Почтовые марки США

У американской филателии богатая история – она начинается с середины 19-го столетия, охватывает Гражданскую и Вторую Мировую войну, послевоенные периоды и не заканчивается в наши дни. Среди почтовых марок США встречаются раритеты. Их цены, указанные в каталогах, часто превышают 100-300 тысяч долларов.

Первая почта

В мае 1840 Великобритания ввела знаки почтовой оплаты, чем вызвала интерес во всем мире. Америка не стала исключением. 1 февраля 1842 года частный перевозчик из Нью-Йорка Александр Грейг, следуя примеру англичан, организовал Городскую курьерскую почту.

Почтовая марка Александра Грейга, США, 1842 год

Вскоре Грейг напечатал первые марки – на них изображен портрет Джорджа Вашингтона. Это был неофициальный тираж – официально первая почтовая марка США введена в обращение в 1847 году.

Летом 1842-го Александр Грейг продал организацию американскому правительству. 16 августа новое государственное ведомство начало работать, доставляя корреспонденцию в пределах Нью-Йорка.

Провизории

До 1847 года Конгресс запрещал выпуск почтовых миниатюр, поэтому почтмейстеры некоторых городов выпускали провизории. Рисунки были примитивными — в основном, портреты Вашингтона и тексты, а качество оставляло желать лучшего.

Провизории США, 1846 год

Провизории печатались в 11 городах, в том числе в Сент-Луисе штата Миссури. В 1845 году местные почтмейстеры выпустили серию из трех номиналов – 5, 10, 20 центов. Оформители не ограничились портретом Вашингтона и текстом – изобразили печать штата, на которой два медведя держат гербовых щит. Тираж печатался на бумаге с зеленым оттенком.

В 1846 его выпустили повторно, но уже на бумаге сиренево-серого цвета. До наших дней сохранилось несколько десятков экземпляров. Один из них был продан с аукциона Сигела в декабре 2013 года. Цена продажи редкой почтовой марки США составила 85 000 долларов. Если детально рассмотреть фото раритета, то видно, что это номинал 20 центов, погашенный двумя аккуратными росчерками пера.

Негашенный 20-центовый провизорий сохранился в единственном экземпляре. Его каталожная и аукционная стоимость будет значительно выше.

Провизории США, 1845 год

Все провизории 1845-46 года считаются редкостью. Покупатели готовы платить за них 200 000 долларов и больше. Некоторые экземпляры оценивают в полмиллиона.

Первые марки

3 марта 1847 года американский Конгресс принял закон о выпуске знаков почтовой оплаты, а 1 июля они уже поступили в продажу в отделения почты Нью-Йорка. На следующий день – в Бостон и дальше в другие мегаполисы.

Первые марки США, 1847 год

Тираж включал два номинала:

  • 5 центов с портретом Бенджамина Франклина предназначались для писем весом 30 г, пересылаемым на расстояние меньше 500 км;
  • 10 центов с портретом Вашингтона на черном фоне использовались для оплаты писем, доставляемых на расстояние более 500 км или же вдвое превышающим стандартный вес письма (30 г).

Почтовые марки пользовались популярностью – выпустили и продали почти 5 млн. экземпляров. Достаточное количество сохранилось и до наших дней. Цены в каталоге Скота – от 600 до 1400 долларов за гашеные образцы. Негашеные аналоги в отличном состоянии ценятся гораздо дороже – от $7 до $32 тысяч.Первые марки США, 1847 год

В 2018 году блок из шестнадцати марок 5 центов продали на аукционе Сигела за $220 тысяч.

Эмиссия 1851 года

В 1851 снизились тарифы – нужно было обновить знаки оплаты, использовавшиеся почтой. Обновленный выпуск включал номиналы 1, 3, 5, 10 и 12 центов. В их оформлении использовались портреты Франклина, Вашингтона, Джефферсона. Цвет фона менялся.

Номинал 1 цент – легенда в филателистических кругах. Коллекционеры называют его «Синий Франклин», так как на лицевой стороне изображен профильный портрет Франклина на синем фоне.

Почтовая марка США, 1851 год

Популярность миниатюры связаны с разными модификациями клише – это следствие производственного брака. Уже известно о восьми разновидностях. Один бракованный экземпляр продан осенью 2012 года на торгах за 22 тысячи долларов.

По мнению экспертов, это не самая высокая цена. В каталоге Скота есть «Синий Франклин», который оценивают в $76 тысяч.

Период Гражданской войны

С началом Гражданской войны работа почты изменилась. 13 апреля 1861 главный почтмейстер Америки распорядился отозвать из городов все знаки оплаты. Отделения на несколько месяцев остались без них и вынуждены были принимать оплату наличными.

Ведомства на Юге начали выпускать собственные провизории. В августе 1861 новые миниатюры появились на Севере. В первом выпуске были образцы стоимостью 1, 3, 5, 10, 12, 24, 30 и 90. Общим для всех тиражей этого года были буквы «U S», печатавшиеся на лицевой стороне. Оформление не особо отличалось от отозванных выпусков – в основном, рамками.

Марка США периода Гражданской войны, 1861 год

В военный период объем пересылаемой корреспонденции на Севере существенно вырос. Чтобы покрыть спрос, выпустили 1,75 млрд. миниатюр стоимостью 3 цента. Они были розового цвета, но отличались оттенками. Сегодня стоимость розовой марки не превышает 3 долларов, но если цвет «pink», то цена стартует с $3500. Чистые экземпляры ценятся в 6 раз дороже.

