Что такое фарфор

Под фарфором обычно подразумевается посуда и предметы декора из прочной, тонкостенной керамики белого цвета. Изделия отличаются гладкостью, тонкостью и прозрачностью черепка, а при ударе деревянной палочкой издают чистый, «поющий» звук. Фарфор, обладающий высокой художественной ценностью, до сих пор производят вручную – именно такие предметы интересны коллекционерам и признаны выгодным вложением капитала. Но правильнее всего инвестировать в антиквариат, особенно русский, он широко представлен на отечественном рынке, известен и позволяет находить действительно редкие вещи. Из европейских марок наиболее значимы французские Севр и Лимож, а также немецкие «во главе» с легендарным Мейсеном.

О материале

Три главных компонента фарфора – каолин, полевой шпат и кварц. В зависимости от их процентного соотношения, меняется прозрачность, плотность, эластичность и прочностные характеристики материала.

Кроме того, каждый производитель использует добавки, оказывающие дополнительное влияние на свойства фарфоровой массы. Среди самых распространённых:

  • кремнезём, шамот или дегидратированная глина в качестве отощающих присадок;
  • пегматит;
  • глинозём технический;
  • легкоплавкая фритта;
  • измельчённый фарфоровый бой;
  • костяная зола;
  • бентонит;
  • калийная селитра;
  • поташ;
  • алебастр;
  • известковый мергель;
  • мел.

Производство фарфора

В отличие от фаянса, майолики и других видов керамики, фарфор имеет хорошо спёкшийся черепок, без больших пор на изломе. Это обеспечивает газо- и водонепроницаемость материала, стойкость к агрессивным химическим веществам и высоким температурам. Всё твёрдые компоненты сырья перемалываются до порошкообразного состояния, что позволяет после обжига получать изделия с гладкой, словно полированной поверхностью. Тонкость помола определяется на свет: достаточно «поймать» стенками посуды солнечный зайчик. Если он ложится ровно, не выявляя впадины и бугорки или же инородные включения – качество фарфоровой продукции на высоте.

Этапы производства

Изготовление фарфора начинается с измельчения составляющих до тонкодисперсного состояния. Затем их смешивают с водой, получая пластичную массу, с влажностью 25 – 35%. Её оставляют вылёживаться для приобретения однородной структуры. В древнем Китае процесс занимал до 10 лет, современное производство выделяет на полное «созревание» 14 дней. После этого массу обрабатывают вакуум-прессом и специальными мялками, чтобы удалить образовавшиеся при брожении пузырьки воздуха. Иначе сырые изделия разорвёт при первом обжиге из-за разных коэффициентов расширения газа и твёрдого материала.

Этапы производства фарфора

Формуют посуду и статуэтки преимущественно литьевым способом, с последующей ручной лепкой мелких деталей. Для тарелок используют также метод прессования, а для эксклюзивных авторских работ – гончарный круг. При литье гипсовые формы заполняют жидкой фарфоровой массой (шликером) и оставляют на некоторое время, пока она не осядет на стенках. «Не схватившийся» остаток удаляют. Гипс постепенно вытягивает влагу из фарфоровой массы, и она затвердевает, отделяясь от стенок.

Изготовление фарфора

Далее форму раскрывают и вынимают сырцовое изделие, которое нужно обработать – удалить швы, замыть мягкой губкой края, загладить возможные дефекты поверхности. На этом же этапе монтируют приставные детали, например, носики чайников, ручки чашек и так далее, добавляют лепной декор, вырезают ажурные фрагменты или процарапывают узоры, в которые затем зальют краску.

Обжиг фарфора

Подготовленные изделия тщательно просушивают и отправляют на утильный обжиг при температуре 900 – 1000°С. Получившийся фарфор принято назвать «бисквитным». Если речь идёт о статуэтках и других лепных предметах, не несущих утилитарную функцию, их можно оставить на этой стадии или расписать и ещё раз обжечь, без применения глазури. Впервые подобный метод был применён мастерами Севрской мануфактуры и получил широкое распространение в эпоху классицизма. Кроме того, «бисквит» использовался при изготовлении головок фарфоровых кукол. Мода на них возникла во Франции, на рубеже XIX – XX века.

