Вазы из фарфора

Чтобы купить фарфоровую вазу, не нужен особый повод. Это – всегда достойное украшение интерьера и отличный подарок на любое торжество. А ещё качественный фарфор станет выгодным вложением капитала, которое со временем обязательно окупит себя. Причём речь не только об антиквариате, авторские художественные изделия ценятся не меньше.

Историческая справка

Прототипом современной вазы можно считать сосуды для хранения зерна, напитков и благовоний. Аналогичную форму – расширенную внизу с более узким вытянутым вверх горлышком имели и погребальные урны, которые щедро украшались росписью, лепкой и резьбой. Постепенно из чисто функционального предмета, изящные сосуды превратились в декоративный. Известно, что первые вазы для цветов были изготовлены ещё в Древнем Египте, затем эту традицию переняли греки, а после них – римляне.

Возраст самых древних ваз датируется бронзовым веком. С изобретением гончарного круга примерно в 3000 г. до н. э., они стали приобретать знакомые и привычные в настоящее время черты. Представители античного мира – греки и римляне довели разнообразные сосуды: амфоры, кратеры, пелики, килики до совершенства. Изделия лепили из красной глины и покрывали либо расписывали чёрным лаком. Позднее римляне заменили рисунок рельефным изображением.

Китайские фарфоровые вазы

Китайский фарфор

Пока в I-II вв. на. э. римские гончары оттачивали мастерство на небольших интерьерных сосудах и огромных садовых вазонах из терракоты, в Китае стали изготавливать первые изделия из прото-фарфора. Для него использовалась не цветная, а исключительно белая глина – каолин, с добавками полевого шпата и кварца.

Появление такого уникального материала, как фарфор, с его тонкостью, прочностью и ослепительной белизной, позволило превратить вазы в произведения искусства, чья красота не поддаётся разрушительному влиянию времени. Несмотря на свою хрупкость, изделия из каолиновой массы, обожжённые при высоких температурах, способны «пережить» жару и холод, чрезмерную сырость и другие неблагоприятные условия, уничтожающие менее стойкую керамику.

Ваза китайская фарфоровая

Открытие фарфора позволило китайским мастерам перейти на совершенно новый уровень декорирования глиняных сосудов. Уже в эпоху династии Тан (VII-IX вв.) применялось сразу несколько вариантов украшения, том числе многоцветная роспись глазурями и лепка с тончайшей деталировкой.

Для каждого периода в китайской истории характерны свои формы ваз, что значительно облегчает работу коллекционеров и экспертов. Достаточно беглого осмотра, чтобы определить подлинность сосуда по его принадлежности к той или иной эпохе. И только после того как идентификация состоялась, специалисты приступают к более детальному исследованию.

Виды китайских фарфоровых ваз по эпохам

НазваниеОписание модели
Династия Сун
Meiping («Слива»)Предназначалась для любования цветущими ветками дикой сливы – мейхуа, очень почитаемой в древнем Китае. Первые бутоны на этом дереве появлялись, когда ещё не сошёл снег, поэтому оно символизировало стойкость, надежду, внутреннюю силу и спокойствие.
Чтобы удержать тяжёлые ветки и создать из них утончённую композицию, использовались ёмкости с короткой горловиной, высоким, сильно расширенным кверху туловищем и суженной изящной нижней частью.
YuhuchunpingМодели Yuhuchunping в форме груши с тонким, длинным горлом появились ещё при династии Тан. Их использовали в храмах для хранения священной воды. В эпоху Сун подобные изделия «переквалифицировали» в винные графины. И только позднее они превратились исключительно в предметы декора, каковыми и остаются до сих пор.
CongСосуды изготавливались по неолитическим образцам из резного нефрита. Они обладали массивной прямоугольной формой с круглой горловиной и основанием.
Huluping («Двойная тыква»)Использование модели Huluping, напоминающей тыкву-горлянку, стало возможным после изобретения в XII веке печей Лунцюань (для обжига селадоновой керамики). «Двойная тыква» имела значимую символику – она связывалась с плодородием, удачей и благосостоянием, а у даосских монахов ещё и с бессмертием.
Династия Юань
Gu («Мензурка»)Форма этой разновидности сосудов позаимствована у аналогов раннего бронзового века. Представляет собой два расширяющихся конуса – прямой и перевёрнутый, которые соединяются округлой центральной частью.
Suantouping («Чесночная головка»)Suantouping имели грушевидный корпус с длинным горлышком, которое закачивалось устьем в форме чесночной головки.
Династия Мин
BaoyuepingВ переводе с китайского Baoyueping означает «обнимать луну». И действительно, круглый корпус модели с небольшим горлышком и двумя арочными ручками по бокам оправдывает такое поэтичное название. Прототипом стали золотые и серебряные кувшины Ближнего Востока.
Tianqiuping («Шаровидная ваза»)Династия Мин оказалась щедра на сферические фарфоровые изделия. Разновидность Tianqiuping как раз относится к таковым. Круглое тело и удлинённое горлышко – достаточно простые формы компенсировались изысканной росписью.
Xiangtuiping («рукав», слоновья нога»)Модель появилась в переходный период – между поздней династией Мин и ранней Цин. Представляет собой вытянутый цилиндр с небольшим горлышком. В Голландии, куда импортировались изделия, они получили название Rolwagen.
Династия Цин
LiuyepingФорма, напоминающая узкий ивовый лист, возникла в период правления императора Канси (1662-1722 гг.). Такие изделия чаще всего окрашивались потёчной глазурью насыщенного персикового оттенка с градиентом. Для высокой и неустойчивой модели делали дополнительное широкое основание, чтобы она не упала.
BangchuipingНазвание в переводе означает «деревянная дубинка», что точно описывает фарфоровые изделия с вытянутым корпусом, плоскими «плечами» и высокой «шеей». Они и впрямь похожи на булаву.
Fengweizun («Хвост Феникса»)Модель является модифицированной формой «гу». Однако у неё расширенное горлышко, напоминающее хвост мифической птицы и более массивное «туловище».
YaolingzunНапоминает по внешнему виду столовый колокольчик.

