Чайные пары из фарфора — отличная альтернатива полноценным сервизам, потребность в которых для маленьких семей не слишком актуальна. Для ежедневных чаепитий, в которых участвуют всего два человека, нет надобности покупать стандартный набор на 6 или 12 персон — это логично. Подобная «комплектация» подходит и в качестве подарочного варианта, особенно если посуда красиво декорирована и изготовлена на известном фарфоровом заводе.
Китайские корни
Считается, что до изобретения фарфора чашки, как элемента посуды, не существовало. Дорогу к культуре поведения за столом проложили китайцы, ставшие настоящими революционерами в гончарном деле. До XVI в. чай заваривали, используя разные приспособления из глины, серебра и других драгоценных материалов. Продолжительное время техника производства фарфора держалась в строжайшей тайне, а любой «слив» информации карался смертной казней.
Только в XVIII в. европейцам удалось-таки выведать рецептуру используемого сырья и построить собственные мануфактуры по изготовлению фарфоровой посуды. Первая фабрика была открыта в Германии, в небольшом городке Мейсен, ставшем впоследствии колыбелью европейского фарфора. А имена математика Эренфильда Вальтер фон Чирнхауса и алхимика Иоганна Беттгера навсегда вписаны в мировую историю, как главные изобретатели керамики.
Примерно в это же время появилась и мода на чаепития, но «запатентовали» аристократический обычай уже в Англии. Помимо чашек, в обиходе появились блюдца, заварные чайники, а позже и другие предметы посуды, объединенные в сервизы. Традиция употребления чая постепенно обросла всевозможными правилами и ограничениями, преобразовавшись в целый чайный этикет. До сих пор считается моветоном отводить мизинец в сторону, когда держишь ручку, стучать ложкой по стенкам чашки или брать ее в ладонь.
Эволюция чайных чашек
Фарфоровая посуда пользовалась бешеной популярностью, и не только из-за новизны и внешней красоты, но и по практическим причинам. Фарфор был гораздо легче глины и других ранее использовавшихся материалов, не впитывал запахи, а также хорошо удерживал тепло. Тонкие стенки посуды сохраняли напиток не обжигающе горячим, а в меру теплым.
Интересно, что изначально чашки были придуманы в форме широких пиал. При такой конфигурации чай остывал гораздо быстрее, чем в другой посуде. В России вплоть до XX в. использовали именно пиалы или глубокие блюдца, а во многих странах арабского мира древние традиции сохранились и до наших дней. В современной интерпретации чашка «обзавелась» удобной ручкой и блюдцем, причем функция последнего сначала была исключительно защитной — чтобы не допустить пролитие чая на скатерть.
В антикварных магазинах можно найти забавные чашки с выступом в передней части. Виновником изобретения «дефекта» стали усы, мода на которые буквально заполонила Англию и другие европейские страны в XIX в. Британские джентльмены не хотели мириться с тем, что при отпитии из чашки их усы намокали, но и лишить себя удовольствия почаевничать тоже не хотели. Так появилось специальное углубление, чтобы оставаться сухим после чаепития, причем в буквальном смысле этого слова.
Говоря о современных стандартах, стоит отметить, что в каждой стране существуют свои стандарты вместимости чашек. Например, в США это примерно 230-240 мл, Японии — 180-200 мл, Англии — 280 мл и т.д.
Несмотря на промышленное производство, фарфоровая посуда до сих пор изготавливается и расписывается вручную. Неудивительно, что купить чайную пару из костяного фарфора можно по цене целого сервиза, сделанного из обычного жаропрочного стекла или пластика.
Костяной фарфор: секреты производства
Костяной фарфор — один из главных фаворитов среди любителей элитной керамики. Его отличительными чертами являются легкость, воздушность, узнаваемый бело-молочный оттенок и достаточно хорошая прочность при кажущейся хрупкости и тонких стенках. Если посмотреть на фарфоровое изделие на солнечный просвет, то оно будет казаться почти прозрачным.
Данный вид керамики был изобретен в Англии, став производной классического твердого фарфора. Вывести идеальные пропорции сырья удалось Джози Споуду, который первым начал использовать в качестве исходных материалов кости животных, пережженных по особой технологии. Удельный вес основных ингредиентов, применяемых для изготовления костяного фарфора, распределился следующим образом: 25% каолина, 25% полевого шпата (с примесью кварца), 50% пережженных костей.
Производственный процесс предполагал две стадии обжига. Первый выполнялся при температуре 1200-1300 С, второй — при температуре 1000-1100 С. Подготовка костей осуществлялась также в несколько этапов. Сначала из них удалялась вся клеевая масса, затем их подогревали до t 1000 С, в результате чего менялась структура костной основы. Полученная субстанция перетиралась до порошкообразного состояния, разводилась в воде и затем смешивалась с остальными ингредиентами, давая на выходе готовому фарфору ту самую знаменитую белизну и прозрачность.
Технология производства была впоследствии скопирована многими английскими мануфактурами, такими как Derby, Minton, Worcester и т. д., а также распространилась по всему миру, дойдя до Японии и Китая. Сработал принцип бумеранга — китайцы в свое время «подарили» рецепт изготовления твердого фарфора Европе, чтобы через пару столетий узнать от европейцев секрет получения костяного фарфора.
Особого совершенства в оттачивании мастерства достигли японцы, значительно усовершенствовав исходную формулу путем экспериментирования с массовой долей костного порошка в общем составе фарфорового сырья. Керамическая посуда японского производства занимает лидирующие позиции на мировом рынке, отличаясь безупречным качеством и внешней эстетикой. Чайная пара в подарочной упаковке из костяного фарфора — не только оригинальный презент, но и выгодное финансовое вложение. Кто знает, возможно через N-ное количество десятков лет подобный набор перекочует с полок кухонных шкафов на прилавки антикварных магазинов.
Как отличить оригинал от подделки
Главные отличительные черты костяного фарфора — тончайшие, словно яичная скорлупа, стенки, невесомая легкость и мягкий молочный цвет. При легком постукивании по поверхности посуды можно услышать отчетливый звонкий и очень мелодичный звук. Интересный визуальный эффект можно наблюдать при просмотре изделий на свету — они будут казаться прозрачными, как папирусная бумага.
Как и любая дорогая вещь, фарфор всегда находится под бдительным прицелом поддельщиков. Некоторые производители научились использовать специальную белую краску, выдавая фейк за оригинал. Для определения подделки достаточно перевернуть посуду верх дном и посмотреть на донышко — обычно оно остается неокрашенным, и можно увидеть настоящий цвет исходного материала.
Еще один визуальный способ оценки — отсутствие на поверхности материала каких-либо неровностей, подтеков, цветовых переходов и прочих дефектов. Благодаря высокой прочности фарфор обладает тем самым характерным звучанием, который и служит подтверждением оригинальности продукта. Если прикоснуться к чашке или стенке блюдца деревянной палочкой, то можно услышать звонкую и приятную слуху «металлическую» мелодию.