Что нужно знать о статуэтках из фарфора

Одно дело, когда фигурка из фарфора покупается для подарка или чтобы радовать глаз в интерьере и совсем другое, если она станет частью коллекции, в будущем приносящей дивиденды. В первом случае можно руководствоваться собственным вкусом, во втором – придётся определять подлинность, время изготовления, отсутствие реставрации и другие важные детали, влияющие на ценность изделия. Приобретая современный фарфор, лучше сразу отказаться от китайской продукции, далёкой от шедевров XIV – XVII  века и сосредоточиться на ведущих российских фабриках, которые не изменяют вековым традициям качества при доступных ценах.

Советы начинающим коллекционерам

Доступнее других – малая фарфоровая пластика советского периода. Пылящееся в серванте «бабушкино наследство» или купленная на блошином рынке фигурка, может оказаться ценным раритетом, на международных аукционах стоящим тысячи долларов. Фарфор, «рождённый в СССР» понятен на генетическом уровне, поэтому меньше шансов приобрести подделку. Почти в каждом доме есть статуэтки ведущих заводов – Дулёвского, ЛФЗ, Гжели и других, ценность которых с каждым днём возрастает. Кроме того, купить их можно намного дешевле немецких или французских аналогов.

Советы начинающим коллекционерам по выбору статуэток из фарфора

Каждая инвестиционная коллекция начинается с изучения маркировки завода-изготовителя по периодам. Иногда «правильные» клейма не соответствуют по дизайну времени изготовления, что помогает выявить подделку. Каждое историческое событие отражалась на маркировке – это особенно заметно у предприятий, основанных до революции 1917 года. Например, у бывшего Ленинградского, а сегодня Императорского фарфорового завода около 70 видов клейм, у Дулёвского – не менее 30.

Отсутствие маркировки само по себе не является свидетельством подделки. Надпись, если её наносили надглазурными красками, могла стереться со временем или при неправильном уходе. Наоборот, должны настораживать слишком чёткие клейма, без смазанных или слабо различимых элементов. Они могут выдать новодел.

Также следует обратить внимание на следующие нюансы:

  • цвет клейма – часто именно на советских статуэтках он варьируется в зависимости от сортности;
  • способ нанесения краски: надглазурный или подглазурный;
  • авторские надписи и специальный код, указывающий время изготовления и партию.

Статуэтка из фарфора

Всё должно соответствовать данным каталогов. При малейших отклонениях, лучше отказаться от приобретения.

Другие признаки новодела

Начинающим коллекционерам стоит некоторое время походить по антикварным магазинам, приучая глаз сравнивать поддельные и оригинальные статуэтки из фарфора. Они отличаются блеском глазурного покрытия, красками росписи, оттенком «теста» и, часто, размером. Если оригинал используется, чтобы снять форму, а затем делается копия, она, после обжига даст усадку на 16%. То есть, новодел даже визуально будет меньше «исходника».

Статуэтка из фарфора - признаки новодела

Кроме того, выдаёт подделку:

  1. Слишком яркая, «кислотная» цветовая гамма. В советское время краски были природными, слегка приглушёнными, сочетания – гармоничными и спокойными. К тому же со временем эмаль и пигменты немного тускнеют.
  2. Оттенок и структура фарфорового теста. Из-за синтетических добавок, современная керамика выглядит стекловидной, безжизненной, вызывает неприятные тактильные ощущения. Фарфор прошлого века приятный, тёплый на ощупь, отличается нежным молочным оттенком,
  3. Форма и пропорции фигурок. У новоделов неестественные позы, может быть изменён жест или положение тела. Некоторые детали «теряются», особенно это заметно на кистях рук, мелких элементах одежды и цветочном декоре. Если фигурка одной и той же тематики выглядит по-разному, следует обратить внимание на клеймо. Разные заводы могли выпускать одно и то же изделие, но с небольшими изменениями. Бренд в этом случае будет ощутимо влиять на цену.
  4. Небрежная роспись. Особенно заметны дефекты в прорисовке лиц. Искажение пропорций, отсутствие миловидности, невыразительная мимика должны настораживать – советский фарфор создавали профессиональные художники, не допускавшие подобных просчётов.
  5. Нехарактерный «почерк». У каждого известного завода была своя стилистика, которой старались не изменять. Изучать «почерк» предприятий лучше всего по каталогам или непосредственно рассматривая оригинальные изделия в антикварных лавках, на выставках, в музеях и частных коллекциях.

Не стоит «набрасываться» на любые статуэтки советского периода, надеясь, как неопытный золотодобытчик, «намыть» среди песка по-настоящему драгоценные крупицы. Правильнее сосредоточиться на одном заводе и узнать о нём всю возможную информацию – от фамилий ведущих художников до изделий, которые не вошли в тираж, а значит, представляют двойную ценность. На первом месте у коллекционеров продукция Дулёво, Вербилок и ЛФЗ 1930 – 1950-х годов.

Статуэтка из фарфора "Дулёво"

Что собирать

Раритетные экземпляры ценятся на порядок выше фигурок, стоявших в прежние времена в каждом доме. Но имеют значение и другие факторы. Ощутимо влияет на цену статуэток из фарфора тематическая направленность. Наибольший интерес представляют аллегории –  мифологические или литературные сценки, цирк, балет, военные и агитационные сюжеты и так далее. Второе место занимает детская тематика. Здесь следует отдать предпочтение композициям, напоминающим о пионерском прошлом, вызывающим ностальгию. Авторские работы, если речь идет не о современных статуэтках из фарфора, а о винтажных или антикварных, занимают только третью позицию в рейтинге наиболее востребованных. Это связано с затруднённым определением подлинности. С другой стороны, произведения именитых фарфористов – это всегда эксклюзив, «подогревающий» интерес ценителей. Важно, чтобы на изделиях стояла оригинальная авторская подпись.

Статуэтка из фарфора "Вербилок"

Малотиражные фигурки, не относящиеся к уже перечисленным категориям, уступают им в цене, но тоже рекомендуются для коллекционирования. Возраст таких предметов искусства должен составлять не менее 50 лет. Завершает список анималистика. С инвестиционными целями лучше собирать животных – героев басен и сказок, они стоят дороже.

Внимание, реставрация

При покупке фарфоровых статуэток через интернет-сайты, повышается риск приобрести не только фальшивку, но и фарфор, подвергшийся профессиональной реставрации. Его ликвидность намного ниже, поскольку найти ценителя, который «махнёт рукой» на восстановительные работы, сложно. Есть смысл покупать отреставрированные вещи, только если они являются раритетными и представляют художественную или историческую ценность. Такие предметы приобретут в любом случае, главное, чтобы изъяны не были заметны и не влияли на внешний вид статуэтки.

Итальянская статуэтка из фарфора

Определить, проводилась ли реставрация можно:

  • по дате изготовления – фарфоровые фигурки XVIII века вряд ли сохранят свою целостность;
  • внимательно ощупывая статуэтку сухими руками, чтобы ощутить трещины на глазури;
  • при помощи магнита, который выявит металлически штыри, удерживающие детали.
  • поднося на несколько секунд к статуэтке зажигалку – если есть реставрация, раздастся характерный треск.