Вафелированные выпуски

Вафелирование – это прессование марок с помощью специальных устройств. Они выдавливают бумагу, чтобы чернила лучше впитывались и не смывались. Практика вафелирования началась в Америке в 1867 и использовалась до 1875.

Вафелированная марка США "Святой Грааль", 1868 год

Технология была запатентована, но документов с ее описанием найти не удалось, что сказалось на стоимости вафелированных экземпляров. Они ценятся за редкость, выставляются на продажу за 1000 долларов и выше.

Самая известная вафелированная миниатюра – «Святой Грааль». Это голубая одноцветная 1-центовая марка, эмитированная в 1868 году. На ней изображен портрет Бенджамина Франклина.

Точно известно о существовании двух образцов. Один из них хранится в публичной библиотеке Нью-Йорка с 1925 года. Второй – сменил несколько частных коллекций. В 1986 его приобрел Роберт Зеллнер, заплатив рекордные для того времени 418 000 долларов.

Вафелированная марка США "Святой Грааль", 1868 год

Через 12 лет у «Святого Грааля» появился новый собственник. Он приобрел раритет на торгах за $850 000 (другие источники называют сумму $935 000).

В 2005 финансист и коллекционер Билл Гросс заполучил «Святого Грааля» в обмен на «Перевернутую Дженни». Последнюю он в свое время приобрел за $2 970 000. Каталог Скотта оценивается ее еще дороже – в $3 000 000.

Перевертки серии «Pictorial issue»

В 1868 американская почта заключила договор с компанией National Bank Note Company. Специалисты компании должны были создать эскизы новых миниатюр.

Почтовая марка США, 1869 год

В 1869 первые образцы пошли в тираж. Их тематика, рисунки, цвета кардинально отличались от тех, что выпускались прежде. Новая серия называлась «Pictorial issue» («Графический выпуск») и включала 10 номиналов. На них изображались:

  • конный курьер;
  • паровоз;
  • пароход «Адриатика»;
  • высадка Колумба в Америке;
  • подписание Декларации независимости;
  • орел, сидящий на щите и окруженный четырьмя флагами США.

Одним из новшеств стала двухцветная печать – брака избежать не удалось, в результате появились первые перевертки. Номинал 15 центов из серии «Пикториал» продан с торгов в 2013 году за  $800 000. Лот негашеный, с родным клеем. На лицевой стороне в центре – сцена с картины «Высадка Колумба в Америке». Рисунок синий на черном фоне, с перевернутым центром.

Почтовая марка США - перевертка, 1869 год

В 2003 эту же перевертку приобрели с торгов за $375 000. За 10 лет подорожала больше чем вдвое.

Новые тематические миниатюры не понравились потребителям, поэтому в 1870 их изъяли из обращения. На конверты снова наклеивали образцы с портретами президентов и государственных деятелей.

Президенты

Президенты – самая популярная тема в оформлении знаков оплаты почты. В 1938 вышла серия из 32 единиц. На них были представлены бюсты 29 президентов США, а также изображения Бенджамина Франклина, Марты Вашингтон и Белого дома.

Номиналы от 0,5 до 50 центов оформлялись в одном цвете – у каждого образца серии он был свой.  Высокие номиналы 1, 2, 5 долларов выпускались с черными изображениями и цветными надписями на белом фоне.

Почтовые марки США "Президенты", 1938 год

За год до эмиссии Минфин США объявил национальный конкурс дизайна. Эскизы оценивали и отбирали лучшие художники и опытные филателисты. Победители получали денежные вознаграждения.

Первое место на конкурсе заняла Элейн Роулинсон из Нью-Йорка. На втором месте оказался Чарльз Бауэр из Вест-Оринджа, на третьем – Эдвин Хойт Остин из Делмара. Их работы и легли в основу президентской серии.

Современность

Современный период почтовых марок США охватывает период с 1974 года по настоящее время.

  1. 1974 — выпуск рождественской миниатюры в 10 центов. Это был первый самоклеящийся тираж – неудачный, потому что клеевой состав обесцвечивал рисунок. 15 лет самоклейки не выпускались – их печать возобновилась в 1989 и с тех пор не прекращалась.
  2. 1975 – безноминальные миниатюры к Рождеству. Печатались они заранее, летом, поэтому чиновники почтового ведомства не смогли определиться со стоимостью.
  3. 1980 – серия «Великие американцы». Ее по праву можно назвать долгожителем, так как в 2004 она еще выпускалась.
  4. 1981 – рулонная серия «Транспорт». Она находилась в обращении 20 лет.
  5. 2007 – «вечная марка». Она безноминальная, без срока давности, на лицевой стороне изображен колокол свободы. Изначально ее можно было приобрести за 41 цент. 12 мая 2008 тариф вырос до 42 центов, а сейчас составляет 49 центов.

Современные марки США

С развитием электронных сервисов объемы классической корреспонденции снижаются, но американская почта продолжает выпускать марки. В 2019 ведомство эмитировало почти 150 новинок. Тематика разнообразная:

  • головные уборы;
  • любовь;
  • флаги;
  • животные;
  • парки;
  • деревья;
  • известные люди;
  • другие.

Все образцы многоцветные, стандартных или памятных серий. Есть среди них номинальные и безноминальные экземпляры.