Глазурование и роспись

«Бисквит», скорее, исключение из правил, а большинство фарфоровых изделий после утильного обжига глазуруются. В первую очередь, это – вазы и сервизы, непосредственно контактирующие с водой, но и предметы декора покрываются особыми стекловидными составами не реже. Глазури тоже состоят из каолина, полевого шпата и кварца, но в других пропорциях. В них добавляют присадки для снижения температуры плавления и соли металлов для придания цвета, блеска или насыщенности тона.

Глазуруют предметы методом погружения, полива или с помощью пульверизатора. Проникая в микропоры черепка, суспензия прочно закрепляется, а в процессе политого обжига при 1250 – 1400°С, спекается с ним. Погружение и полив подходят для посуды и статуэток без мелких сложных деталей. Пульверизатором глазурь распыляют, чтобы получить тонкий слой, преимущественно, на ручную лепку.

Роспись фарфора

Один из самых популярных способов декорирования керамики – роспись. Она может быть подглазурной и надглазурной. В первом случае рисунок наносится непосредственно на «бисквит» оксидом кобальта или меди, которые дают соответственно, синий и зелёный оттенки. Сверху керамика покрывается прозрачной глазурью. Приём кобальтовой росписи широко использовался китайскими мастерами, а затем был многократно повторён ведущими фарфоровыми заводами Европы.

По глазури художники пишут эмалями с более широкой цветовой палитрой, чем у оксидов металла. Закрепляются такие краски третьим обжигом, температура которого колеблется от 600°С до 800°С. Аналогичным образом делается отводка золотом или платиной.

Виды материала

После того, как в XIV веке венецианский купец Марко Поло познакомил Европу с китайским фарфором, неоднократно предпринимались попытки воспроизвести этот изысканный, уникальный по красоте материал. В результате появились две новые его разновидности, неизвестные мастерам Поднебесной. В современной классификации они упоминаются на равных. Но имеют разные свойства и даже состав шихты (сухой, измельчённой многокомпонентной смеси).

Твёрдый фарфор

Эту разновидность ещё называют настоящим фарфором. Она отличается самой высокой температурой обжига, составляющей 1350 – 1400°С. Материал легко узнать по белоснежному черепку, в некоторых случаях даже с лёгким голубым подтоном и прозрачности на свету. Такой фарфор был изобретён в Китае, где технологию его изготовления за несколько веков довели до совершенства, а затем начал распространяться в Японии.

Твёрдый фарфор

Европейское производство хрупкого «белого золота» началось в XVIII веке, с основанием Мейсенской мануфактуры. Немецкий учёный Эренфрид фон Чирнхаус при содействии алхимика Иоганна Бёргера самостоятельно открыл рецепт фарфоровой массы, по свойствам напоминающей китайские образцы. Сначала её состав несколько отличался от прототипа использованием алебастра, но позже каолин стали смешивать с традиционным «дуэтом» полевого шпата и кварца. Большинство производимой сегодня тонкостенной керамики относится именно к этому виду.

Мягкий фарфор

Почти одновременно с Германией, Франция предприняла свои попытки воспроизвести «белое золото» из Поднебесной. В результате возникло несколько мануфактур, работавших с так называемой «мягкой пастой» на основе белых глин и фритты – богатого кремнезёмом сырья, спечённого при относительно низких температурах, а затем измельчённого до состояния пудры. Обжигался материал при 1250°С, был не таким прочным, как немецкие или китайские аналоги, зато превосходил их по пластичности. Также его отличал нежный сливочный цвет, придававший изделиям особую утончённость.

Мягкий фарфор

Ведущим производителем мягкого фарфора до сегодняшнего момента остаётся Севрская фабрика. Мягкий (или фриттовый) фарфор используют преимущественно для скульптурной пластики, где проявляются его лучшие качества. Невероятно красив он в «бисквите», напоминая роскошный паросский мрамор. Благодаря этому сходству, неглазурованные изделия получили название «париан».

