Значок «Отличник ВВС»

Практика поощрения солдат и офицеров нагрудными жетонами была распространена в Советском Союзе. Значки вручали в довоенное, военное и послевоенное время как факт признания личных и профессиональных заслуг военнослужащих. Значок «Отличник ВВС», учрежденный в 1957 году, являлся одним из таких поощрений.

История

Свержение царя и образование СССР стало для новой власти серьезным вызовом, так как ей предстояло создать армию, хорошо оснащенную технически и крепкую морально. Без этого о поддержании порядка внутри страны и эффективном противостоянии внешним угрозам нечего было и мечтать. Для поддержания боевого духа, нацеленности на результат и придумали нагрудные знаки для поощрения отличников.

Отличник ВВС

В довоенные годы значки вручали солдатам и гражданским, продемонстрировавшим отличные результаты военной подготовки. В годы Великой Отечественной войны нагрудные знаки вручались военнослужащим разных родов войск, непосредственно участвовавшим в боевых действиях или обеспечивавшим потребности армии.

В послевоенное время жетоны для отличников службы существовали еще 12 лет, после чего практически все их упразднили. Это было связано с перевооружением и масштабной реорганизацией, проходившей в Вооруженных Силах СССР. Одни армейские формирования расформировывались, другие – переименовывались, объединялись, менялись названия.

Учреждение знака

17 апреля 1957 года министр обороны СССР (маршал Георгий Жуков) подписал приказ №67, которым утвердил новые нагрудные знаки, в том числе «Отличник ВВС».

Учреждение знака Отличник ВВС

Приказу маршала Жукова предшествовало постановление Совмина Советского Союза от 29.12.1956 года о поощрении солдат, сержантов, старшин за успехи, проявленные в боевой и политической подготовке.

Знак отличника вручался военнослужащим лишь один раз за все время службы в ВС СССР. Сведения об этом заносились в военный билет и служебную книжку. Удостоверение к значку не прилагалось.

Представления к награждению подавали командиры подразделений, частей, начальники летных училищ. Вручали знаки отличия командиры и начальники, зачитав соответствующий приказ перед личным составом.

Кого награждали?

Наградными жетонами поощрялись:

  • рядовые, сержанты и старшины ВВС;
  • личный состав пограничной авиации;
  • служащие подразделений ПВО;
  • курсанты военных летных школ и училищ.

Награждение знаком Отличник ВВС

Претенденты должны были соответствовать жестким критериям:

  • отлично владеть своей специальностью;
  • иметь отличные оценки по профильным дисциплинам;
  • демонстрировать образцовую воинскую дисциплину;
  • бережно относиться к оружию и другому имуществу.

При отборе приоритет был у кандидатов, которые ранее представлялись к наградам или поощрялись другими способами.

Описание

Нагрудные значки «Отличник ВВС» в СССР выпускал московский завод «Победа». Дизайн жетона похож на другие знаки серии – для отличников ВМФ и Советской Армии. Цена всех трех изделий тоже примерно одинаковая – 150-250 рублей.

Жетон оформлен в форме голубого щита, наложенного на золотистые дубовые ветки, выступающие с обеих сторон.

Значок «Отличник ВВС» - описание

По краю щита проложена серая фигурная полоса, на которой симметрично расставлено 11 золотистых точек.

В верхней части по центру – круг, покрытый белой эмалью. В круге – пятиконечная красная звезда с золотой окантовкой. В центре звезды – серп и молот золотистого диска. По краю круга – белый поясок с надписью «Отличник ВВС» вверху и пятиконечной золотой звездочкой и двумя точками внизу. Под кругом, в нижней части щита – крылья с пропеллером.

На оборотной стороне – булавка для крепления к одежде. Размер значка – 4 х 3 см.

Разновидности

Значки «Отличник ВВС» разных лет отличаются. Эти отличия влияют и на цену экземпляров. Ранние выпуски ценятся у коллекционеров дороже, чем более поздние экземпляры.

