Знаменитый чешский фарфор начал свою историю достаточно поздно, уже в конце XVIII в. Ровно тогда, когда под Карловыми Варами были обнаружены месторождения каолина, главного ингредиента для производства фарфора. Качество сырья оказалось настолько высоким, что его использовали не только для местных нужд, но и активно экспортировали по всей Европе.
Технологический процесс, которому следовали производители, мало чем отличался от классических подходов немецких мануфактурщиков. И это неудивительно, так как Чехия являлась частью великой империи Габсбургов еще с 1526 г., а начиная с 1867 г. вошла в состав Австро-Венгрии. Вполне закономерно, что большинство фабрик, специализировавшихся на выпуске фарфоровой посуды, были сосредоточены в руках немецких промышленников. При этом цена изделий всегда устанавливалась на порядок ниже по сравнению с аналогичной продукцией Германии и Англии, не уступая ей по качеству.
Традиционно Чехия делала упор на производство так называемого твердого фарфора, основу которого составляли два основных компонента: каолин и полевой шпат. Каолин — жирный тугоплавкий материал, отличающийся хорошей пластичностью и твердостью при застывании. Полевой шпат — легкоплавкий минерал, играющий роль катализатора для плавления кварца и каолина, а также придающий фарфоровой массе на выходе глянцевый оттенок.
Чешский фарфор обычно ассоциируется чайными и столовыми сервизами, купить которые можно относительно недорого на распродажах или в интернет-магазинах, работающих напрямую с производителями. Помимо чашек, тарелок и блюдец, в посудные комплекты входят и другие предметы: сахарницы, молочники, заварные чайники, конфетницы и т. д. Обязательными элементами столовых наборов являются салатники, круглые и овальные блюда для рыбы, мяса и закусок, а также соусницы, солонки, емкости для масла, лимонницы и в некоторых случаях даже миски для костей или кольца для салфеток.
Знаменитые узоры чешского фарфора
Помимо превосходного качества, чешский фарфор узнаваем и своим декоративным оформлением. Существует несколько основных вариантов росписи, по которым можно сразу угадать — да, эта посуда «родом» из Чехии.
Луковичный узор (цибулак). Рисунок представляет собой комбинацию растительных мотивов, равномерно распределенных по плоскости посуды и выполненных в синих тонах. Из-за цветового сходства классический чешский узор часто путали с русской гжелью.
Каждый элемент орнамента имеет свое смысловое значение, а также порядок размещения на общем полотне рисунка. Например, бамбуковая ветвь, переплетенная с цветками пиона, символизирует развитие и надежные семейные узы. Персик — синоним бессмертия и вечной молодости, а гранат «отвечает» за плодовитое потомство и мир в семье.
Именно гранат стал причиной того, что сервизы с красивым синим декором окрестили луковичными. Непривычный европейскому глазу экзотический фрукт долгое время не воспринимался людьми. Идея орнамента пришла из Китая, родины фарфора, поэтому видя незнакомые плоды, чехи искали в них что-нибудь привычное и понятное их глазу. Так цветки граната трансформировались в обыкновенный лук, причем художники нисколько не противились этому «обмену», с удовольствием изображая на тарелках стилизованные луковички. Сервизы с луковичным декором начали выпускаться в конце 1880-х гг., и не сняты с производства до сих пор, став национальным символом страны.
Мадонна. Техника и стилистика росписи была скопирована с картин живописцев Средневековья. Как правило, религиозные сценки изображались в центре плоскости либо фрагментарно по краям тарелок и банкетных блюд. Существует множество вариаций рисунков в данной тематической направленности, и во всех них главным персонажем является облик Мадонны. Впервые идея переложить художественный образ непорочной Девы Марии на фарфор воплотилась в стенах мейсенской мануфактуры, и уже потом она была подхвачена и усовершенствована чешскими мастерами.
Максимальную популярность сервизы в стиле «Мадонна» приобрели в 1970-1980-х гг. в Советском Союзе. За ними велась настоящая охота, и когда «трофей» наконец-то занимал свое почетное место на полке серванта, хозяева гордо хвастались своим приобретением друзьям и соседям. Ценности посуде прибавляла также позолота из 24-каратного золота, которой покрывались узоры и ручки чашек, кофейников, сахарниц и других предметов. Несмотря на то, что пиковый спрос на подобное оформление уже прошел, столовые и чайные наборы продолжаются выпускаться. В основном фарфоровая посуда такого плана ориентирована на российский рынок.
Мейсенский цветок. Еще одна идея, позаимствованная у мейсенских художников. Хотя говорить о тотальном плагиате было бы неверно, так как флористические мотивы для росписи фарфора использовались на европейских мануфактурах повсеместно. Особенностью рисунка является его простота — он изображается на чистом белом фоне, а сам эскиз выполняется яркими красками, но без вычурных завитков и растительных орнаментов. Совершенства в исполнении полевых цветов добились мастера фабрики Thurn, и именно с ее именем связывают сервизы с подобным рельефом.
Чешский гусь. Считается, что рисунок был придуман в XIII в., и с тех пор его техника исполнения практически не изменилась. Забавных белых гусей с бантами в синий горошек, «пасущихся» на абсолютно белом фоне, можно увидеть на антикварных сервизах, которые имеет достаточно высокую ценность среди любителей старины.
По стилистической подаче посуда тяготеет к провансу, отлично сочетаясь с деревянной мебелью и цветочными занавесками. Кажущаяся простота только подчеркивает эстетику линий, давая понять, что перед глазами изделия vip-уровня. Интересно, что гусиные мотивы встречаются не только в полноценных столовых наборах, но и отдельных предметах — солонках, перечницах, сахарницах и т. д. Некоторые заводы Чехии стали применять такой маркетинговый ход, давая возможность туристам и местным жителям покупать посуду частями, используя ее в дальнейшем не только по назначению, но и в качестве сувениров.
