Значки с самолетами СССР

Значки из серии «Авиация СССР» пользуются спросом у коллекционеров. Лоты в хорошем состоянии часто встречаются на Авито, Мешке и других площадках, где продавцы выставляют раритеты. Интерес к авиационной тематике понятен: за 100-летнюю историю развития отрасли выпущены десятки серий, тысячи значков – событийных, тематических, ведомственных.

На заре авиации

Создание Совета по гражданской авиации инициировал Владимир Ленин. 9 февраля 1923 года этот орган появился, а после него были учреждены общества «Добролет», «Укрвоздухпуть», «Закавиа». Они и стали фундаментом для формирования и развития авиации молодой страны советов.

Добролет

Через несколько лет все перечисленные общества объединили в единую структуру – ГВФ, в дальнейшем она была преобразована в Министерство гражданской авиации.

С появлением авиационных обществ стартовал выпуск нагрудных значков. Одним из первых был «Добролет».

Добролет

Нагрудный аксессуар выпускался в 1923-26 годах. Он выполнен в форме кольца размером 3,7 см. Это кольцо образуют шестерня и пшеничные колосья. В верхней части слева на колосья наложена аббревиатура «СССР».

Значок "Добролет"

По центру шестеренки – накладка в форме серпа и молота. На накладке – биплан, окрашенный красно-синей эмалью. Размах крыльев у биплана – 2 см. На нем – синие буквы «Д и Л», расположенные одна под другой.

Ниже, на серпе и молоте, расположено слово «Добролет». Для изготовления знаков использовалось серебро. Сегодня такие аксессуары – редкость, на аукционах они иногда встречаются, но стоимость стартует с 50-55 тысяч рублей.

Отличник Аэрофлота

Этот знак учрежден в 1937 году. С 5 ноября 1938-го вручался в качестве награды личному составу ГУ ГВФ. Для получения почетного аксессуара нужно было продемонстрировать особые результаты в работе, перевыполнить план, выиграть социалистическое соревнование.

Знак вручался с 1939 по 1973 годы. В первый год его получили всего 36 человек, а за все время – около 17 тысяч. Первым обладателем «Отличника Аэрофлота» стал герой Советского Союза Волкан Горанов. Это псевдоним военного летчика-истребителя Захария Захариева – сам он родом из Болгарии.

Значок "Отличник Аэрофлота"

«Отличник Аэрофлота» оформлен как земной шар размерами 3,9 х 3,2 см, на который наложена эмблема Аэрофлота в обрамлении ветвей лавра. Вверху – государственный флаг Советского Союза и знамя летного ведомства. Внизу – лента, покрытая красной эмалью. На ней – название значка, расположенное в две строки.

Для изготовления аксессуаров использовались серебро или бронза. Серебряные аксессуары сегодня стоят 6-7 тысяч рублей, бронзовые – 500-600 рублей.

Другие довоенные выпуски

В предвоенный период самолеты на значках СССР встречались повсеместно. Это закономерно, ведь авиастроение в то время было флагманом технического прогресса, поэтому и внимание к нему было повышенное.

В 30-40-е прошлого века заводы выпускали нагрудные знаки с летной техникой сотнями. Тираж каждого образца насчитывал миллионы экземпляров. В этот период появилось множество аксессуаров.

Московский комсомолец

Дизайн в форме самолета с размахом крыльев 6 см. Шасси обвиты ветками лавра, накладной винт окрашен красной эмалью. Над аппаратом видно 3 луча красной звезды. Они расположены на фоне кольца с аббревиатурой «МК ВЛКСМ». Надпись «Московский комсомолец» расположена на плоскостях.

10 лет Советской Армении

В молодом советском государстве авиационную технику часто использовали в оформлении юбилейной атрибутики. Тираж к 10-летнему юбилею Армении не стал исключением.

Значок "10 лет Советской Армении"

Аксессуар овальной формы, выпуклый, размеры – 5 х 4,2 см. На овале расположена красная звезда с серпом и молотом. Справа от ее верхнего луча размещен биплан. Слева – заводские трубы, красный факел, здания.

«Свободен от рукопожатий»

Необычное название этого жетона связано с эпидемией гриппа «испанки», охватившей планету в начале прошлого века. Вирус распространялся через рукопожатия, поэтому в Америке на законодательном уровне было запрещено здороваться за руку. В России организовался Союз упрощения приветствий, члены которого призывали отказаться от рукопожатий.

Массово печатались плакаты и листовки с призывом «Долой рукопожатия», а рабочим вручали нагрудные жетоны. Они были круглые, состояли из двух кругов: наружного белого и внутреннего синего или красного цвета. На внутреннем круге размещался летящий биплан и надпись «Свободен от рукопожатий».

Эпидемия прекратилась, но активные участники Союза упрощения продолжали носить жетоны на пиджаках практически до войны.

Правда

Этот аксессуар посвящен пятимоторному моноплану «Правда». Он выполнен как уменьшенное изображение летательного аппарата размерами 3,7 х 3 см. На кабине пилота написано слово «Правда». Сзади на фюзеляже – «СССР №1001». Знак изготавливался из посеребренного металла.

