Чешские сервизы из фарфора

Столовые и чайные сервизы из фарфора, произведенные в Чехии – посуда, способная превратить будни в праздники. Её не нужно хранить для особого случая, высокое качество и прочность позволят использовать предметы сервировки каждый день, а великолепный дизайн доставит эстетическое наслаждение и надолго зарядит позитивом. Ведущие чешские фабрики славятся вековыми традициями производства и строго придерживаются проверенной временем технологии и рецептуры. Их продукция – лучший подарок не только окружающим, но и себе.

Особенности фарфора из Чехии

Чешские производители специализируются на посуде – ресторанной и домашнего пользования, парадной, повседневной, детской, сувенирной. Независимо от предназначения, она отличается:

  • эргономичностью;
  • изысканным дизайном;
  • устойчивостью к сколам;
  • практичностью – не требует сложного ухода, подходит для готовки при высоких температурах;
  • долговечностью;
  • доступной ценой.

Формы и декор сервизов преимущественно классические, они не устаревают и не надоедают со временем, органично вписываются в любой интерьер. Гиганты фарфоровой индустрии используют несколько популярных мотивов, по которым чешскую тонкостенную керамику можно сразу отличить на мировом рынке.

Фарфоровые сервизы из Чехии

Самые известные сервизы

Поскольку к моменту возникновения фарфорового производства в Чехии страна входила в Австро-венгерскую империю, старинные предприятия до сих пор создают продукцию преимущественно по немецким образцам. Например, знаменитый «луковый узор» является удачной вариацией на тему мейсенской кобальтовой росписи. Под влиянием той же мануфактуры родились и сервизы барочного стиля с библейскими сюжетами, сегодня известные как «Мадонна».

Однако есть у чешских фабрик и свои эксклюзивные виды дизайна. Это легендарная посуда Bernadotte с узорчатым рельефом, фирменная роспись «Гуси», а также оригинальный розовый фарфор, окрашенный в черепке. Крупные производители стараются учесть интересы покупателей и выпускают, как правило, не единичные сервизы, а коллекции с большим ассортиментом, из которого можно выбрать нужные предметы. При желании или необходимости посуду постепенно докупают, не беспокоясь, что она будет отличаться по стилю или исполнению от предыдущей партии.

Сервизы Bernadotte

Наборы Thun

Под торговой маркой Thun – 1974 работают сразу четыре выдающихся предприятия Чехии. Их продукция выполнена в неоклассическом стиле и благодаря лаконичному декору в полной мере демонстрирует красоту и качество твёрдого фарфора.

Клаштерецкий завод

Одна из старейших чешских мануфактур была основана в 1794 году австрийским дворянином Франтишеком Йозефом Туном в деревне Миржетице под городом Клаштерец-над-Огржи (Устецкий край, Богемия). Инициатива исходила от управляющего родовым имением – Дж. М. Вебера, случайно обнаружившего рядом с монастырём в районе Чернице обширные залежи каолиновой глины.

Посуда клаштерецкого завода

В 1797 году фабрику арендовал Христиан Нонн из Тюрингии до того занимавшийся развитием прославленной мануфактуры в Фолькштедте. Под его умелым руководством предприятие в Клаштереце расцвело и расширилось, увеличив объёмы и повысив качество продукции. Нонн привёл с собой немецких рабочих и опытных художников, занимавшихся кобальтовой росписью. От глины Чернице отказались, заменив её более качественным белоснежным сырьём из соседней Кадани.

В 1803 году договор аренды, заключённый на 6 лет, истёк, фабрика была возвращена семье Тун и оставалась её собственностью вплоть до окончания Второй мировой войны. Высочайшее качество продукции снискало предприятию из Клаштереца особые привилегии со стороны австрийских монархов и возможность начиная с 1822 года использовать для маркировки выпускаемых изделий государственный герб.

Фарфоровые наборы Чехия

В 1848 году завод перешёл под управление Карла Веньера и с этого момента начал покорять мировой рынок фарфоровой посуды. Расширился ассортимент предприятия, ручное декорирование частично заменилось штамповкой, что позволило расширить производство, сохраняя качество продукции. Взяв при Веньере курс на передовые технологии, завод придерживается его до настоящего времени. В 1870 году на предприятии был выпущен уникальный «Тунский сервиз» для Венского императорского дома, давший впоследствии название торговой марке.

