Почтовые марки «Автомобили»

По машинам на почтовых марках СССР можно изучать историю автомобилестроения. Она началась в далеком 1924 году, когда десять новых грузовых автомобилей АМО-Ф15 проехали по Красной площади перед восторженными зрителями. Это был первый автомобиль в СССР, спроектированный и выпущенный знаменитым заводом ЗИЛ.

Понятно, что в те годы автомобильная промышленность проходила начальную стадию развития, но процесс был успешным. Уже через 4 года в Ярославле выпустили машины, грузоподъемность которых достигала 5-ти тонн, а мощность двигателя составляла 35 лошадей – невиданный тогда технический показатель.

Автомобильные марки СССР

Настоящим успехом и прорывом союзного автопрома стали легковые автомобили. Первым был НАМИ-1, разгонявшийся до 70 км/ч. В первой партии с конвейера сошло всего 370 экземпляров – передвигались на них видные партийцы.

1944-й стал для автомобилестроения СССР знаковым. Именно тогда с конвейера сошла первая «Победа», прославившаяся на весь мир. А дальше были не менее знаменитые «Волга-21», «Запорожец», «Волга-24», «Москвич-412», «Чайка». Все перечисленные автомобили есть на почтовых марках, выпускавшихся в СССР.

1960

В 60-м вышла серия из четырех знаков почтовой оплаты. В нее вошли миниатюры номиналами 25, 40, 60 копеек и 1 рубль. Тираж каждого образца составлял 2-2,8 миллионов экземпляров.

Автомобильные марки, 1960 год

На миниатюрах изображены:

  1. Самосвал МАЗ-530 – модель повышенной грузоподъемности, рассчитанная на работу в карьерах, с колесной формулой 6х4. Его серийно выпускали в Минске.
  2. Волга – общее название линейки легковых машин, которые Горьковский автозавод выпускал на протяжении 54 лет, начиная с 1956-го.
  3. Москвич-407 – модернизированная версия «Москвича»-402. Его выпускали в Москве. Первая модель сошла с конвейера в 1958 году и визуально почти не отличалась от предшественника. Отличали их по надписи на капоте. В течение нескольких лет половина произведенных «Москвичей» экспортировалась в социалистические страны, а также в Норвегию, Финляндию, Францию. У экспортных версий был доработан экстерьер, а окраска – двухцветная.
  4. ЛАЗ-695 – эти автобусы чаще называли «Туристами», так как они обслуживали междугородние пассажирские перевозки. Производство было налажено во Львове (Украина). За 50 лет массового производства автобус не раз модернизировали, но при этом размеры, основные узлы и комплектация кузова оставались прежними.

1971

В 71-ом Почта СССР приготовила еще один сюрприз для филателистов – в продажу поступила очередная автомобильная серия. В нее вошли 5 марок треугольной формы.

Автомобильные марки, 1971 год

Номиналы – 2, 3, 4, 4 и 10 копеек. Тираж каждой миниатюры в серии – от 4 до 5,5 миллионов штук.

  1. ГАЗ-66 еще одна легендарная разработка Горьковского автозавода. ГАЗ-66 – двухосный грузовик с полным приводом, кабиной, установленной над двигателем, рассчитан на перевозку грузов до 2 тонн. В народе его называли «шишига». Активнее всего 66-ой использовался в армии и сельском хозяйстве. Сконструировал автомобиль Александр Просвирнин.
  2. БеЛАЗ-540 – самосвал для работы в карьере, его серийный выпуск осуществлялся в Белоруссии в 1965-75 годах. Его готовили на замену МАЗ-525 и проектировали для эксплуатации в тяжелых условиях.
  3. Москвич-412 легковая машина с задним приводом малого класса. Первая модель сошла с конвейера в 1967 году. В 1967-77 годах ее выпускал Московский АЗЛК, а 1968-го – еще и в Ижевске. В первое время часть транспортных средств отправляли на экспорт: в Бельгии советский М-412 был известен как Scaldia. В 60-70-х годах он успешно участвовал в нескольких международных ралли.
  4. ЗАЗ-968 (больше известный как «Запорожец») — заднеприводная модель малого класса. Ее выпускал запорожский «Коммунар», позднее переименованный в ЗАЗ. «Запорожец» пользовался всенародной любовью, потому что это была первая советская машина, разработанная именно для народа.
  5. ГАЗ-24 – легендарная «Волга», которую ГАЗ выпускал в 1967-86 годах. Это авто стало самым массовым за время существования Горьковского завода: с его конвейера сошло без малого 1,5 миллиона единиц.