Отдельного внимания заслуживают уникальные вращающиеся вазы Zhuanxinping, которые были особенно популярны в период правления императора Айсиньгёро Хунли (1711-1788 гг.). У моделей было два корпуса, вставленных один в другой словно матрёшки. Внутренне «тело» покрывалось искусной росписью, а внешнее декорировалось резными медальонами. Когда верхний подвижный корпус вращался, сквозь его прорези можно было рассмотреть рисунок.

Несмотря на развитое производство и разнообразие художественных приёмов династии Цин, фарфоровые предметы декора предыдущей эпохи Мин считаются самыми ценными и востребованными среди коллекционеров.

Ваза Zhuanxinping

Европейский фарфор

Роскошные декоративные сосуды из фарфора в стиле барокко, рококо и ампир производились начиная с XVIII века фабриками Мейсена, Веджвуда и Аугартена. Но особенно интересны севрские вазы-попурри в виде изящных кораблей, которые были изготовлены в 1750-х годах по заказу мадам де Помпадур.

Изделия с ажурными крышками, напоминающими снасти, предназначались для ароматизации помещений. В них закладывались сухие травы и специи с приятным сладким запахом, модным в то время среди французской аристократии. Красота севрских шедевров настолько потрясала воображение, что вазы-попурри быстро распространились по всей Европе и оставались востребованными вплоть до конца XIX века.

Европейская фарфоровая ваза

Современные разновидности

Предназначение декоративного фарфора сегодня практически не изменилось. Вазы из тонкостенной керамики подразделяются на:

  • цветочные;
  • фруктовые;
  • напольные;
  • кашпо;
  • арт-объекты, своего рода скульптуры, только полые внутри.

Требовательнее всего к обстановке массивные напольные модели. Их следует выбирать только для просторных помещений, не загромождённых мебелью или аксессуарами. Что касается стиля интерьера, то он может быть любым, главное, не ошибиться с соответствующей формой и декором изделия.

Фарфоровая ваза с цветочным узором

Вазы-скульптуры – актуальное направление дизайна. Важно помнить, что они не терпят конкуренции и должны быть единственным аксессуаром, на котором будет концентрироваться внимание. Их стараются выделить подсветкой и тщательно подобранным фоном.

Сосуды для букетных композиций, в первую очередь, призваны подчёркивать красоту цветов. Здесь предпочтительна нейтральная форма и расцветка. Хороши однотонные глазурованные изделия, либо покрытые изысканной кобальтовой росписью. Полихромные рисунки на керамике начнут «соперничать» с букетом, в результате чего «дуэт» будет выглядеть дисгармонично.

Напольные фарфоровые вазы

Фруктовницы обычно представляют собой широкую, почти плоскую ёмкость на высокой ножке или без неё. Раньше они применялись исключительно для сервировки стола, но сегодня могут находиться в любом месте – вдруг кому-то захочется угоститься аппетитными плодами. Иногда их используют и не по назначению, например, как подставки для шариков из мха.

Выбор под стиль интерьера

Какую бы функцию не выполняла ваза из фарфора – это, прежде всего, значимый аксессуар, влияющий на дизайн помещения. Она придаёт обстановке утончённый шарм, служит той самой «изюминкой», без которой дом теряет свою самобытность.

Фарфоровые вазы в интерьере

Стиль сосуда должен соответствовать интерьеру, но иногда можно сыграть и на контрасте, особенно в эклектичных направлениях: лофте, ретро или бохо. Чтобы искусственно созданное противостояние не нарушало гармонию, необходимо обладать тонким вкусом и художественным чутьём. Если же есть хоть малейшие сомнения, лучше следовать установленным канонам:

  1. Для классических интерьеров выбирают либо подлинный антиквариат, либо современные изделия в нео-барочном или нео-ампирном духе. Роспись, лепка и позолота – неизменные спутники парадного фарфора. Важно избегать чрезмерной вычурности, она главный враг настоящей роскоши.
  2. Колониальный стиль предполагает использование китайских ваз с кобальтовой росписью разной формы и размера. Ими украшают камин, этажерки или располагают на полу.Стильная фарфоровая ваза
  3. Минимализм – это лаконичные декоративные сосуды, красота которых кроется в разнообразии текстур, дающих интересную игру светотени. Белый глазурованный или бисквитный фарфор подойдёт как нельзя лучше.
  4. В интерьерах стиля модерн часто применяют композиции из декоративных сосудов геометрической формы, выдержанных в однотонной или нюансной гамме.
  5. Контерпорари – новое направление в дизайне, объединившее скандинавскую простоту с выразительной резкостью конструктивизма. Оно как никакое другое нуждается в значимых акцентах. Здесь очень уместны современные скульптурные вазы с их пластичностью и сложной пространственной структурой.

Что касается актуальных дизайнерских решений, то сегодня особым вниманием пользуются крупные вазоны, напоминающие амфоры или собранные в группу небольшие настольные сосуды.