В 1968 году для фабрики построили новые современные здания. А прежние окончательно разрушились и были демонтированы в 2002 году. Сегодня Клаштерецкий завод работает в составе концерна АО «Карловарский фарфор», являясь лидером профильной индустрии. Он выпускает 1000 тонн продукции ежегодно. Среди самых популярных сервизов:

  • «Констанция» – в ретро-стиле;
  • «Опал» – современный нео-ампир;
  • «Натали» – белый с луковым узором;
  • «Менуэт» – изысканный ампир с золотой отводкой.

Помимо готовой посуды, выпускается «бельё» под роспись для других производителей.

Сервизы из фарфора производства Чехия

Завод в Нова Роле

Второе предприятие, работающее под брендом Thun – 1974, относительно молодое, его первая продукция была выпущена в 1928 году. По окончании Второй мировой войны завод стал частью промышленной группы «Карловарский фарфор», а с 2009 года принадлежит компании Thun 1794 a.s. Здесь же, в Нова Роле находится головной офис производственного объединения.

Помимо бытовых сервизов, предприятие выпускает ресторанный фарфор под брендом «Thun Hotel & Restaurant. Nová Role». Общий объём продукции составляет до 4 000 тонн в год. Фабрика оснащена передовым оборудованием, позволяющим добиваться уникального качества в сегменте масс-маркет, поднимая его до премиального уровня.

Фарфор Нова Роле

«Concordia Lesov»

Предприятие, основанное в 1888 году Эрнестом Мадером в городе Лесов, после своего вхождения в концерн «Карловарский фарфор» специализируется на выпуске сервизов Bernadotte. Посуда в стиле барокко молочно-белого или кремового оттенка – национальное достояние и гордость Чехии.

Все элементы гарнитуров Bernadotte, насчитывающих свыше 120 различных предметов, покрыты изящным барельефом, подчёркивающим их безупречную форму. Предусмотрено несколько видов росписи:

  • «дикая роза»;
  • «гуси»;
  • кобальт с золотом;
  • «охота»;
  • «синий глаз»;
  • «Констанция» с восточными мотивами.

Concordia Lesov

Коллекции Bernadotte, помимо традиционных столовых предметов, включают множество дополнительных позиций, о которых редко задумываются другие производители. Это колокольчики, лопатки для тортов, пепельницы, мини-подносы для ключей и разной мелочи, которую не хочется просто так класть на обеденный стол, шкатулки, скалки с деревянными ручками, чайные сита и так далее. «Concordia Lesov» представлена на рынке двумя брендами: Thun Hotel & Restaurant и LC.

«Thun Studio»

Под этой торговой маркой выпускается продукция люксового сегмента. Над ней работают дизайнеры и художники экспериментальной студии при фабрике «Concordia Lesov». Задача предприятия – создание эксклюзивных моделей, представляющих Чехию на крупнейших международных выставках и сохранение традиций художественного производства. Вся продукция студии изготавливается вручную, ограниченными партиями. Стилевые направления варьируются от классики до авангарда. Дизайнеры также ищут новаторские решения, комбинируя керамику со стеклом и металлом.

Thun Studio

Сервизы из розового фарфора

Подобная посуда не выпускается больше ни в одной стране. Настоящий розовый фарфор, окрашенный в массе, а не после первого обжига, поражает своей красотой и утончённостью. Чтобы подчеркнуть роскошь цвета и формы изделий, их декорируют флористической росписью в духе рококо и 24-каратным золотом. Благодаря прозрачной глазури, посуда сохраняет свой уникальный колер, но при этом не пропускает воду и хорошо противостоит агрессивным воздействиям извне.

Пионером в изготовлении нежно-розовой тонкостенной керамики стал Ходовский фарфоровый завод, основанный в 1811 году угольным магнатом Францом Мислом. Расположенное неподалёку от знаменитого на всю Европу курорта Карловы Вары, предприятие должно было выпускать посуду для отдыхавшей на целебных водах публики. Однако европейская знать мало ценила работу чешских фарфористов, не идущую ни в какое сравнение с изысканной продукцией Мейсена или венского Аугартена.