1973

В 1973-76 годах Почта СССР выпускала серию марок «История отечественного автомобилестроения». Ежегодно печатались 5 миниатюр – всего их было 20 штук. Количество каждой – от 3,3 до 5,6 миллионов экземпляров.

Автомобильные марки, 1973 год

Тираж 1973-го был посвящен отечественным машинам 1909-32 годов выпуска.

  1. Руссо-Балт – эта марка выпускалась на вагонном заводе в Риге в 1909 году и считается первым русским серийным автомобилем.
  2. АМО-Ф15 – первый советский грузовик, массовый выпуск которого начался в 1924 году. Простой, удобный в эксплуатации, разработан на основе итальянского грузовика FIAT.
  3. НАМИ-1 – этот автомобиль стал первой «легковушкой», созданной в Советском Союзе. Его разработал молодой инженер Константин Шарапов как свою дипломную работу – было это в 1925-ом, а через два года НАМИ-1 уже пошел в производство. Собирали его на Московском заводе «Спартак» в небольшом количестве. Проект был попыткой объединить конструктивную простоту мотоцикла и комфорт четырехместной малолитражки.
  4. Я-6 – первый в СССР пассажирский автобус появился в 1929 году. Это – «ноу-хау» работников Ярославского завода, которые решили использовать шасси грузовика Я-5, чем существенно удешевили производство городского транспорта. Ведь большинство узлов закупалось за рубежом. Я-6 комплектовался мощным двигателем, электрическим стартером, у него было левое расположение руля, что упрощало управление автобусом.
  5. ГАЗА – на этой почтовой марке ретро-автомобиль 1932 года выпуска. В 1929-ом советское правительство приобрело лицензию и техническую документацию у Ford Motor Company, поэтому пятиместный фаэтон является копией модели Ford-A. Это была первая советская легковушка, которую массово собирали на конвейере.

1974

Следующий тираж марок, посвященных истории советского автомобилестроения, охватил модели 1932-36 годов выпуска.

Автомобильные марки, 1974 год

В пятерку вошли:

  1. ГАЗ-АА – грузовик образца 1932-го выпускался на Нижегородском, а позднее – на Горьковском заводе. В народе он больше известен как «полуторка». Простая и маневренная, она очень выручала в годы Второй Мировой войны.
  2. ГАЗ-03-30 – автобус, выпускавшийся на шасси «полуторки». Первая модель датируется 1933 годом. Во время войны производство было приостановлено, а после войны возобновилось. В общей сложности автобусный филиал Горьковского автозавода выпустил 18 613 единиц.
  3. ЗИС-5 — «трехтонка» образца 1933-го, вторая по объемам производства после «полуторки» грузовая машина. Ее выпускал завод имени Сталина (с 1956-го – завод имени Лихачева) до 1948 года. Общее количество ЗИС-5 с модификациями – почти 600 тысяч экземпляров.
  4. ЗИС-8 – серийный автобус, рассчитанный на 21 посадочное место. Первая модель собрана в 1934-ом, выпускался всего два года. В дальнейшем было еще несколько модификаций – во время войны использовался как санитарный транспорт.
  5. ЗИС-101 – машина представительского класса, советский лимузин. Годы выпуска – 1936-41-й. Собирали его на Московском заводе имени Сталина.

1975

Третья часть серии была массовой: тиражи отдельных марок, вошедших в нее, составляли 5,6 млн. штук.

Автомобильные марки, 1975 год

Изображения охватили период советского автомобилестроения 1936-43 годов.

  1. ГАЗ-М-1— легендарная советская «Эмка», ставшая эпохальной для СССР, Ее выпускал Горьковский завод имени Молотова с 1936 по 1943-й. В первые года «Эмка» уже покоряла дороги необъятного Союза.
  2. ЯГ-6 – пятитонный грузовик, продолжатель серии ЯГ-3 и ЯГ-4. Производил его Ярославский завод.
  3. ЗИС-16 – пассажирский автобус вместительностью до 34 пассажиров. Его собирали, как и ранние версии, на деревянном каркасе, но форма кузова стала более обтекаемой. Узнаваемый дизайн сделал ЗИС-16 визитной карточкой столичных улиц 30-50-х годов.
  4. КИМ-10 – первая малолитражка в СССР, опытный образец появился 25 апреля 1940-го, а уже через год первая партия из 500 единиц поступила в продажу. Ее быстро раскупили – до наших дней сохранились четыре образца.
  5. ГАЗ-67Б – военный автомобиль с открытым кузовом, выпускался в 1943-м, комплектовался полным приводом. Модель создавалась под началом одного из лучших конструкторов того времени Грачева. В конце войны ГАЗ-67Б использовали как штабной автомобиль. Также он перевозил пехоту и раненых бойцов.

