Монеты Древней Руси

Коллекционеров и инвесторов очень интересуют первые монеты Древней Руси. Они ценятся не только с финансовой точки зрения, но и как исторические артефакты, которые только прибавляют в цене с каждым годом. Обладание таким экземпляром считается невероятной удачей.

История возникновения

Долгое время на территории Древней или Киевской Руси сохранялся натуральный обмен. Это было связано с тем, что территориально она была отстранена от крупных торговых путей, повсеместно велось натуральное хозяйство, а массово закупать товары у иностранцев необходимости не было. Те денежные единицы, которые попадали в руки местных, использовались не для расчётов, а в качестве украшения на шею для состоятельных людей.

Во время правления Владимира Святославовича престиж Киевской Руси начал расти, отношения с европейскими государствами стали более тесными, в том числе — в области торговли. Это требовало введения денежных единиц, которые ценились бы в любой стране. Именно поэтому материалом для неё было выбрано золото и серебро.

Монеты времен Владимира Великого

По другой версии такие монеты не были средством для расчёта, а изготавливались исключительно как наградной знак для персон, приближенных к княжескому семейству. Но этот вариант маловероятен, так как на найденных экземплярах эксперты отмечают явные следы нахождения в обращении, то есть ритуальными, подарочными или наградными их считать нельзя. Так как их обнаружили в Пинске и в Кинбурне, можно сделать вывод, что первые монеты Древней Руси использовались для платёжных целей в разных регионах.

Но первостепенная роль новых денег всё-таки отводилась не экономическому направлению, а заключалась в доказательстве политического суверенитета государства. В то время выпуск монет был одним из факторов, необходимых для того, чтобы добиться уважения на внешней политической арене.

Златники

Когда Русь получила крещение, Владимир Святославович пошёл на ещё один шаг укрепления связей с Византией — чеканку денежных знаков по византийскому типу.

Название

На данный момент точно неизвестно, как современники называли эти монеты в Киевской Руси. Название дали историки, оно происходит от слова «злато», как именовали этот материал в те времена.

Златники

Поскольку золотые деньги тогда использовались в разы меньше, чем серебряные, то официальное название в документах и архивах не сохранилось.

Изготовление

Монетный двор был расположен в столице — в Киеве. Для изготовления использовалась старая технология чеканки при помощи сопряжённых штемпелей. Это было подобие щипцов, на внутренней стороне которых и располагались штемпели. На это указывают неровности по ободу, которые возникали при неидеальном соединении половин.

Интересно, что для каждого отчеканенного златника, известного на данный момент, был создан индивидуальный штемпель. То есть для каждого аверса есть уникальный реверс. Они немного отличаются от экземпляра к экземпляру. На данный момент известно 6 разных штемпелей. Несмотря на то, что все надписи и изображения выполнены очень близко, есть и существенные отличия. Например, на паре №4 пропущена буква в слове на аверсе. Это долго поддавало сомнению подлинность этого златника, пока спектральный анализ не поставил точку в этом вопросе.

Штемпеля №5 и №6 были скопированы с предыдущих, и хоть мастер был хорошим специалистом, некоторые детали после них не такие резкие. К тому же, на этих выпусках дорисована рука Христа, прижатая к груди. Буквы поменяли ориентацию от центра к гурту.

Дизайн

Дизайн этого монетного диска, как и всех остальных в Киевской Руси, был стилистически близок к византийским солидам. Это общая тенденция, так как Владимир Святославович продолжал курс на сближение с этой страной, следуя политике, основоположницей которой была ещё его бабушка Ольга. Поэтому византийское направление повлияло на много сфер жизни современников, в том числе ярко отразилось в геральдике. Этому способствовал и брак Владимира Святославовича с Анной — царевной из Македонской династии.

Дизайн златников

Эта золотая монета повторяет габариты, дизайн и средний вес традиционной византийской чеканки того периода.

Описание

Диаметр златников отличается от экземпляра к экземпляру из-за особенностей изготовления в диапазоне 1,9-2,4 см. Вес колеблется в пределах 4,0-4,4 г. Пробы золота разных экземпляров тоже отличаются от 916 до 958. Характерно, что чем больше вес златника, тем ниже его проба. Возможно, таким образом уравновешивали содержание чистого золота в каждом экземпляре, но эта версия пока не доказана.

Аверс

Погрудное изображение Христа, прижимающего к груди Евангелие. Правая рука изображена в момент благословения. По периферии в верхней половине расположены слова «ІСУСЪ ХРИСТОСЪ».

Реверс

Погрудный портрет Владимира Святославовича анфас. На нём шапка с подвесками и крестом. В нижней половине изображены схематичные ноги. В правой руке у него крест, а левая покоится на груди. Справа в верхней половине виден трезубец — родовой герб киевских князей рода Рюриковичей. Ближе к бортику по кругу расположена надпись кириллицей «ВЛАДИМИРЪ НА СТОЛѢ», что означает «Владимир сейчас на престоле». На двух экземплярах текст другой: «ВЛАДИМИРЪА СЕ ЕГО ЗЛАТО».