Розовый фарфор. Визитная карточка фарфоровой индустрии Чехии. Особенность производства заключается в том, что окрашивание в характерный розоватый оттенок происходит не на стадии декорирования, а в процессе «вымешивания» массы. В сырье добавляется специальный красящий пигмент, который смешивается с остальными ингредиентами и дает такой интересный эффект на выходе. Готовые изделия покрываются прозрачной глазурью, позолотой и цветочными орнаментами.
Первая фабрика, начавшая выпускать розовый фарфор, располагалась в поселке Хордов недалеко от Карловых Вар. Уже в середине XIX в. идея была подхвачена и другими производителями, но все они вели свою деятельность исключительно на территории Чехии. Сегодня столовые сервизы из розового фарфора можно встретить в президентском дворце Праги, а также на столах европейских дипломатических посольств.
Фарфоровые пивные кружки
Бытующее мнение, что пивная посуда изготавливается только из керамики и стекла, наглядно опровергают чешские производители фарфора. В продаже представлено множество вариантов кружек и кувшинов, предназначенных для употребления пенного напитка, однако из-за высокой цены они нечасто встречаются в пабах и ресторанах. Как правило, это сувенирная продукция или посуда для домашнего использования.
Объем кружек варьируется от 0,3 до 1 л, в комплекте может идти крышка, которая сегодня воспринимается больше, как часть истории, нежели имеет функциональное назначение. Раньше в трактирах крышки служили для защиты пива от мух, слетающихся на запах солода. Не менее популярны и кувшины, представляющие собой объемные сосуды, в которых можно поместить 2-3 л напитка. Все они делаются с широким горлом, а некоторые модели оснащены все теми же крышками, не дающими пиву выдохнуться.
Фарфор никаким образом не влияет на вкусовые качества пива. Он абсолютно нейтрален по химическому составу, не вступает с жидкостями в реакции и в отличие от металла и дерева не придает напиткам постороннего привкуса. Особенные физические свойства фарфора играют в плюс в части поддержания оптимальной температуры внутри посуды. Это значит, что, содержась в кувшине или любой другой глубокой емкости, пиво остается охлажденным даже в полуденный зной.
Пивные кружки из Чехии можно узнать по следующим «маркерам»:
- Крышка усложненной формы. Часто они имеют конусообразную конфигурацию и собственную ручку-рычаг, с помощью которой и подымаются вверх. Рычаг прикрепляется к ободу, опоясывающему горло кружки, и непосредственно ручке. Нередко изготавливаются из латуни, олова или других нержавеющих металлов.
- Роспись. Существует два варианта росписи: подглазурная и надглазурная. Первая наносится на всю площадь кружки, кроме дна, и на солнце светится ярким глянцем. Вторая закрепляется посредством обжига в специальных печах, в результате чего посуда получается крепкой и износостойкой. Орнамент может распределяться по всей поверхности либо представлять собой отдельные картинки, помещенные на лицевую часть кружки или кувшина.
- Фактурность. Часто пивная посуда оформляется рельефным узором, повторяющимся по окружности. Для создания рисунков используется тема охоты, бытовые сценки, картинки отдыха в трактирах. Сувенирные версии могут быть стилизованы под символику какого-то определенного города или страны в целом. Также встречаются классические луковичные узоры в духе русской гжели.
Маркировка чешского фарфора
Фарфор начали маркировать практически с самого начала его производства, и со временем китайские традиции были подхвачены и европейскими мануфактурами. Маркировка выполнялась не только для обозначения производителя, но и для защиты от подделок. Выглядела в форме специальных клейм, как правило, наносившихся синими красками. Сначала фирменные знаки пропечатывались на уже закрепленной глазури, а позже уже начали выполняться подглазурным способом.
С конца XVIII в. метки на фарфоре стали обязательным требованием, более того, были введены четкие правила относительно их исполнения. Собственники фарфоровых предприятий обязаны были регистрировать свои логотипы в соответствующих реестрах и проходить аттестационную процедуру.
В Чехии маркировка фарфоровой посуды долгий период осуществлялась по упрощенной схеме. Для обозначения происхождения на дно продукции наносилось несколько букв, в которых была зашифрована фамилия хозяина завода или места, где он располагался. Чтобы подчеркнуть географическую принадлежность изделия к клейму добавлялось сначала слово «Австрия», после 1918 г. появилась надпись «Сделано в Чехословакии», а в 1945 г. к фирменному логотипу мануфактуры присоединили слово «Германия». После Второй мировой войны производители фарфора вернулись к старой системе маркировки, разработанной более ста лет назад.
Такая нестабильность в оформлении клейм напрямую связана с историей самой страны. Фарфоровая посуда являлась не только элементом национальной культуры и историческим достоянием, но и стратегическим продуктом, входящим в список самых доходных экспортных товаров. Именно поэтому контроль над ее производством, а также уровнем защиты от подделок осуществлялся на государственном уровне.
В настоящее время используются два типа меток:
- Логотип фабрики, нанесенный краской синего либо красного цвета (реже зеленого, коричневого) под глазурью. Позволяет определить принадлежность посуды к той или иной марке. Штамп должен иметь ровные четкие края, без сколов и прочих дефектов.
- Рельефное клеймо, выполняемое в виде оттиска на дне изделия. Трудно поддается подделыванию, однако среди современных производителей используется достаточно редко.