Почтовые марки Японии

Первые почтовые марки Японии введены в обращение 20 апреля 1871 года. В этот же день открылась почтовая служба, доставлявшая корреспонденцию из Токио в Осаку и обратно. Японцы прозвали ее «Новой почтой» и оценили скорость работы: на пересылку уходило трое суток, в то время как курьерам требовалось 6 дней.

С появлением «Новой почты» улучшился и сервис: почтальоны забирали корреспонденцию ежедневно – для удобства ящики устанавливали рядом с отделениями связи. Доставка осуществлялась адресно.

К 1873 году новая служба уже охватила всю территорию страну и стала государственным ведомством. Массово начали печататься знаки почтовой оплаты.

Драконы

Впервые почтовые японские марки напечатаны в апреле 1871-го.
В серию вошли 4 миниатюры разных цветов и номиналов:

  • 48 мон – коричневая;
  • 100 мон – синяя;
  • 200 мон – красная;
  • 500 мон – зеленая.

Номиналы обозначены черными иероглифами. Названия страны на марках не было, все надписи – на японском языке.
Рисунок на всех миниатюрах одинаковый: два дракона смотрят друг на друга, их силуэты обрамляет растительные орнамент.

Есть несколько версий, объясняющих выбор рисунка. По одной из них, выбор пал на дракона, так как его фигура изображалась на деньгах тех лет. По другой версии, дракон украшает знаки почтовой оплаты, так как является символов могущество, любви, мудрости в восточной мифологии.

Для печати тиража использовалась бумага высокой плотности двух сортов. Все экземпляры, вошедшие в него, гравировались и печатались вручную. Для печати использовались две платы, поэтому существует несколько разновидностей этой серии.

Хризантема и сакура

В 1872 году почта выпустила следующую серию. В нее вошли 4 образца с императорскими эмблемами – хризантемами. Геральдическая хризантема заменяла портрет императора на почтовых отправлениях вплоть до 1947 года. В этом тираже стоимость указывалась не иероглифами, а латиницей.

В том же году на марках появился еще один элементы – цветки сакуры. Они размещались по четырем углам миниатюры. Филателисты назвали эти выпуски «Цветок вишни».

Птицы

Следующими почтовыми маркам Японии по годам стала серия «Птицы». В нее вошли 3 стандартных знака оплаты с изображениями гуся, трясогузки и ястреба.

Их введению предшествовало подписание Соглашения о почтовом обмен, которое Япония и США заключили в 1873 году. Стоимость миниатюр была выше: 12, 15 и 45 сэн. Разработкой дизайна, подготовкой к печати и печатью тиражей занимался монетный двор при правительстве страны. В дальнейшем он был преобразован в Печатное бюро Минфина.

В январе 1875-го серия «Птицы» поступила в отделения связи и начала использоваться для оплаты международных писем.

Кобан

Кобан – японская монета овальной формы, находившаяся в обороте до 1868 года. Когда в 1876 году вышла стандартная серия с внутренней рамкой овальной формы, филателисты ее назвали «Кобан».

Марки Японии Кобан, 1876 год

Дизайном монет и марок занимался итальянский скульптор, художник и гравер Эдоардо Киоссоне. Правительство страны пригласило его на должность директора Печатного бюро.

Серия «Кобан» изготовлена по технологии рельефной печати. В центре – рисунок золотых одноименных монет. Впервые на знаках оплаты появилась фраза  «Почта Японии», написанная на японском языке. «Кобан» выпускался в 1876-1899 годах.

Символы

Японские марки использовались как знаки оплаты и визитная карточка государства, поэтому в их оформлении центральное место занимают символы. Чаще всего встречаются:

  • хризантема – цветок, символизирующий власть императора;
  • сакура – знак единения, процветания, гармонии, благополучия;
  • Фудзи – гора, священная для каждого японца.

Впервые изображение Фудзи появилось на тираже 1922 года. Это были первые пейзажные марки номиналами 8 и 20 сэн. На них изображена гора, над горой – хризантема, а справа – олень.

В дальнейшем пейзажных выпусков были десятки. Для их оформления использовались фотоизображения и репродукции картин. Есть филателисты, коллекционирующие исключительно пейзажные миниатюры.

Коммеморативные выпуски

Выпуски коммеморативных марок приурочены к какому-то памятному событию. В истории японской почты их были десятки. Первая эмиссия датируется 9 марта 1894 годом и приурочена к 25-й годовщине свадьбы императора Мэйдзи. Это были два номинала (2 и 5 сэн) красного и фиолетово-синего цвета.

Следующий выпуск печатался через два года – он был приурочен к первой годовщине окончания японско-китайской войны. На бумажных образцах размещены портреты принцев – привилегию они заслужили своим участием в военном противостоянии.

