Символика футбольных клубов интересует поклонников игры, фанатов конкретной команды и коллекционеров. Заядлые фалеристы стремятся купить редкие футбольные значки для своих коллекций, приуроченные к конкретному чемпионату или лиге, либо указывающие на принадлежность к определенной команде.
Фалеристика в СССР
Фалеристика (увлечение значками) зародилась в Советском Союзе на рубеже 30-40-х годов, когда в стране начали регулярно проводиться чемпионаты по футболу. В 70-90-е годы выпуск футбольной атрибутики и ее коллекционирование достигли пика. В то время футбол в стране был хорошо развит и популярен у болельщиков. В чемпионатах участвовали команды из разных регионов многонационального Союза – у каждой была своя символика.
Параллельно с ростом популярности футбола формировалось и фан-движение. Болельщики были у всех команд – они моментально отличали нагрудные знаки своего фаворита от атрибутики соперников. Ежегодно выпускались новые футбольные значки клубов, приуроченные к дружеским матчам и другим соревнованиям. Купить их можно было у входа на стадион перед игрой или в спортивных магазинах после ее окончания. Доступность и огромный ассортимент нагрудной символики создали благоприятные условия для коллекционирования.
Виды значков
В советское время свободно можно было купить такие виды футбольных значков:
- Клубные (командные), выпущенные в разные годы.
- Чемпионские, с логотипом команды-победителя на аверсе.
- Сборной Советского Союза по футболу.
- Федерации футбола и других профильных организаций.
Производство «в нагрузку»
Выпуск значков был налажен в СССР – это особая культура, с высоким уровнем развития. Производством спортивной атрибутики занимались крупные промышленные завода – футбольные серии стали своего рода «нагрузкой» к основному производству. Главные производственные центры страны находились в Москве и Киеве. На изделиях стояло клеймо, по которому идентифицировали изготовителя.
Серии выходили в разном дизайне и разным тиражом. Интересен набор «Футболист» — в него вошли значки почти всех клубов, лидировавших и выигрывавших чемпионаты СССР. Изготовлен набор на заводе «Киевпродмаш», специализировавшемся на выпуске продовольственных автоматов. Значки «Футболиста» привлекают колористическими решениями – для украинских производств характерно использование нестандартных цветовых решений. Клубный значок «Динамо» оформлен в красно-белом цвете, а «Спартака» — в сине-красном.
Вслед за «Футболистом» несколько серий выпустил московский завод «Победа». Крупнейший производитель нагрудной атрибутики выпускал миллионы единиц и считался безусловным лидером в своей отрасли. Завод «Победа» работает и сейчас.
После перестройки
В 90-х, когда в Союзе стартовала перестройка, закончившаяся развалом сверхдержавы, промышленные производства оказались на грани выживания. Культура и хобби ушли на задний план, так как спрос просел, сбыт был коммерчески убыточным мероприятием.
Многие заводы прекратили выпуск футбольных аксессуаров – пустующую нишу частично заняли энтузиасты. Общественники, болельщики и просто неравнодушные люди собирали средства для выпуска новых наборов. Именно так появилась яркая серия «Футбол России». Она состоит из 35 знаков футбольных клубов начала 90-х.
Усилиями энтузиастов появился еще один набор, посвященный Чемпионату России по футболу 1992 года. Набор включает 20 штук, в том числе:
- «Спартак» (Владикавказ);
- «Спартак» (Москва);
- «Локомотив» (Москва);
- «Уралмаш» (Екатеринбург);
- «Ротор» (Волгоград);
- «Динамо» (Ставрополь).
Что сейчас?
После развала Союза образовались новые независимые государства, спортивные федерации и футбольные клубы. Падение «железного занавеса» расширило перспективы, открыв российскому зрителю возможность участвовать в европейских и мировых первенствах. Тема футбола снова стала топовой, а вместе с ней возрос и спрос на игровую атрибутику. Частные мастерские стремятся широко охватить игру, предлагая покупателям символику чемпионатов, лиг, памятных дат, футболистов, клубов соседних государств.
На стыке тысячелетий перед производителями открылись новые перспективы. Желание выпускать красочную продукцию с нанесением ярких надписей, эмблем, цифр и при этом снизить себестоимость заставило производителей искать новые формы, материалы, технологии. Так появились пластиковые, латунные аксессуары – для их покрытия использовались современные декоративные эмали, серебрение, золочение и другие техники.
Но если в советское время тиражи были миллионными, то сейчас их направленность сместилась в сторону лимитированных выпусков, создания индивидуального дизайна и изготовления продукции под заказ.
Популярностью пользуются значки:
- в форме логотипа клуба;
- региональных фан-клубов;
- знаменитых матчей;
- легендарных игроков из прошлого.
Заказчиками часто выступают футбольные клубы и ассоциации – продажа клубной атрибутики в фирменных магазинах, вручение ее в качестве презента на пресс-конференциях и встречах с болельщиками – один из инструментов медийности, повышения популярности и узнаваемости команды.
Зарубежные аксессуары
Фалеристы охотно коллекционируют и зарубежную клубную символику. Наибольшей популярностью пользуются футбольные команды:
- испанские «Барселона» и «Реал»;
- немецкая «Бавария»;
- английские «Арсенал», «Челси», «Ливерпуль», «Манчестер Юнайтед»;
- итальянские «Ювентус» и «Милан»;
- бразильская «Сан-Паулу».
Они – постоянные участники престижных первенств, у них миллионы поклонников по всему миру, поэтому и атрибутика обновляется часто.