1 мая

Праздничную атрибутику, приуроченную к Международному дню трудящихся, тоже украшал красный летательный аппарат. Он располагался на выпуклом  земном шаре рядом с надписями «1 мая» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

История авиации СССР

К концу 30-х в СССР уже была сформирована мощная научно-производственная база для авиационной отрасли. Это позволило серьезно увеличить выпуск воздушной техники. За несколько лет до войны бюджет отрасли оценивался в 40% от всего военного бюджета Советского Союза.

К началу Великой Отечественной войны на заводах страны производилось в 1,5 раза больше летательной техники, чем в Германии. В сериях послевоенных лет прослеживается вся история авиации. Она охватывает образцы с 1924 по 1966 годы.

Серия значков "История авиации СССР"

Значки, вошедшие в эту серию, выполнены в едином дизайне. Они ромбовидной формы, с голубым, зеленым, красным или оранжевым фоном. На цветном фоне изображен самолет, его название и год выпуска.

Внизу – надпись «История авиации» и аббревиатура «СССР» с пятиконечной звездой. На значках изображены разные модели:

  • АНТ;
  • Ил;
  • Ту;
  • Утка;
  • Миг.

У каждого самолета – своя история. «Уткой» образца 1945-го прозвали легкий экспериментальный аппарат МиГ-8. Его разрабатывали, чтобы проверить управляемость и устойчивость аэродинамической схемы «Утка». 13 августа 1945-го МиГ-8 совершил свой первый полет – управлял им летчик-испытатель Жуков. Испытания на устойчивость прошли успешно, после чего «Утку» отправили на завод. Там инженеры занялись ее усовершенствованием.

Серия значков "История авиации СССР"

Есть своя история и у Ту-73 образца 1947 года. Советские конструкторы не раз пытались создать реактивный самолет – ничего не получалось из-за слабых двигателей.

Ту-73 задумывался как высотный фронтовой бомбардировщик. Государственных испытаний он не прошел, поэтому на вооружение принят не был. Но в исторической серии эта модель есть, так как стала первым шагом к созданию советских бомбардировщиков.

Самолеты Великой Отечественной войны

Эта серия значков СССР посвящена самолетам ВОВ. Все аксессуары, вошедшие в нее, выполнены в едином стиле.  Это квадрат со скошенными углами. Слева, справа и внизу – георгиевская лента. В центре нижней ленты – пятиконечная звезда. Красные звезды также изображены на крыльях техники, за что фалеристы называют серию «Со звездами».

В центре – круг синего цвета. На нем изображен самолет и его название. Вдоль окружности заглавными буквами написано «Самолеты Великой Отечественной войны».

Серия значков "Самолеты Великой Отечественной войны"

В этот тираж вошли модели:

  • ПО-2 (1928);
  • И-16 (1933);
  • СБ (1935);
  • ПЕ-8 (1939);
  • ИЛ-2 (1939);
  • ПЕ-2 (1940);
  • МиГ-3 (1940);
  • И-153 (1940);
  • ЯК-1 (1940);
  • ЯК-7 (1941);
  • ЯК-3 (1943);
  • ТУ-2 (1943);
  • ЛА-7 (1943);
  • ЯК-9 (1943);
  • Ил-10 (1943).

Советские самолеты успешно участвовали в боевых вылетах, управлявшие ими летчики совершили немало героических поступков.

И-16 к началу войны состоял на вооружении советской армии как основной истребитель. У него был каркас из дерева, обшивка из фанеры, вооружение морально устарело и было откровенно слабым. Противостоять в боях новейшей немецкой технике И-16 было сложно. Но именно на этих истребителях звено советского летчика Ивана Иванова вступило в неравный бой с немецкими истребителями.

В бою летчики-красноармейцы быстро израсходовали боекомплект. Топлива оставалось мало. Тогда Иван Иванов пошел на воздушный таран, чтобы остановить врага. Это был первый воздушный таран в истории Великой Отечественной войны.

Як-9

Як-9, разработанный специалистами конструкторского бюро Яковлева, не раз заставлял нервничать немецких летчиков. Советские пилоты ласково прозвали самолет «убийцей», так как он был маневренным, укомплектованным мощным вооружением. Як-9 обладал выдающимися летными характеристиками и стал самым массовым советским истребителем, настоящим символом победы.

Авиация СССР

Интерес для коллекционеров представляют и этот серийный выпуск, охвативший период с 1923 по 1968 годы. На форумах его часто называют «Туполевским», так как больше половины аксессуаров, вошедших в него, посвящено самолетам ТУ разных лет выпуска.

Серия значков "Авиация СССР"

Тираж выпускался с тремя фонами: синим, голубым, темно-синим. Изображения и надписи во всех трех вариациях идентичны. Серия состоит из 25-ти экземпляров.

Были и другие авиационные выпуски, приуроченные к определенным достижениям, перелетам, юбилейным датам, дню авиации. Отдельные выпуски посвящены тематике:

  • бомбардировщиков;
  • вертолетов;
  • истребителей;
  • гражданской авиации;
  • аэропортам в разных республиках и городах;
  • Аэрофлоту.

Выпуски, посвященные Аэрофлоту, тиражируются и сегодня. Эта компания, основанная в 1923 году, заслуженно считается одной из старейших в мире. После распада Советского Союза она успешно работает на рынке внутрироссийских и международных авиаперевозок и считается крупнейшей в РФ.