Собирая антикварный фарфор, коллекционеры сталкиваются с трудностями, незнакомыми нумизматам или фалеристам. Приходится оценивать не только подлинность изделия, но и его художественную ценность – а это категория, не имеющая чётких, однозначных критериев. Как сравнить изысканную пластику немецких производителей и, например, фигурки послевоенного периода СССР с нарочито обобщёнными, но невероятно выразительными формами? Можно ли мерить одной меркой Мейсен и Гжель? Тех, кто коллекционирует «белое золото» для собственного удовольствия, мало волнуют подобные вопросы. Однако, чтобы в дальнейшем получать прибыль, нужно проявить максимальную беспристрастность и учитывать не «чистую эстетику», а востребованность у потенциальных покупателей.
Памятка начинающему коллекционеру
Антикварным считается фарфор, произведенный как минимум 100 лет назад, обладающий художественной или исторической ценностью. Среди российских коллекционеров нередко к данной категории причисляются изделия советского периода, в том числе и послевоенные. Это – особенность отечественного антикварного рынка, на западе к временным критериям подходят намного строже. И продукция ЛФЗ или Вербилок полувековой давности там будет иметь статус винтажной, не более. Эту разницу тоже следует учесть, собирая коллекцию.
Но и возраст фарфора сам по себе не определяет его принадлежность к антиквариату. Вкладывая средства в столовую посуду или малую пластику, придётся учитывать совокупность факторов.
На что обратить внимание при покупке «антиков»
- Изделия, выпущенные малым тиражом (не более 200 экземпляров) ценятся намного выше, чем продукция массового производства, которая относится к тому же периоду. Да, эксклюзив обойдётся владельцу в немалую сумму, но и прибыль в дальнейшем принесёт соответствующую. А предметы, занимающие полку почти в каждом доме, даже по прошествии многих лет останутся малоинтересными для ценителей. Объектом исторического наследия они станут не ранее, чем через 100 – 200 лет. Вряд ли кому-то нужна прибыль в столь отдалённой перспективе.
- Нежелательно, чтобы вещь имела дефекты или подвергалась реставрации. Это повлияет на цену при продаже. Особенно, если речь идёт о посуде, которой собираются пользоваться.
- На российском рынке лучше продаётся отечественный антикварный фарфор. Он воспринимается как семейная реликвия, живая связь поколений, даже если был куплен недавно и не передавался по наследству. Качественные европейские образцы, во-первых, стоят намного дороже и не могут найти в России своего потребителя, во-вторых, меньше изучены, что увеличивает опасность купить подделку.
- Двойную цену часто платят за вещи «с историей». Либо они приурочены к памятному событию, например, наполеоновскому правлению, либо принадлежали ранее известной личности. Особый интерес представляет советский агитационный фарфор – в нём отражается целый пласт уникальной культуры, которой не было больше ни в одной стране.
- Чем больше в предмете ручной работы, тем выше его коллекционная стоимость. Старинный фарфор с деколью тоже будет пользоваться спросом, поскольку сильно отличается от современных аналогов. Но ручная роспись стоит в разы дороже. Так же, как и лепка – знаменитые «Кружевницы» или цветочный декор Севра и Каподимонте.
- Если есть возможность, рекомендуется покупать предметы «с именем». Одно такое приобретение, порой, стоит целой коллекции от неизвестных на мировом уровне производителей. Среди российских предприятий внимания заслуживают ИФЗ, Дулёво, Вербилки, а также сегодня не существующие заводы: Попова, Корнилова и Кузнецовский. В Европе высоко ценится французский и немецкий фарфоровый антиквариат.
С чего начать
Коллекционер обязан хорошо знать «предмет своей страсти». Поэтому нет смысла скупать любой старинный фарфор, лучше сосредоточиться на продукции одного завода или выбрать определённый временной отрезок и узнать о нём всё: от А до Я. Эксперты рекомендуют читать профильную литературу, посещать выставки и антикварные салоны с тем, чтобы понимать, как выглядит по-настоящему ценная тонкостенная керамика и не попадаться на фальсификат.
Необходимо также тщательно изучить клейма интересующего завода, которые существовали в разные периоды. Если на фарфоровом изделии стоит правильная маркировка, но её вид не соответствует заявленному продавцом времени изготовления, скорее всего речь идёт о подделке. Клейма наносили преимущественно подглазурными, реже надглазурными красками или отдавливали в тесте. На штучных изделиях они до сих пор прописываются вручную, поэтому не могут быть идеально ровными и симметричными как при штамповке.
Часто начинающие коллекционеры совершают покупки через интернет. Им кажется, что такой способ – самый дешёвый и доступный. Не приходится искать магазины с действительно стоящим ассортиментом, часами рыться в развалах блошиных рынков, лично встречаться с владельцами раритетов. Всё уже собрано, подготовлено и аккуратно выложено на виртуальных страницах с подробным описанием и фото в хорошем разрешении.
Однако мошенники тоже знают об особенностях покупательского спроса, поэтому большинство подделок, в том числе и китайский новодел, можно встретить именно на интернет-площадках. Хорошо, если совестливый продавец скромно назовёт своё предложение статуэткой или сервизом с «клеймом производителя Мейсен», либо других, не менее известных брендов. Двусмысленное описание сразу выдаёт фальсификат. Никто ведь не утверждает, что продаёт подлинник, а заявленная маркировка действительно присутствует. Но есть и те, кто гордо настаивает на оригинальности выставленной продукции и даже указывает период её изготовления, что может сбить с толку неопытных покупателей. «Выдать» китайский новодел может подставка – производитель использует современные, более технологичные формы, о которых не имели понятия мастера XIX и начала XX века. Но главное, должна настораживать низкая цена, которой и приманивают коллекционеров-новичков.