История обнаружения

Всего обнаружено 11 златников. Первый купил Г. Бунге у солдата в Киеве. Покупка состоялась 1796 году, продавцом был человек, получивший златник от своей матери. Через 19 лет его перекупил нумизмат по фамилии Могилянский, но потерял этот экземпляр. К счастью, остался слепок из гипса. Специалисты сначала причислили эти деньги к сербским или болгарским подражаниям на византийские солиды.

Но в 1804 году в Пинске обнаружили клад с солидами и несколькими златниками, которые позже были переданы в Эрмитаж. После тщательного изучения было установлено, что по происхождению они древнерусские. Это удалось выяснить после восстановления и расшифровки текста. Этот факт заставил пересмотреть заново весь пинский клад, и количество идентифицированных златников в нём увеличилось до 4.

Сейчас 10 экземпляров хранятся в таких музеях:

  • 7 штук — Россия, Эрмитаж;
  • 1 штука — Россия, Государственный исторический музей г. Москва;
  • 1 штука — Украина, Национальный музей истории;
  • 1 штука — Украина, Одесса, археологический музей.

Выпуск этих монет продолжался на протяжении 1-2 лет, но в обращении они были вплоть до правления Ярослава Мудрого.

Как купить

Золотые монеты Древней Руси очень редкие. Купить их на аукционе, а тем более, в частных руках невозможно. Сейчас даже не пытаются изготавливать подделки, так как каждый златник подлежит обязательной экспертной проверке. Но в позапрошлом и в начале прошлого века это была распространённая практика, и подделки того периода тоже имеют свою цену, хоть она намного уступает стоимости оригиналов.

Сребреник

Именно сребреник был самой распространённой денежной единицей Киевской Руси.

Название

Само слово «сребро» тогда было синонимом современного «деньги». «Сребро князя» — так называлась казна князя. Это название упоминается во многих архивных древнерусских летописях.

Сребреник

Со временем название изменилось: сребреник начали именовать ногатой. Такая перемена была вызвана сменой веса.

Изготовление

Производство вели в Киеве на княжеском монетном дворе. Чеканились они практически тем же методом, что и златники, но за небольшим исключением: на базе одного штемпеля производилось много монет.

Предварительно из толстого листа серебра вырезали заготовки в виде кругов. Форма у них не соответствовала идеальному кругу, что видно по немного сдавленным бокам.

Дизайн

Как и все денежные знаки периода Древней Руси, сребреники дизайном явно напоминают своего прототипа — византийского солида. Хотя общая стилистика сохранена, вес немного крупнее, он доходил до 3,5 г. Сререник очень напоминал золотую киевскую монету, разрабатывались они, по всей вероятности, одновременно. То, что автором был один и тот же человек, не подлежит сомнению.

Дизайн сребреника

Описание

Вес сребреников колебался в пределах 3,0-3,5 г (из-за неточной обрезки заготовок). Проба очень сильно варьировала: в некоторых экземплярах она доходила до 800, а в других спускалась до 300. Изделий с низкой пробой обнаружено гораздо меньше, чем с высокой.

Аверс

Лицевая сторона была увенчана изображением Владимира Великого, который восседает на троне и держит в руке трезубец как главный признак княжеской власти. Изображение схематичное, не портретное. Ближе к гурту расположена надпись большими буквами: «ВЛАДИМИР НА СТОЛЕ, А СЕ ЕГО СРЕБРО», то есть «Владимир сейчас занимает престол, а это его деньги».

Реверс

Оборотная сторона монеты на ранних выпусках была увенчана ликом Иисуса Христа, а на более поздних выпусках изображение заменено на крупный трезубец как символ государственной власти.

История обнаружения

На данный момент обнаружено около 400 единиц таких серебряных изделий. Практически все они найдены до 1900 года, идентифицированы и описаны историками. Большинство из них находятся в экспозициях исторических и археологических музеев, но некоторые хранятся в частных коллекциях.

Как купить

Приобрести сребреники можно на аукционах или в тематических сообществах, но выпадает такая возможность редко. Стоимость колеблется в зависимости от таких факторов:

  • сохранность монеты;
  • проба серебра;
  • изношенность;
  • первые или последующие выпуски.

В отличие от златников, древнерусские монеты из серебра иногда встречаются в продаже, но при покупке нужно учитывать, что сейчас известно менее 400 экземпляров, и каждый из них уже сертифицирован. Если появляется новая единица, то это сопровождается освещением в кругах специалистов и в прессе. Самая низкая цена, по которой за последние десятилетия был приобретён сребреник, составила 250 тыс. рублей.

Последняя партия была выпущена в 1094 году во времена Олега Святославовича.  Полностью выпуск приостановился при правлении Ярослава Мудрого, и пауза в чеканке монет Древней Руси затянулась на 2 столетия. Самые ценные экземпляры выпускали в самом конце — с 1083 по 1094 год в Тмутаракани. Их обнаружено совсем мало, что непосредственно влияет на цену.