иллюстрации к детским книгам». Марки эмитировались небольшим тиражом и вошли в сувенирный набор, темой которого стали сюжеты из сказки.
- «Безумное чаепитие». Марки этого выпуска вошли в коллекцию «Литература для детей». Появились в продаже в 1977 г. Изданы в республике Бурунди (восток Центральной Африки). За основу взята иллюстрация Артура Рэкхэма.
- «Чеширский кот». Марка вошла в серию «Поздравительные открытки: улыбки» в 1990 г. На рисунке крупным планом изображен кот, ставший одним из ведущих персонажей сказки. Художественная интерпретация Гарри Уиллока получилась настолько удачной, что через десять лет (2000) марку переиздали увеличенным тиражом.
- «Алиса в домике». Очередная фантазийная серия марок от британской почтовой службы, получившая название « Поздравительные марки». Вышла в 1994 г. На рисунке изображена Алиса в жилище Белого кролика. В продажу поступила в комплекте с купоном, где была нарисована бутылка с недвусмысленным призывом «Выпей меня».
- «Алиса в стране чудес». Над названием этого выпуска долго не думали, просто взяв за основу основную книгу. Посвящена она была 175-летию со дня рождения Льюиса Кэрролла, выйдя в тираж в 2007 г. На почтовых знаках изображены сцены из сказки, автором которых стал Джон Тенниел.
- «50 лет первому цветному мультфильму». Интересная серия, изданная на Антильских островах в 1987 г. Иллюстрации получились сочными, яркими и художественно выразительными. На рисунках изображены многочисленные сценки из сказки: «Алиса в пузырьке», «Алиса и гусеница», «Алиса в зале суда» и т.д.
- «Белый кролик». Доминиканская версия на тему сказочного «зазеркалья». Приурочена к Пасхе, в результате чего и получила одноименное название. На марке изображен Белый кролик, сидящий верхом на разрисованном яйце.
Детские марки разных стран мира
Подсчитать общее количество марок детской тематики в совокупности всех стран мира невозможно, их было слишком много. И хотя особой филателистической ценности большинство серий не представляет, смотреть на них очень приятно и интересно.
- В 2013 г. почта Беларуси выпустила в продажу подборку марок «Белорусские анимационные фильмы», в состав которой вошли 8 основных сюжетов: «Рыбка по имени Нельзя», «Сороконожка», «Волк и баран» и другие. При печати использовался офсетный способ, а качестве основы взята мелованная бумага. На каждом почтовом знаке была нанесен логотип «Беларусьфильма», а также защита в виде кинокамеры.
- В 2012 г. в России вышла серия «Герои отечественных мультфильмов», включившая в себя 4 марки, каждая достоинством 10 руб. Общий тираж составил 200 тыс. экземпляров. Честнее было бы поменять слово «отечественных» на «советских», так как в выпуске не фигурировало и одного персонажа из современных мультфильмов. Наиболее привлекательны по художественному оформлению экземпляры « Вовка в Тридевятом царстве», «Маугли», «Малыш и Карлсон».
- Летом 2012 г. в почтовое обращение США были введены марки, тематика которых посвящена героям анимационной студии «Пиксар». В тот же день состоялось и первое гашение, причем сделано это было очень символично — в Парке анимационного искусства Диснея. Серия составлена из 5 марок, на которых можно увидеть сюжеты из мультфильмов «Приключения Флика», «В поисках Немо», «Корпорация монстров», «Суперсемейка» и «История игрушек-2». Поскольку тираж был сделан весьма внушительный (125 млн. штук), то претендовать на раритетность эти марки могли изначально. Зато в эстетической привлекательности им явно не откажешь.
- В 2009 г. почтовая служба США совершила ошибку, стоившую ей впоследствии 1,2 млн. долларов. К 20-летию сериала «Симпсоны» вышла одноименная серия тиражом 1 млрд. штук. Оказалось, что популярность мультипликационного сиквела никак не отразилась на покупательской способности его поклонников. В течение 2-х последующих лет было продано всего 318 млн. марок, а остаток пришлось утилизировать.
- В 1979 г. в преддверии Международного года ребенка Венгрия выпустила очень интересную марку. Она стала своеобразным олицетворением детства, легкого, беззаботного и радостного. Улыбающийся малыш несется по траве, держа в руках букет из цветов, а рядом с ним бежит собака, такая же позитивная и веселая.
- В 1965 г. Испания эмитировала марку, посвятив ее Детскому фонду ООН. Главный посыл, который заложен в иллюстрации, сводится к следующему — чужих детей не бывает, цвет кожи и национальность не имеют значения. В этот год Фонд стал лауреатом Нобелевской премии в номинации «развитие социальных программ для детей».
- Марка «Мадонна с младенцем» была напечатана в 2013 г. Королевской почтой Британии в преддверии Рождества. Это не единственная религиозная серия, посвященная деве Марии и Иисусу, но самая противоречивая. Типографский брак вмиг сделал ее популярной, а новость о том, что марка получилась с оптическим эффектом, облетела все мировые издания. Действительно, если присмотреться, то кажется, что Мадонна слегка покачивается в процессе убаюкивания ребенка. Виной тому стало смещение желтого и пурпурного цветов, сделавшее изображение непропорциональным и слегка размытым. Более того, волосы младенца приобрели рыжий оттенок.