В первых тиражах «Отличника» обод щита покрывался гальваническим способом и выглядел как состаренная медь. В более поздних выпусках использовалось золочение и серая эмаль для окрашивания щита.

Значок «Отличник ВВС»

Известны следующие разновидности нагрудных жетонов:

  • 1957-67 – знаки изготавливали из тяжелого металла, декорировали горячей эмалью, в качестве крепления использовали винт или булавку;
  • 1967-69 – в этот период экземпляров с винтовым креплением не было – только булавки, знаки изготавливали из томпака;
  • 1969 – в этом году впервые выпустили тираж из алюминия, для покрытия использовали синтетические эмали, в качестве крепления снова появился винт;
  • 1976 – началось массовое изготовление знаков отличия из анодированного алюминия, в качестве крепления использовались булавки;
  • 1984 – в целях снижения себестоимости значки изготавливали из алюминия и комплектовали простой заколкой для крепления к пиджаку.

Знак вручался до распада Советского Союза в 1991 году.

ВВС послевоенного периода

Военно-воздушным силам Советского Союза было, чем гордиться в послевоенное время. Еще в годы ВОВ конструкторы работали над созданием реактивного самолета. 24 апреля 1946-го первые серийные модели МиГ-9 и Як-15 поднялись в воздух и развили скорость 900 км/ч и 800 км/ч соответственно. После этого оба поступили на вооружение ВВС и пошли в массовое производство.

Наряду с перевооружением ВВС проходила и реорганизация самой структуры, в ходе которой появились подразделения фронтовой, дальней, военно-транспортной авиации. Постепенно формировалась новая воздушная армия, в составе которой были полки и дивизии, а дислоцировалась она на аэродромах страны и за ее пределами.

Значок Отличник ВВС и другие значки "Отличник"

В 1950-м началась эпоха сверхзвуковой авиации. Первый сверхзвуковой истребитель МиГ-19 по техническим и эксплуатационным параметрам вплотную приблизился к американскому F-100. Морально и технически устаревшие бомбардировщики заменяли новые МиГ-15бис, а дальняя авиация осваивала тяжелые Ту-16, Ту-95, М-4, 3М.

В 1956 году штурмовую авиацию в Советском Союзе ликвидировали – меньше, чем через год ее заменила истребительно-бомбардировочная авиация. Перед новым формированием стояла цель – поддерживать пехоту и флот, уничтожая важные объекты. На вооружение ВВС поступили самолеты «воздух-воздух» и «воздух-земля».

В 1958-ом в серийное производство пошел истребитель МиГ-21. Легкий и маневренный самолет развивал скорость 2200 км/ч и долгое время являлся основной боевой воздушной техникой.

В дальнейшем возможности и техническое оснащение авиации только росло. В 70-х советские летчики начали испытывать истребители третьего поколения МиГ-25.

С 1974 года уже повсеместно использовались истребители Як-38 вертикального взлета и посадки. Но в конце 80-х их сняли с вооружения из-за ограниченного радиуса действия и других недостатков.

Инженеры-конструкторы, пилоты, командный состав активно изучали опыт использования авиации в локальных военных конфликтах и усовершенствовали самолеты на его основе. Вскоре военная авиация уже могла переходить на малые высоты, появились управляемые ракеты.

У четвертого поколения истребителей МиГ-29 и Су-27 была улучшенная маневренность и другие преимущества. Эти модели постепенно вытеснили старые самолеты и до сих пор находятся на вооружении ВВС Российской Федерации.

К середине 80-х в распоряжении ВВС уже представляли хорошо подготовленную боевую структуру с разветвленной сетью аэродромов и боевой техники. Но уже в конце 80-х на фоне разоружения и перехода к оборонной деятельности началось массовое сокращение в подразделении. Оно коснулось людей и техники. Самолеты, выведенные из состава авиации, отправляли на базы хранения.

Значок «Отличник ВВС» РФ

В декабре 1991 года ВВС Советского Союза разделили между собой Россия и независимые республики. По результатам раздела РФ получила почти 65% личного состава и около 40% техники. Так началась новейшая история военно-воздушных сил.