1976

По мере выхода серии почтовых марок с автомобилями рос и интерес филателистов к ним. Тиражи финальной пятерки миниатюр доходили до 6,95 млн. штук. Ее тема – советские машины 1945-47 годов.

Автомобильные марки, 1976 год

  1. ЗИС-110 – в 1945 завод Лихачева выпустил первое послевоенное представительское авто. Он снят с производства в 1958-ом – за это время собрано 2072 единицы в нескольких модификациях.
  2. ГАЗ-51 – знаменитый «Газон» сошел с конвейера 6 января 1946-го. В следующие 10 лет шло активное его производство, а в затем уже появилась усовершенствованная модификация ГАЗ-51А. Оба грузовика – долгожители. Количество собранных единиц тоже впечатляет – 3 481 033 штуки. Показатель один из самых массовых в мире.
  3. Газ-М20, или знаменитая Победа – серийная легковушка, которую производил Горьковский автозавод. Первый образец появился в 1946-ом, последний – в 1958-ом.
  4. ЗИС-150 – советский грузовик собирался в 1947-57 годах, затем его заменили усовершенствованной модификацией – ЗИЛ-164.
  5. ЗИС-154 – один из первых автобусов послевоенного времени для городских пассажирских перевозок. Конструкция пассажирского транспорта считалась передовой для СССР, ведь разработчики впервые серийно использовали цельнометаллический несущий кузов вагонного образца.

1980

В 1980-м почтовая служба выпустила нехарактерную серию, посвященную гоночным болидам. В нее вошли 4 марки стоимостью 2, 6, 15 и 32 копейки. На лицевой стороне изображены разновидности ХАДИ.

Автомобильные марки, 1980 год

ХАДИ – это Харьковский автомобильно-дорожный институт, студенты и сотрудники которого работали над скоростными машинами. Все разработки назывались «ХАДИ» и имели порядковые номера.

  1. ХАДИ-7 – газотурбинный спорткар, разработанный в 66-ом. Его спроектировал Владимир Никитин, возглавлявший в то время лабораторию в институте. Модель укомплектовали вертолетным мотором мощностью 400 лошадей, расчетная скорость превышала 400 км/ч. ХАДИ-7 участвовал в заездах на протяжении четырех лет и установил 4 всесоюзных рекорда. В 66-ом он разогнался до 320 км/ч на дистанции 1 км.
  2. ХАДИ-10 – поршневое гоночное авто образца 1971-го. По техническим характеристикам соответствует ХАДИ-8, но с несколько измененной формой и кузовом, изготовленным из листов магниевого сплава.
  3. ХАДИ-11 Э – электромобиль, первый в истории СССР. Автор идеи – инженер-электротехник Стебченко. Работа над проектом началась в 71-ом.
  4. ХАДИ-13 Э – второй советский электромобиль, сконструированный и собранный в лаборатории Харьковского института группой инженера Никитина. В нем впервые скоростью управляла электроника.

1986

Серия 1986-го, состоявшая из 5-ти миниатюр, посвящена грузовым машинам. В нее вошли почтовые знаки с изображениями:

Автомобильные марки, 1986 год

  1. Урал-375Д – полноприводного авто повышенной проходимости.
  2. ГАЗ-53А – серийного среднетоннажного грузовика, представителя третьего поколения ГАЗ.
  3. КрАЗ-256Б – карьерного самосвала для работы в тяжелых условиях, его выпускали в Кременчуге (Украина).
  4. МАЗ-515Б – минского грузовика, разработанного специально для международных перевозок «Совтрансавто». Модель хорошо зарекомендовала себя на европейских дорогах.
  5. ЗИЛ-133ГЯ – бортового тягача с откидными бортами.

До распада Советского Союза оставалось 5 лет. Автомобилестроение, как и другие отрасли экономики, переживали не лучшие времена. Разработка новых моделей машин приостановилась. Не печатались и марки с их изображениями. Тем ценнее те экземпляры, что выпущены раньше.