Костяной фарфор

В Англии к мягкой пасте попробовали добавлять золу из костей крупного рогатого скота. Компонент с высоким содержанием природного фосфата кальция, значительно повышал прочность изделий при относительно невысокой (1200 – 1250°С) температуре обжига. Пионером подобной технологии стал владелец фарфоровой фабрики Макс Фрай, а доработал её и дал подробное описание в 1796 году известный английский керамист Джосайя Споуд.

Костяной фарфор

До конца XIX века костяной фарфор изготавливался только в одной стране. Его так и называли – английским. Материал считается самым прочным и позволяет изготавливать уникальную посуду, толщиной в бумажный лист. Определить костяной фарфор несложно – изделия из него лёгкие, почти невесомые и прозрачные, так что сквозь стенки видны пальцы руки. Цвет не чисто белый, а с тёплым, молочным оттенком. Содержание золы в изделиях доходит до 50%. Костяной фарфор считается элитным и маркируется надписью «Bone China». Его единственный недостаток – малая пластичность, не позволяющая изготавливать скульптуры и лепной декор.

«Bone China» предназначен исключительно для высококачественной посуды. В настоящее время помимо английских предприятий костяной фарфор производят в Японии и на Императорском (Ломоносовском) заводе в Санкт-Петербурге.

Лучшие производители сегодня

Лидерами мирового рынка тонкостенной керамики по-прежнему остаются немецкие, японские, английские и французские производители. В среднем ценовом сегменте стоит обратить внимание на чешские бренды. Российская продукция отличается высоким качеством и художественностью, но дорогая, что не всегда оправдано.

Китайский фарфор, раньше служивший эталоном и вдохновлявший производителей всего мира, сегодня стал синонимом ширпотреба и фальсификата. В этой стране нет торговых марок, зарекомендовавших себя в секторе элитной керамики.

Лиможский фарфор

Если хочется идеального соответствия цены и качества, стоит обратить внимание на Лиможский фарфор. Бренд объединяет по географическому признаку несколько известных французских предприятий: Bernardaud, Haviland, Royal Limoges и другие. Их чайные и столовые сервизы с утончённой ручной росписью или декоративные фигурки, станут лучшим украшением любого интерьера, а также подарком к знаковому торжеству, например, на свадьбу, юбилей и новоселье.

Советы по выбору

Настоящий европейский фарфор – удовольствие не из дешёвых, поэтому его часто подделывают и не только в секторе антиквариата.

Выбор фарфора

Определить категорию изделия: фарфоровый ли это шедевр или низкосортная, а, возможно, и небезопасная для здоровья подделка, можно по нескольким признакам:

  1. Посуда при ударе должна издавать мелодичный, постепенно угасающий звон. Постукивать по краю чашек или тарелок нужно специальной деревянной палочкой, не прикладывая усилий. Костяной фарфор издаёт более сильный звук с выраженными металлическими нотками.
  2. На свету почти все фарфоровые изделия становятся прозрачными. Исключение составляет продукция Гжели, стенки которой толще общепринятого стандарта в 2,5 мм.
  3. Если обратить внимание на донышко, нетрудно различить неглазурованный ободок. Он нужен, чтобы во время обжига изделия не «прикипали» к подставке. У фарфора такой ободок есть обязательно, у фаянса и других видов керамики – нет. Цвет «бисквита» должен быть таким же белым, как и глазурь, серые и жёлтоватые оттенки говорят о низком качестве продукции.
  4. Важно, чтобы глазурное покрытие не имело дефектов и микротрещин, так называемого цека. Его наличие свидетельствует о нарушении технологии обжига. Или под видом фарфора производитель пытается продать фаянс.
  5. Рисунок, нанесённый вручную, никогда не бывает полностью симметричным. Толщина линий варьируется – в центре они шире, затем постепенно сужаются, следуя за движением кисти. Как правило, не допускаются рельефные мазки, которые будут ощущаться на ощупь, поэтому гладкость фарфоровой поверхности не обязательно «скрывает» деколь. А вот полностью записанные поверхности скорее всего маскируют дефекты. Лучше, если рисунок будет занимать не более 15% от общей площади изделия.