Посуда из розового фарфора

Со временем Ходовская мануфактура смогла создать очень качественный «бисквит», но ему не хватало «изюминки», чтобы достойно выдерживать общеевропейскую конкуренцию. Тогда мастера попробовали окрасить фарфоровые сырьё при помощи тщательно подобранных окисей металлов. Получился так называемый оттенок «фрез», невероятно модный в то время и часто применявшийся в отделке дамских будуаров. Художники мануфактуры смогли эффектно подчеркнуть необычный тон фарфоровой посуды рисунком и золотой отводкой, в результате чего она выглядела эфемерной, словно романтические грёзы. Именно так описывали поэты XIX века впечатляющую ходовскую новинку.

Сегодня завод, создавший неповторимый розовый фарфор, полностью реконструирован, многие процессы в нём автоматизированы, в том числе заливка шликера в формы, загрузка и выгрузка из обжиговых печей. Инновационные технологии позволили увеличить выпуск востребованной во всём мире продукции до 7000 тонн в год. Но заключительный этап – роспись, по-прежнему производится вручную, чтобы не уронить честь и славу предприятия. Кроме Ходовского завода, розовый фарфор производит сегодня и другой чешский гигант – фабрика Rudolf Kämpf, известная потребителю под брендом Leander.

Сервиз Розовый фарфор

«Гуси»

Столовые и чайные наборы, украшенные симпатичной парой гусей, впервые появились в Германии ещё 200 лет назад. Согласно одной из версий, домашнюю птицу нарисовал некий уличный художник, а проходившие мимо владельцы фарфоровой мануфактуры перенесли её на свои изделия. И хотя точных имён и дат в этой истории нет, достоверно одно: едва попав на аристократичную тонкостенную керамику, «простонародные» гуси сразу стали всеобщими любимцами.

Чешские птицы отличаются кокетливым синим в горошек бантом на шее. Ими декорируют посуду разного стилистического направления, но стараются, чтобы она приближалась к Провансу. Среди самых популярных комплектов с «гусиным» рисунком:

  • Bernadotte;
  • «Мэри-Энн»;
  • «Констанция»;
  • «Тетра»;
  • «Офелия».

Чешский фарфор Гуси

Не все чешские производители выпускают наборы с гусями. Предпочтение следует отдать известным брендам: Thun, Leander и Moritz Zdekauer. Каждый из них предлагает своё декоративное решение, хотя стилистика наборов идентична. С 1974 года работающий под торговой маркой Thun завод «Concordia» производит «гусиные» сервизы на базе формы Bernadotte. Белоснежная посуда с изящной синей каймой пользуется невероятной популярностью не только в стране, но и в мире.

Фабрика Rudolf Kämpf изготавливает аналогичную продукцию с 1958 года. Основой послужила культовая линейка «Мэри-Энн» от известного чешского дизайнера Йиржи Лаштовички, выдержанная в прованском стиле.

Чешский сервиз Гуси

Старорольское предприятие Moritz Zdekauer – признанный лидер по производству «гусиного» фарфора. В его активе не только взрослые, но и детские сервизы соответствующей тематики. Они отличаются лишь размерами и небольшим числом предметов. Кроме того, в ассортименте предприятия немало единичной продукции с гусями: салатницы, баночки для хранения сыпучих продуктов и специй, чашки, комплекты тарелок.

Осторожно: подделка

Чешские сервизы из фарфора часто фальсифицируются недобросовестными производителями. Чтобы не стать жертвой подделки, не только малохудожественной и недолговечной, но иногда вредной для здоровья, нужно соблюдать осторожность при покупке:

  1. Приобретать изделия только в фирменных магазинах, где весь товар сертифицирован. Да, цены там выше, но зато гарантировано качество. К тому же, покупку завернут по всем правилам, защитив от малейших повреждений. Совет особенно важен для туристов, которым придётся перевозить посуду на дальние расстояния.Подделки чешского фарфора
  2. Не стоит покупать фарфоровые сувениры в Чехии с лотков. В крайнем случае необходимо тщательно осмотреть их – оригинальная керамика покрыта ровным, однородным слоем глазури без вкраплений, царапин или пятнышек.
  3. Посуду нужно поднести к источнику света, она обязательно должна быть полупрозрачной. Это – отличительная особенность твёрдого фарфора.
  4. Некоторые бренды, указанные на изделиях в качестве торгового знака, вообще не существуют. Например, клеймом «BOHEMIA Fine Porcelain» с короной наверху, маркируется низкосортная продукция из Китая.
  5. Настоящие чешские сервизы не могут стоить дёшево, поэтому не стоит приобретать сомнительный бюджетный товар. Радость от экономии вскоре обернётся разочарованием.