В 1900-м вышла очередная коммеморативная серия. На этот раз поводом стала свадьба наследного принца Есихито, будущего императора.

Интересная памятная серия напечатана в 1959 году – в нее вошли 4 экземпляра, все они освещают свадьбу императора Акихито. Бракосочетание нарушило многовековые устои, согласно которым члены правящей семьи должны были жениться на аристократках. Акихито решил иначе и взял в жены дочь главы мукомольной компании.

Портреты военных

Мужские портреты часто встречаются на почтовых марках Японии, эмитированных в 1908-1937 годах. Это в основном портреты военных, руководивших или участвовавших в боях: военных начальников японско-китайской войны, генералов и адмиралов, руководивших осадой Порт-Артура.

Встречаются и женщины-воительницы: портрет императрицы Дзингу неоднократно печатался на миниатюрах. Она не раз сопровождала мужа в военных походах, а когда тот внезапно умер, сама возглавила войско. Японцы прозывали Дзингу «Железной хризантемой».

Впервые марки с ее изображением выпущены в 1908 году, в дальнейшем было еще как минимум три тиража.

Люди, достижения, культура

После Второй Мировой войны тематика почтовых знаков меняется в стороны обычных людей, уклада жизни, достижений. Впервые печатается серия, посвященная рабочим профессиям: металлург, горняк, крестьянка, лесник, прядильщица и другие. Таким способом правительство поднимало престиж физического труда, ведь послевоенная экономика была разрушена, нужно было ее восстанавливать.

Марки Японии с портретами людей

Жителям Страны восходящего солнца удалось нарастить индустриальную мощь, занять лидирующие позиции на мировом рынке цифровых технологий, покорить мирный атом, создать одну из лучших автомобильных индустрий.

В послевоенной истории государства было много достижений, и все они отражались в сюжетах марок. Многие выпуски посвящены ученым, деятелям культуры и искусств. Первая тематическая марка напечатана в 1949 году – на ней портрет врача Ногути Хидэё, лечившего желтую лихорадку в Азии.

Почтовое ведомство не обошло вниманием и тему спорта. Выпуск первого филателистского блока был приурочен к соревнованиям атлетов, проходившим с 30 октября по 3 ноября 1947 года.

Затем были олимпийские игры в Токио, Саппоро, Нагано, чемпионаты мира по футболу и другие соревнования, запечатленные в знаках почты. Многочисленные серии посвящены сумо, дзюдо и карате – боевым искусствам, зародившимся в Японии и популярным во все времена.

Локальные выпуски

Филателисты Страны восходящего солнца называют их «фурусато киттэ», что переводится как «выпуски малой родины». Локальные тиражи печатают префектуры государства с весны 1989 года.

На образцах, входящих в выпуски, изображены символы отдельной префектуры, исторические даты, другие значимые события, а также товары, традиции, праздники – все, чем славится тот или иной регион.

Такие марки печатаются и продаются только в пределах конкретной префектуры. Их покупают местные жители, коллекционеры и туристы в качестве сувенира на память о поездке. По картинкам на выпусках можно легко и непринужденно изучить географию и историю Японии.

Новогодние лотерейные

Еще одно уникальное явление в стране – новогодние марки, распространяющиеся как лотерейные билеты. Первая новогодняя миниатюра выпущена в 1935-ом: на ней нарисована священная гора Фудзи. На следующих образцах серии изображались национальные парки.

Новогодняя марка Японии, 1935

В 1949 году новогодние выпуски стали регулярными – их выпускают в формате блоков, украшают картинками животных, игрушек, кукол и других новогодних символов. Купить блок невозможно – только выиграть в лотерею. Потому и интерес к очередным выпускам огромный.

Поздравления и соболезнования

Жизнь состоит не только из праздников. Человек смертен – с потерей близких людей рано или поздно сталкивается каждый японец. На письмах с соболезнованиями наклеены специальные марки. Их печатают с 1982 года, в оформлении используются траурные символы – венки или гирлянды.

Есть и поздравительные образцы. На них изображают черепах, журавлей, бамбук, котят, цветы.

Фотография

Еще одно местное «ноу-хау» — фотографические миниатюры. Теперь каждый житель страны и иностранец может купить марку с собственной фотографией – для этого отделения оборудованы специальными автоматами.

Стоимость услуги – 7 евро. За эту сумму клиент получает четыре одинаковые миниатюры. Ежемесячно автоматами пользуется около 30 тысяч человек. В первые дни после введения услуги почтовые отделения не справлялись с нагрузкой и наплывом желающих. Сейчас ситуация стабилизировалась.