О реставрации
Есть большая разница между просто старым фарфором и антикварным. Битые изделия могут иметь ценность, только если они:
- являются высокохудожественными;
- очень редкие, а целых аналогов уже не существует.
Подобные экземпляры стараются отреставрировать, что может обернуться двойными расходами. Восстановительные работы порой стоят дороже, чем само изделие. А вот продать его впоследствии, окупив все вложения, будет проблематично. Приобретать ли реставрированный фарфор? У экспертов нет однозначного ответа. Иногда, купив за копейки на блошином рынке действительно ценную вещь и отдав в руки хорошего мастера, можно затем продать её не дешевле целой. Если найдётся покупатель, которому предмет действительно придётся по душе.
Сказанное в большей степени относится к статуэткам начала – середины XIX века. Даже в музеях редко найдутся экземпляры хорошей сохранности, что уж говорить о частных предложениях. Тончайшие хрупкие детали – кружева, разделённые пальчики, локоны в причёсках, лепестки цветов, не всегда способны выдержать натиск времени. Но в данном случае небольшая реставрация слабо отразится на стоимости фарфорового раритета. Настоящие ценители обычно закрывают глаза на «нюансы», когда держат в руках подлинный шедевр. Сложнее с посудой. Даже высочайшее качество работы реставратора не заменит целое изделие. Восстановленные чашки и блюдца всё равно разрушатся при активной эксплуатации.
Если нет желания становиться владельцем отреставрированного (иными словами, менее ликвидного) фарфора, лучше избегать интернет-покупок. Изделие в салоне или на рынке внимательно осматривают через лупу, а затем медленно проводят по нему пальцами. Мелкие трещинки или сколы чувствуются на гладкой глазури. Обращать внимание нужно на детали: слишком тонкие пальцы на руках и ногах статуэток могут стать следствием восстановительных работ. Проверить посуду можно зажигалкой. Её подносят к чашке, кувшину или тарелке и держат несколько секунд. Характерный треск выдаёт наличие реставрации. В особо сложных случаях – при высокой цене изделия и сомнениях по поводу его сохранности, лучше обратиться за консультацией к специалистам.
Как «вычислить» подделку
Сколько советов не давали бы знатоки, сколько справочников не выпускалось бы производителями и экспертами, ничего не гарантирует стопроцентную защиту от фейка. Коллекционеру придётся вырабатывать собственное «чутьё» на фальсификат, который в последние годы стал качественнее и намного масштабнее. Нужно держать в руках как можно больше антикварных фарфоровых изделий, чтобы понимать на интуитивном уровне, чем они отличаются от новодела. Сегодня уже известно, что китайские мастера скупают оригинальную продукцию ведущих мировых брендов, затем копируют её и возвращают на вторичный рынок под видом коллекционных изделий. Среди российских производителей, чаще всего подделывают Императорский фарфоровый завод.
Признаки антикварного фарфора
- Состав фарфоровой массы в XVIII – XX веке существенно отличался от современного, где присутствуют синтетические компоненты. Соответственно, и выглядят изделия из неё по-другому: меняется цвет черепка, просвечиваемость, толщина, плотность, масса. Всё это чувствуется, когда смотришь на статуэтку или посудный комплект, держишь вещь в руках, ощущаешь её тепло. Настоящий старинный фарфор быстро нагревается от рук, тогда как полусинтетические материалы остаются холодными и безжизненными.
- На антикварных изделиях всегда есть потёртости, особенно на отводках золотом. Это своего рода «защита от фальсификата».
- Некачественная роспись лиц статуэток и деталей одежды, скорее всего, признак новодела. Есть производители, под влиянием войны или других обстоятельств снижавшие качество продукции, но об этом должны быть сведения в справочной литературе. Такие явления – редкость. Цветовая гамма новодельной продукции ярче и «крикливее», оригинала. В производстве сегодня используются другие красители и процесс обжига несколько изменился, что сказывается на внешнем виде фарфора.
- При копировании известных произведений, фальсификаторы снимают форму с готового изделия. Их сервизы или малая пластика после обжига дают традиционную усадку и в результате получаются на 16 – 20% меньше оригинала. Эту разницу можно заметить невооружённым взглядом.
- Многое расскажет донышко, его форма, глазурный слой или его отсутствие, клейма и дополнительные надписи. Важный признак старины – загрязнения, въевшиеся за долгие годы эксплуатации в неглазурованные бортики. Но фальсификаторы иногда имитируют эти естественные «следы времени», так что безоговорочно доверять пятнам неизвестного происхождения не стоит. На донышке, помимо клейма и авторских знаков (последние присутствуют в единичных случаях), есть ещё зашифрованные сведения о периоде изготовления, партии, сортности и так далее. Фальсификаторы редко уделяют внимание таким «мелочам», тогда как серьёзные производители старались выдать максимум информации о каждом изделии, тем более эксклюзивном.
- Фарфоровые предприятия советского периода нередко выстраивали ассортимент за счёт одного-двух ведущих художников. Изучив почерк и стилистические особенности этих мастеров, а также каталог их произведений, выявить новодел будет намного проще.
- Продавцы подделок – хорошие психологи. Милая старушка, продающая на рынке «семейное наследство» может оказаться обычной мошенницей. К настоящему времени большинство стоящих предметов старины выкуплены и находятся в частных или музейных коллекциях. Предлагаемый пожилой женщиной товар, даже если он был произведен 50 – 70 лет назад, скорее всего, не имеет большой художественной ценности и вряд ли принесёт дивиденды владельцу.